» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Январь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №1 (10) 2018

Автор: Беккуватова Камила Вадимовна, студент
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Сушность, функции и исторические предпосылки развития финансов

Статья просмотрена: 585 раз

УДК 330

СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВ

Беккуватова Камила Вадимовна

студентка 3 курса учетно-финансового факультета

научный руководитель: Углицких Ольга Николаевна

к.э.н., доцент кафедры финансы, кредит и страховое дело

Ставропольский государственный аграрный университет, гтаврополь

 

Аннотация. В данной статье рассмотрены предпосылки возникновения финансов, сущность финансов, а также основные функции финансов как экономической категории.

Ключевые слова: фонды денежных средств,  государственные финансы,  финансы,  централизованные,  децентрализованные финансы,  государственный бюджет,   финансовые ресурсы.

 

Одним из дискуссионных вопросов в экономической теории  считается вопрос об экономической сущности финансов. Финансы - явление сложное, неоднозначное, поэтому определить их сущность непросто. Данная  проблема приобрела особую актуальность в процессе формирования новой финансовой системы России, в которой происходит создание рыночного хозяйства, ориентированного на потребности общества.  В силу этого необходимо обратиться к роли финансов, их содержанию, опираясь при этом на многовековой опыт их использования.

С давнего времени термин «финансы»  имеет латинское происхождение  от слова «финиш». Слово финиш, как известно, означает завершение какого-либо дела или конец. Это слово использовалось еще в древнеримском государстве при окончании судебных тяжб. В большинстве своем судебные процессы оканчивались денежным платежом в пользу истца, поэтому слово « финиш» преобразовалось в слово «финанциа», что значило «денежный платеж». В Италии слово «финанциа» достаточно долгий период использовалось в качестве значения денежного платежа. Однако сегодня финансы понимаются вовсе не как денежные платежи.

В средние века финансы связывали с доходами и расходами государства. В.И. Даль в своем толковом словаре дает следующее определение финансам - это «все, что относится к доходам и расходам государства». В учебнике по финансам, изданным Казанским университетом, финансы определены были как «денежная натура государственных издержек.

В конце IX – начале XX веков с развитием капитализма финансы стали сравниваться с денежными средствами. «Финансы – это все то, что имеет отношение к деньгам» - такое определение дают современные зарубежные учебники.

Российская наука, а также ранее существовавшая советская наука прошли огромный путь исследования сущности финансов. В 30-х годах XX в. в СССР финансы определялись как экономические отношения, возникающие между людьми по поводу производства, распределения и использования финансовых ресурсов страны.[6] Это получило так называемую «расширительную» трактовку сущности финансов, когда практически все экономические отношения являлись финансовыми. Но все же, это далеко не так, потому что финансы составляют только определенную часть экономических отношений. В 50-е годы XX века советские ученые, занятые в сфере финансовых и экономических явлений, отказались от «расширительной» трактовки и ограничились некоторыми отличительными признаками. К числу признаков финансов относятся:

1.                  Распределительный и перераспределительный характер финансовых отношений, т.е. финансы – отношения не производственные, а отношения распределительные, которые связаны с распределением полученных доходов.

2.                  Тесная связь фондов денежных средств с финансами.

3.                  Органическая связь финансов с государством, регламентирующим законодательно финансовые отношения. Это является отличительным признаком финансов от кредитных  отношений. Централизованные финансы регламентируются в большем объеме в отличие от децентрализованных.

4.                  Безэквивалентный характер финансовых отношений, свидетельствует об одностороннем движении денежных средств.

Как известно, все экономические категории выполняют свои определенные функции, в которых проявляется сущность категории. Финансы выполняют две основные функции - распределительную и контрольную.[5]

Основным назначением распределительной функции является обеспечение каждого субъекта хозяйствования необходимым для него составом финансовых ресурсов. Р.Мертон и Э. Боди подтверждают данную мысль: «Главной функцией финансов является удовлетворение потребностей общества, включая все жизненные потребности в одежде, пище, жилье». Это выступает конечной целью распределения. Валовой внутренний продукт выступает основным объектом распределения.[1]

В 1700 году ВВП России составлял по отношению к ВВП следующих стран:

·                    Китай — 19,6 %

·                    Индия — 17,7 %

·                    Япония — 105,2 %

·                    Франция — 76,4 %

·                    Великобритания — 151,4 %

·                    Германия — 120,9 %

·                    Италия — 111,0 %

 В 1820 году ВВП России на душу населения составлял по отношению к аналогичному показателю следующих стран:

·                    США — 54,8 %

·                    Китай — 114,8 %

·                    Индия — 129,3 %

·                    Япония — 103,0 %

·                    Франция — 56,0 %

·                    Великобритания — 40,9 %

·                    Германия — 65,1 %

·                    Италия — 61,7 %

В 1913 году ВВП России на душу населения составлял по отношению к аналогичному показателю следующих стран:

·                    США — 28,1 %

·                    Китай — 269,6 %

·                    Индия — 221,1 %

·                    Япония — 107,3 %

·                    Франция — 42,6 %

·                    Великобритания — 30,2 %

·                    Германия — 40,8 %

·                    Италия — 68,0 %

Субъектами распределения выступают государство, физические и юридические лица. Методами распределения являются государственные расходы и налоги. Налоговый метод – установленное законом, обязательное, безвозмездное, регулярное изъятие имущества или части доходов налогоплательщиков на нужды государства. На основании налоговых сборов формируются централизованные фонды денежных средств, используемых в дальнейшем как метод государственного финансирования.

Роль распределительной функции финансов возрастала. Если до первой мировой войны с помощью финансовой системы распределялось от 10 до 15%  мирового валового продукта, то на сегодняшний день это доля колеблется в разных странах от 35 до 55%.

Второй не менее важной является контрольная функция финансов. Она рассматривается в двух аспектах. С одной стороны, контрольная функция финансов проявляется в сознательном использовании контрольного свойства финансовых отношений в управлении финансами. Речь идет об организации финансового контроля, т.е. целенаправленной и планомерной деятельности государственных и негосударственных органов по проверке правильности, обоснованности формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в интересах развития общества.

Вторая форма проявления контрольной функции финансов – процесс контроля над распределением валового внутреннего продукта и национального дохода. Все существующие финансовые отношения связаны с контролем за формированием и использованием фондов денежных средств. Например, выплата пенсий и пособий, налоги, финансирование инвестиций автоматически выполняют контрольную функцию. Благодаря контрольной функции финансов общество узнает о том, как своевременно поступают денежные средства различным хозяйствующим субъектам, насколько эффективно используются финансовые ресурсы, какие пропорции складываются в их распределении между государством и физическими, юридическими лицами.[2]

Финансы представляют собой историческую категорию, которая прошла длительный путь развития, исчисляемый тысячелетиями. Общественное разделение труда, товарное производство и товарный обмен являются предпосылкой возникновения финансов. Как система денежных отношений финансы не выделяются из сферы производства, распределения, обмена и потребления. Для их появления нужна вторая предпосылка, которой является государство. В целях финансирования общественных потребностей государство как система органов публичной власти, управляющая важнейшими сферами жизни общества, опираясь на законодательство, формирует и использует государственные фонды.[3] Основными потребностями общества выступают: обеспечение обороноспособности страны, регулирование экономики, охрана внутреннего порядка, лечение и содержание нетрудоспособных, образование юношества. К примеру, в Древнем Риме существовала наемная армия, тогда жалование солдатам начислялось 3 раза в год. Изначально государственные чиновники безвозмездно выполняли свои функции, поэтому расходы на управление государством были минимальными. Со временем чиновникам стало выделяться государственное жалование. Главную статью расходов древнеримского государства составляло строительство сооружений и общественных зданий. Для создания централизованных фондов государство взимает налоги и делает займы как внутри страны, так и за ее пределами. Первые налоги взимались с земли и жилищ. Они имели название реальных налогов. В Древнем Риме во времена императора Калигулы взимался подоходный налог, который составлял 1/8 часть дохода, что по тем временам считалось сущим грабительством. Были также введены косвенные налоги, т.е. налоги на товары и услуги. Первыми объектами косвенного обложения выступали алкогольная продукция и табачная продукция,  имеющих популярность у различных слоев населения.

Важно отметить и то, что изменение типа общественно-экономической системы меняет и сущность финансов. Так, например, основными статьями расходов федерального монархического государства выступали военные расходы, расходы на содержание королевского двора и роскошь, а также расходы на погашение государственного долга. При этом глава государства считал, что государственная казна находится полностью в его собственности. В XII веке Людовик XIV сказал: «Государство - это я», и данный принцип управления финансами был характерен для феодальных государств.[4]

Молодая европейская буржуазия старалась установить контроль над государственными финансами. В Великобритании впоследствии буржуазной революции в конце XVII века государственный бюджет стал гласным, он начал публиковаться в газетах и утверждался парламентом.

Государственный бюджет России в 20-е годы XX века носил название  «пьяный» бюджет, из-за того, что он в основном состоял из акцизов на водку. Бюджет был дефицитным, и государство балансировало его с помощью внутренних и внешних займов. Высокая зависимость России от внешних займов поспособствовала  началу финансового кризиса и ускорила проведение революций начала XX века.[7]

В России с начала 90-х годов XX века происходит создание рыночной системы хозяйствования, и финансы получили новый путь развития.

                 



Список литературы:

  1. Боди З., Мертон Р. Финансы. М.: Вильямс, 2007.
  2. Болотин В. В. О функциях финансов в учебниках и преподавании // Финансы. 2012. № 7.
  3. Ричард А. Масгрейв, Пегги Б. Масгрейв. Государственные финансы: теория и практика. М.: Бизнес Атлас, 2009.
  4. Финансы / под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской, Б. М. Сабанти. М.: Юрайт, 2010.
  5. Щедров В. И. К вопросу о сущности и функциях финансов // Финансы. 2012. № 3.
  6. Аникеева А. А. Содержание финансов в научной и практической деятельности Н. С. Мордвинова / А. А. Аникеева // Финансы и кредит. - 2010. - № 44. - С. 66-73.
  7. Татынов С. И. Теоретический анализ концепций сущности финансов при социализме и в современной экономике / С. И. Татынов // Финансы и кредит. - 2009. - № 42. - С. 26-37.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: