» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июнь, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №3 2017

Автор: Смыр Тамаз Рамазович, Студент
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Уголовно-правовые меры борьбы с терроризмом

Статья просмотрена: 1467 раз

УДК 343

Уголовно-правовые меры борьбы с терроризмом

Смыр Тамаз Рамазович

студент

Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

Россия, г. Москва

Аннотация. В данной статье раскрыта уголовно-правовая характеристика терроризма посредством исследования его понятия и сущности, проведен анализ элементов состава рассматриваемого преступления. Рассмотрены проблемы борьбы с терроризмом и ее основные направления. Раскрыты правовые основы противодействия терроризму, проанализированы уголовно-правовые механизмы противодействия данному явлению.

Ключевые слова: терроризм, террористический акт, объективная и субъективная стороны терроризма, меры борьбы с терроризмом.

Понятие терроризм, происходящее от латинских слов — страх, ужас — это способ политической борьбы, который используется организациями экстремистского толка для оказания давления на различные субъекты международной деятельности [1].

Терроризм представляет собой политику устрашения, подавления и уничтожения противников насильственным методом [3].

Терроризм – это вызов всему международному глобальному сообществу. В связи с этим необходимость четкого определения и понимания вопросов и проблем на внутригосударственном и на международном уровне, как никогда, сегодня очевидна [15].

Дать определению терроризма совершенно точно или всеобъемлюще трудно, так как приходится ограничиваться простым описанием данного явления. Реже именно так поступают специалисты, когда ведут речь не о юридических формулировках, а о терроризме как явлении. Его исследуют представители многих наук (социологии и психологии, уголовного права и криминологии, других отраслей знания), но чаще всего выделяется социологическое направление [5,6,7,8].

Однако, поскольку терроризм изучается, прежде всего, для борьбы с ним, специалисты неминуемо обращаются к решению законодательных проблем, уголовно-правовым и криминологическим исследованиям, ко многим другим категориям научного анализа.

Важно отметить, что терроризм как социальное явление в последние 10—15 лет превратился в острейшую мировую проблему, которая требует не только адекватного и оперативного общественного и государственного контроля, но и объединения на платформе антитеррористической деятельности усилий ученых и практиков. Обращая на это внимание, специалисты подчеркивают, что терроризм — это именно та угроза, против которой еще не найдены серьезные защитные механизмы [10].

Безусловно, Россия в этом смысле не является исключением. Более того, на взгляд специалистов, именно Россия испытывает на себе такие террористические акты, которые наносят обществу серьезный вред. Следует иметь в виду еще и их далеко идущие общественные последствия.

Концепция борьбы с терроризмом должна выдвигаться на первое место в системе теоретических исследований. Опираясь на нее, практика сможет определить свою стратегию и тактику. Важнейшие характеристики концепции борьбы с терроризмом — ее научная обоснованность, аргументированность и достоверность выводов, определяющих возможность их реализации на практике.

Концепция имеет принципиальное значение для понимания характера политики борьбы с терроризмом. Концепция позволяет во многом углубить наши представления о развитии системы этой борьбы.

Значение данной концепции состоит еще и в том, что, углубляя наши представления о борьбе с терроризмом, она служит дальнейшей конкретизации соответствующей политики. Она раскрывает все многообразие задач, возникающих при решении организационно-управленческих проблем. При этом концепция вооружает практику новыми идеями, теоретически обоснованным, взвешенным подходом к управлению и принятию управленческих решений, непосредственно касающихся организации борьбы с терроризмом [15].

Концепция борьбы с терроризмом, соответствующая политике национальной безопасности России, нацелена на единство действий всех органов и организаций, призванных участвовать в обеспечении безопасности государства и общества, каждого человека от террористических угроз.

Существует множество различных факторов, которые способствуют распространению и развитию терроризма. Усиление общественных катаклизмов под воздействием преступности, связано с разрешением существующих противоречий и конфликтов силовым путем, кроме того, низкой эффективностью органов, ответственных за ведение борьбы с преступностью.

Терроризм оказывается часто связанным с такими преступлениями, как убийство, похищение человека, незаконное лишение свободы, торговля людьми, использование рабского труда, вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления, умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, угон автомобиля или другого транспортного средства, контрабанда, захват заложника, вовлечение в совершение преступлений террористического характера или иное содействие их совершению, бандитизм, организация преступного сообщества (преступной организации), хулиганство, вандализм и ряд других.

Объективная сторона преступления выражена в совершении поджогов, взрывов, а также других действии, которые создают опасность гибели, причинение имущественного ущерба или наступление других общественно опасных последствий, в том случае, если такие действия совершены в целях устрашения населения, нарушения общественной безопасности, а также воздействия на принятие решений органами власти, кроме того, угроза совершения вышеуказанных деяний в тех же целях [2].

Субъективная сторона имеет прямой умысел и имеет специальные цели совершения деяния: нарушение общественного прядка и безопасности, устрашение населения, оказание воздействия на принятие решения органами государственной власти в отношении предъявленных требований [2].

В теории и практике терроризм рассматривается с различных точек зрения. Прежде всего, с политической точки зрения, кроме того социальной, экономической, правовой, религиозной, национальной и т.д [11].

Существуют виды терроризма: информационный терроризм, телефонный, бытовой. Но, при этом, исходной категорией является уголовно-правовая позиция. Уголовное право рассматривает терроризм как одну из опасных форм преступного посягательства, в основе которого лежит стремление субъекта посеять у окружающих страх, панику, парализовать социально полезную деятельность граждан, нормальное функционирование органов власти и управления и тем самым достичь своих криминал Терроризм всегда влечет опасные последствия. В основном это дестабилизация обстановки, жертвы, паника, страх. В целом — это весьма болезненный урон общественным интересам.

Как известно, наступательное противодействие преступлениям террористической направленности возможно лишь на базе эффективного использования правовой базы, которая соответствует современным реалиям и соответствующим мировым стандартам [13].

В настоящее время различные основы противодействия преступлениям террористической направленности регламентируются более чем 30-ю федеральными законами и 20-ю ведомственными и межведомственными нормативными правовыми актами.

Нормативно-правовую основу противодействия преступлениям террористической направленности составляют:

  • Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.;
  • международно-правовые договоры и соглашения, участниками которых является Российская Федерация, включая универсальные международные конвенции, направленные на борьбу с терроризмом, а также международно-правовые договоры Российской Федерации о правовой помощи;
  • Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № Э5-ФЗ «О противодействии терроризму» (в ред. от 08.11.2011 г. № Э09-ФЗ);
  • Федеральный закон от 12 августа 1995 г. X. 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»1. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. X? З-ФЗ «О полиции»2. Закон РФ от 17 января 1992 г. X? 2202-1 «О прокуратуре РФ», иные федеральные законы;
  • Уголовным кодексом РФ;
  • Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537;
  • Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 5 октября 2009 г.;
  • постановления Правительства РФ указы Президента РФ и, имеющие отношение к деятельности в этой сфере;
  • ведомственные нормативные правовые акты;
  • решения Конституционного Суда РФ;
  • постановления Пленума Верховного Суда РФ.

Необходимо отметить, что 27 января 1977 г. в Страсбурге странами — участницами Совета Европы была подписана Европейская конвенция о борьбе с терроризмом, хотя к тому времени, акты национального и международного терроризма не имели подобного массового и активного распространения.

В уголовном кодексе РФ, разделе IX «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка», главе 24 «Преступления против общественной безопасности» статьях 205, 205.1, 205.2, 205.3,205.2, 205,5 описываются действия носящие террористический характер. Дается определения террористического акта, как совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.

УК РФ не полностью описывает данное явление и не дает определенных мер борьбы с терроризмом. УК обобщает деяния, связанные с терроризмом. Конкретные, более точную характеристику явлению, мерам борьбы с данным явления, можно найти в специальных Законах, регулирующих противодействие терроризму.

Базовым федеральным законом, который регулирует общественные отношения в области противодействия терроризму в Российской Федерации, является Федеральный Закон «О противодействии терроризму».

Указанный нормативный акт пришел на смену Федеральному закону «О борьбе с терроризмом» от 25 июля 1998 года, в котором были заложены необходимые правовые инструменты для борьбы с этой опасностью, которые соответствуют потребностям того периода времени.

Действующий закон «О противодействии терроризму» от 2006 года содержит в себе принципиально новые методы в борьбе с терроризмом, а также Закон вывел борьбу с терроризмом на качественно новый уровень.

Закон, регулирующий противодействие терроризму, раскрывает следующие важные вопросы:

- основное понятие, сущность и принципы противодействия терроризму;

- организационные основы противодействия терроризму;

- эффективная защита граждан от террористических актов;

- своевременное пресечение, предупреждение террористических актов;

- привлечение лиц, совершивших террористический акт, кроме того, их организаторов и соучастников к ответственности;

- правовой режим контртеррористической операции;

- определение организационных и правовых аспектов применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.

Кроме того, в статье 2 Закона «О противодействии терроризму» закреплены основные принципы противодействия терроризму:

- законность;

- защита и обеспечение основных прав и свобод человека и гражданина;

- приоритет защиты прав и законных интересов лиц, которые подвергаются террористическим актам;

- неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности;

- приоритет мер предупреждения терроризма, и др…

Закон «О противодействии» также закрепил правовой режим контртерростической операции. Для пресечения и раскрытия террористических актов, так же в целях минимизации их последствий и защиты жизненно важных интересов общества, личности и государства.

Необходимость учета критического внутреннего положения России, а также ее положения на международной арене, что, прежде всего, вызвано геополитическими реалиями  современного мира, обусловила принятие новой Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года  (далее Стратегия) – официально признанной системой стратегических целей, мер и приоритетов в сфере внутренней и внешней политики РФ, которые определяют  уровень устойчивого развития государства на долгосрочный период, а также состояние национальной безопасности.

В Стратегии закреплены некоторые важные организационные направления противодействия  терроризму:

- формирование единой государственной системы контроля и профилактики  преступности, вместе с тем – мониторинг, и оценку эффективной и правоприменительной;

- выработка и применение специальных мер, нацеленные на снижение уровня криминализации и коррумпированности общественных отношений;

-  развитие системы качественного выявления и противодействия мировым вызовам, вместе с ним международный и национальный терроризм, национализм и этнический сепаратизм, политический и религиозный экстремизм;

- развитие системы профессиональной подготовки кадров в области обеспечения общественной и государственной безопасности и др.

Одним из важных нормативных документов, регулирующих отношения в сфере противодействия терроризму является Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (далее Концепция). Данная Концепция была создана Национальным антитеррористическим комитетом, который, в свою очередь, исходил из приоритетности применения не силовых мер противодействия мер противодействия терроризму. В соответствии с этим важно обращать внимание на профилактику террористических угроз, снижение радикализации настроя населения Северо-Кавказского федерального округа, а также на вовлечение молодежных групп и остальных институтов гражданского общества в противодействие терроризму [9].

Можно сказать, что данная Концепция является дополнением  к Федеральному закону «О противодействии терроризму», при этом, восполняя пробелы в нормативно-правовом регулировании антитеррористических правоотношений, которые в нем содержатся.

В Концепции противодействия подчеркивается, что вопросы противодействия террористической угрозе в России в последние годы остается актуальной.

В соответствии с Концепцией противостояние терроризму планируется реализовывать по трем основным направлениям:

1)         Профилактика возникновения террористической угрозы;

2)         Борьба с терроризмом;

3)         В рассматриваемой Концепции приведены определенные меры борьбы с терроризмом:

- обеспечение безопасности граждан;

- разрешение социальных конфликтов;

- осуществление принципа неотвратимости наказания за незаконный оборот боеприпасов, оружия, опасных веществ, а также финансирование терроризма;

- пропаганда социально значимых ценностей.

В зависимости от уровня террористических угроз выбираются, соответствующие определенные меры. Минимизация последствий террористического акта.

В Концепции представлен целый комплекс мер по борьбе с терроризмом на международном уровне. В данном случае субъектами противостояния терроризму являются уполномоченные органы государственной власти, местного самоуправления, негосударственные объедения и организации, также граждане, которые оказывают определенное содействие в реализации и проведении антитеррористических мероприятий.

Мероприятия по противостоянию терроризму координируются такими органами как Национальный антитеррористический комитет и Федеральный оперативный штаб, антитеррористические комиссии и оперативные штабы в регионах.

Следует отметить еще один нормативный акт, внесший существенный вклад в создание и развитие правовой базы в области противостояния терроризму экстремизму следующие документы:

- Указ Президента Российской Федерации  «О мерах по противодействию терроризму »,  в котором предусмотрено:

  • образование Национального антитеррористического комитета (НАК) с утверждением Положения о ПАК;
  • создание антитеррористической комиссии в субъектах Российской Федерации;
  • создание в составе НАК Федерального оперативного штаба, при этом, в субъектах РФ – оперативных штабов.

- Указа Президента Российской Федерации «О дополнительных мерах по борьбе с терроризмом» на территории Северо-Кавказского региона РФ. В указе приводится порядок руководства Оперативным штабом, а также Региональным оперативным штабом.

- Указ Президента Российской Федерации «О Межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Российской Федерации». В данном Указе обозначен межведомственный орган, который создан для обеспечения осуществления государственной политики в сфере противодействия экстремизму, координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, а также органов исполнительной власти субъектов РФ, которые принимают участие в противостоянии терроризму, кроме того, организационно-методическое руководство данной деятельностью.

Как известно, эффективная работа по противостоянию террористическим преступлениям без тесного взаимодействия с миграционными подразделениями МВД России по направлениям паспортно-визового отдела, иммиграционного контроля вовсе невозможна [15].

Итак, необходимо отметить, что законодательная база в сфере противодействия преступлениям террористической направленности в Российской Федерации создана, и может позволить эффективно реализовывать данную деятельность.



Список литературы:

  1. Антонян Ю.М. Терроризм. Криминологическое и уголовно-правовое исследование. – М. 1998.
  2. Бобраков И.А. Уголовное право России. Особенная часть.— Саратов: Вузовское образование, 2016.
  3. Гилько С. И. Современные проблемы борьбы с терроризмом. – М. 2011.
  4. Долгова И.А. Терроризм и организованная преступность.—М.: Российская криминологическая ассоциация, 2002.
  5. Ережипалиев Д.И. Надзор за исполнением законов о профилактике экстремизма в молодежной среде//Законность. 2016. № 6.
  6. Ережипалиев Д.И. Прокурор как участник уголовного судопроизводства со стороны обвинения в досудебных стадиях: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2013. 29с.
  7. Ережипалиев Д.И. Особенности предупреждения преступности несовершеннолетних//Российская юстиция. 2015. № 2. С. 36-39.
  8. Ережипалиев Д.И. Преступность несовершеннолетних: современное состояние и деятельность органов прокуратуры по ее предупреждению//Вестник академии Генеральной прокуратуры РФ. 2014. № 1 (39). С. 119 -126.
  9. Ережипалиев Д.И. Профилактика потребления наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов среди несовершеннолетних//Адвокат. 2015. № 6. С. 37 -45.
  10. Ережипалиев Д. И. Прокурор как участник уголовного судопроизводства со стороны обвинения в досудебных стадиях: дис. … канд. юрид. наук. М., 2013. С. 57.
  11. Ережипалиев Д.И. Преступность несовершеннолетних на современном этапе развития российского общества//Всероссийский криминологический журнал. 2017. Т. 11, № 1. C. 98–108.
  12. Ережипалиев Д.И. Преступность несовершеннолетних: современное состояние и деятельность органов прокуратуры по ее предупреждению//Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской федерации. № 1 (39). 2014. С. 119-126
  13. Буланова Н.В., Ережипалиев Д.И. Деятельность прокурора по осуществлению уголовного преследования: пособие//Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. -Москва, 2011. С. 116.
  14. Щерба, С.П. Прокурор в досудебном производстве по уголовным делам: монография/С.П. Щерба, Д.И. Ережипалиев. -М.: Юрлитинформ, 2015. -168 с.
  15. Эриашвили Н.Д. Терроризм и организованная преступность. – М.: ЮНИТИ, 2012.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: