» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Январь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №1 (10) 2018
Автор: Кядыкова Анна Сергеевна, магистр
Рубрика: Технические науки
Название статьи: Литий и электроника
УДК 502/504
ЛИТИЙ И
ЭЛЕКТРОНИКА
Кядыкова Анна Сергеевна
магистр, направление Теплоэнергетика и
теплотехника
Кафедра «Химии и электрохимической энергетики»
Азизова
Татьяна Ашотовна
магистр, направление Теплоэнергетика и
теплотехника
Кафедра «Инновационные технологии наукоемких
отраслей»
Алтухова
Татьяна Андреевна
магистр, направление Теплоэнергетика и
теплотехника
Кафедра «Инновационные технологии наукоемких
отраслей»
Жукова
Екатерина Альбертовна
магистр, направление Теплоэнергетика и
теплотехника
Кафедра «Энергетика высокотемпературных
технологий»
Национальный Исследовательский Университет
«Московский Энергетический Институт», город
Москва, Россия
Аннотация. Получившая в наши дни широкое распространение
портативная техника не обходится без аккумуляторов. Быстрые темпы ее развития
влекут за собой экспоненциальный рост производства источников питания. Самый
популярный тип аккумуляторов в таких устройствах, как мобильные телефоны,
ноутбуки, цифровая фото и видеоаппаратура – литий-ионные. Впервые такой аккумулятор выпустила
корпорация Sony в 1991 году. Масштабное производство набирающих
популярность электромобилей напрямую связано с мировым производством лития, что
может привести к превышению спроса над предложением.
Ключевые слова: ХИТ,
электромобиль, аккумуляторы
Получившая
в наши дни широкое распространение портативная техника не обходится без
аккумуляторов. Быстрые темпы ее развития привели к экспоненциальному росту
производства источников питания.
Самый
популярный тип аккумуляторов в таких устройствах, как мобильные телефоны,
ноутбуки, цифровая фото и видеоаппаратура – литий-ионные. Впервые такой аккумулятор выпустила
корпорация Sony в 1991 году. Перове их
поколение было подвержено взрывному эффекту из-за образования дендритов и, как
следствие, замыкания электродов. Проблему решили заменой металлического
литиевого анода на графит. Данные аккумуляторы по сравнению с массово
выпускаемыми конкурентами обладают высокой емкостью, и с недавних пор ими
заинтересовалась автомобильная промышленность. Количество электромобилей по
итогам 2016 года превысило два миллиона единиц. Приведенные в таблице данные
учитывают только легковые автомобили, помимо которых, например, в Китае, около
ста шестидесяти тысяч электроавтобусов. В связи с
ухудшающейся экологической обстановкой Китай реализует государственную
программу замещения транспорта с двигателями внутреннего сгорания на электрический.
Таблица 1.
Продажи по регионам
|
2015 год |
2016 год |
Прирост |
Китай |
190 |
351 |
+ 85 % |
Европа |
196 |
221 |
+ 13 % |
США |
115 |
157 |
+ 36 % |
Япония |
25 |
22 |
- 11 % |
Остальные |
20 |
22 |
+ 11 % |
По прогнозам
Международного энергетического агентства (МЭА) в 2017 ожидается продажа 1,2 млн электромобилей, а в 2018 году
– 1,6 млн, при этом Китай будет представлять более
половины рынка.
Таблица 2. Мировое
производство и потребление лития, тыс. тонн
год |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Производство |
25,2 |
18,8 |
24,0 |
24,7 |
26,0 |
Потребление |
22,6 |
19,2 |
24,5 |
25,9 |
26,5 |
Баланс |
+2,6 |
-0,4 |
-0,5 |
-1,2 |
-0,5 |
Масштабное
производство электромобилей напрямую связано с мировым производством лития.
Одну аккумуляторную батарею электромобиля необходимо заменить сотней
аккумуляторов среднестатистического ноутбука. В 2002 году стоимость тонны лития
составляла 2 000 $, а в 2017 превысила 9 000 $.
Рисунок 1. Оценка
использования лития в мире в 2011 году
Мировые
запасы лития велики, но экономически и энергетически выгодных способов его
получения мало. В настоящее время Чили производит 46 % мирового объема лития, а
Аргентина 26 %, добыча производится на солончаках. Солончак Уюни
– крупнейшая соляная пустыня мира, которую также называют самым большим в мире
«зеркалом». До сих пор это одно из самых отдаленных и недоступных плато на
нашей планете. Добычей на окраине пустыни занимается исключительно
правительство Боливии. Благодаря уникальным условиям (масштабы, наличие тонкого
слоя воды, чистого неба и сухого воздуха) это идеальное место для калибровки
спутников. Увеличение масштабов добычи лития приведет к
нанесению непоправимого ущерба уникальному пейзажу и повлияет на систему
водоснабжения близлежащих поселений.
Увеличение
мирового производства лития до уровня, способного удовлетворить экспоненциально
растущие потребности как автомобильной промышленности,
так и существующие ранее сферы его потребления, может оказаться невозможным при
использовании современных методов добычи. Возрастет цена на литий и
использующие его потребительские устройства.
Поэтому необходимо заниматься поиском новых методов экономичного и экологичного получения лития, его эффективного
использования. Необходимо развивать технологии утилизации химических источников
тока, это позволит не только улучшить экологическую обстановку, но и вернуть
часть затраченного сырья. К сожалению, сейчас перерабатывается только 3 % от
мирового объема производимых аккумуляторов и батареек. Также необходимо развивать
альтернативные источники тока, например, топливные элементы. Государственная программа Японии нацелена на
развитие водородной энергетики. Также компания Toyota, ранее была ориентирована на развитие электромобилей
с литиевыми аккумуляторами, но в последующем занялась разработкой водородных
топливных элементов. Развитие топливных элементов может стать хорошим решением в том числе для портативной техники.
Список литературы:
- Коровин Н. В. Химические источники тока: Справочник/ Коровин Н. В., Скундин А. М. – М.: МЭИ, 2003. – 740 с.
- Багоцкий В. С. Химические источники тока/ Багоцкий В. С., Скундин А. М. – М.: Энергоиздат, 1981. – 360 с.
Комментарии: