» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Автор: Бочкарева Елена Викторовна, учитель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Историко-литературный конкурс как технология реализации системно-деятельностного подхода в основной школе

Статья просмотрена: 272 раз


Изучая новые требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы основного общего образования, хотелось бы остановиться на главном требовании, лежащем в основе нового образовательного стандарта (стандарта второго поколения), − системно-деятельностном подходе, который должен обеспечить активную учебно-познавательную деятельность учащихся.

Так, в рамках изучения русского языка в основной школе деятельностный подход становится принципиальным моментом в организации учебного процесса, потому что именно через деятельность осуществляется формирование функциональной грамотности, которая предполагает не только наличие знаний об устройстве языка, но и наличие речевой культуры у учащихся. В процессе обучения формирование речевой культуры происходит посредством формирования таких умений, как использования различных видов чтения, информационной переработки текстов, различных форм поиска информации и различных способов ее передачи в соответствии с речевой ситуацией и литературно-этическими нормами.

Заметим, что на протяжении всего обучения учащиеся познают нормы как устной, так и письменной формы речи. Но о письменной форме речи хотелось бы поговорить подробнее. Исследованию письменной формы речи посвящено немало как лингвистических (И. А. Бодуэн де Куртенэ, Л. Р. Зиндер, Ф. де Соссюр), так и с психологических (Л. С. Выготский) трудов. Все исследователи сходятся в том, что письменная форма речи – это опосредованная, многословная, развернутая, точная форма речи, близкая к монологу. Кроме того, это та форма речи, которая осуществляется намеренно и сознательно, для которой нет ограничения во времени, которая не предусматривает необдуманных ответов. Поэтому именно письменная форма речи в различных своих жанрах позволяет нам сохранить накопленный опыт и передать его потомкам в полном объеме.

Одной из технологий совершенствования письменной формы речи для нас стал историко-литературный конкурс («Великие люди и великие открытия» 2011 год, «О сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух» 2012 год, «Жизнь замечательных людей Пермского края» 2013 год), который проводился в течение ряда лет на базе нашего учебного заведения – МАОУ «Гимназия № 31 г. Перми». Решая актуальные задачи: формирование положительной мотивации к обучению, к получению новых знаний в рамках предмета, формирование системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, которые являются неотъемлемой частью личностной и гражданской позиций учащихся, обучение преобразованию и применению знаний в учебно-проектных и социально-проектных ситуациях – мы предложили учащимся школ, лицеев и гимназий Перми и Пермского края в разных жанрах (стихотворение, ода, рассказ, очерк, посвящение, эссе и т.п.) письменной формы речи осмыслить историю Отечества, края и города. Осуществляя подготовку к конкурсу, мы активизировали работу творческой мастерской, в рамках которой учащиеся очно и дистанционно могли получить консультации по оформлению работы: выяснить особенности построения работы в определенном жанре, получить консультацию по речевому оформлению своей работы. Работа с учащимися велась как в группах, так и индивидуально. Количество работ, присланных на конкурс, всегда было немалым, но только лучшие работы были допущены к печати. Здесь будет уместным заметить, что результатом каждого историко-литературного конкурса был сборник работ учащихся, поэтому все до одной работы были проанализированы членами редакционной комиссии, которая формировалась из учителей-словесников высшей категории «Гимназии № 31 г. Перми». Положительный отзыв о работе был допуском ее к печати.

Таким образом, именно в деятельностном режиме учащимся не только нашей гимназии, но и учебных заведений Перми и Пермского края удалось не только убедиться в характеристиках письменной формы речи, но и понять принципы построения разных жанров письменной формы речи. Думается, что историко-литературный конкурс позволил создать именно те условия, в который беспрепятственно может формироваться функциональная грамотность учащихся основной школы.




Список литературы:



Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: