» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Январь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №1 (10) 2018

Автор: Кузнецова Анастасия Андреевна, Студент
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Недостатки механизма обеспечения социальных гарантий, льгот в России и предложения по их совершенствованию

Статья просмотрена: 768 раз

УДК 338

  НЕДОСТАТКИ МЕХАНИЗМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ, ЛЬГОТ В РОССИИ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ

Кузнецова Анастасия Андреевна

студентка 3 курса учетно-финансового факультета,

Научный руководитель: Глотова Ирина Ивановна

к.э.н., доцент кафедры финансы, кредит и страховое дело,

Ставропольский государственный аграрный университет, г. Ставрополь

 

Аннотация. В данной статье рассмотрена современная система социальных гарантий в России, виды льгот и выплат, недостатки механизма обеспечения социальных гарантий в России и предложения по их совершенствованию

Ключевые слова: социальные гарантии, социальные выплаты, льготы.

 

Современная система социальных гарантий, льгот и выплат содержит в себе все характеристики социалистической плановой экономики, несмотря на происшедшие перемены в сфере собственности, взаимоотношений центра и регионов, а также в сфере финансов. Кроме того, она не учитывает возрастающую значимость самих граждан в обеспечении личного благополучия и благосостояния.

Различные виды социальных гарантий, компенсаций и иных выплат, в том числе косвенные (бесплатные и льготные услуги), получает, непосредственно, почти 50% населения России, несмотря на то, что действительно в них в первую очередь граждане, которые имеют доходы меньше прожиточного минимума. Для обеспечения населения эти пособия не имеют экономического значения, а для нуждающихся семей - не гарантируют необходимой соцзащиты. Данное приводит к тому, что при высоких затратах на выплату социальных трансфертов, действительные средние размеры большинства пособий и социальных выплат остаются весьма невысокими.

Кроме того, в обстоятельствах внезапного спада объемов производства, возникновение таких новых явлений как безработица, вынужденная миграция и многих других неизвестных или мало известных ранее социальных явлений эта концепция приобрела дальнейшее, хотя и довольно бессистемное развитие. [16]

Множество льгот, социальных выплат и пособий вводились часто без учета материального положения семей и реальных возможностей людей обеспечить собственное благополучие. Вследствие этого в обществе росло социальное иждивенчество, ставились рамки в возможности осуществления поддержки тем, кому она была реально необходима.

Складывается парадоксальная ситуация, когда страна, с вдвое меньшим, нежели в дореформенный период финансово-экономическими возможностями и уже во многом другим укладом экономики, несет на себе большой груз общественных обязательств, которые теперь в силу этих причин не способны осуществить, вызывая недовольство множественных категорий льготников.

На основании изложенного ранее, нужен серьезный анализ современной системы социальных гарантий, льгот и выплат с обоснованными предложениями по внесению корректив в действующее законодательство, учитывая социальные роли и эффективность определенных норм, отталкиваясь от реальных условий их осуществления на уровне федерального центра, регионов и организаций, а кроме того, наличия финансовых возможностей бюджетов различных уровней.

В настоящий период социальные гарантии и льготы в Российской Федерации составляют более тысячи, обеспечивающих приблизительно 200 категорий получателей, а численность граждан, которые претендуют на получение разных социальных гарантий, льгот и выплат составляет приблизительно 100 млн. человек. Ниже приведена статистика основных категорий граждан, которым предоставлено социальное обеспечение РФ.

Рисунок 1. Основные категории льготников в РФ на современном этапе развития

По вопросам социальных гарантий и льгот на федеральном уровне действует более 50 нормативных правовых актов.

Главной целью совершенствования системы гарантий, льгот и выплат является формирование такой системы, которая должна обеспечить помощь реально нуждающимся семьям и отдельным категориям граждан. При этом:

·                    основным источником доходов для работающих должна являться заработная плата, а не множество и чаще всего мало обоснованные льготы; социальные выплаты обязаны быть связаны с размером заработной платы, трудовым стажем и объемами перечисленных страховых взносов;

·                    следует усилить страховые принципы в социальной помощи гражданам.

В будущем планируется осуществить ключевые пути реформирования системы социальных льгот и выплат, заключающиеся, непосредственно, в:

·                    создании общих принципов и критериев их предоставления по видам; до окончания данной работы необходимо внедрить временную приостановку на утверждение новых федеральных норм по поводу предоставления каким-либо категориям граждан социальных выплат в отсутствие соответствующего финансового обеспечения;

·                    при установлении пособий, которые выплачиваются в режиме социальной поддержки, обязан учитываться среднедушевой семейный доход;

·                    законодательное закрепление права на получение лишь одного типа социальной поддержки, который в большей степени выгоден для получателя;

·                    реализация постепенной смены льгот денежными возмещениями;

·                    разработка минимальных государственных социальных стандартов и гарантий, которые классифицированы с учетом характерных особенностей регионов и предоставление региональным органам власти и управления реальных возможностей по их обеспечению;

·                    в добавок к социальным гарантиям, льготам и выплатам определенным категориям населения, которые установлены на федеральном уровне, на уровне субъектов Российской Федерации может меняться система денежной и натуральной помощи малоимущим категориям населения. Размер подобной поддержки обуславливается с учетом среднедушевого дохода семьи, регионального прожиточного минимума, финансовых возможностей и демографической ситуации.

В связи с этим, улучшение системы государственных социальных гарантий и льгот должно заключаться в:

·                    выработке единых минимальных норм и критериев, согласно которым будут устанавливаться гарантии и льготы;

·                    постепенном отказе от повторяющихся, социально незначимых гарантий и льгот, в общем уменьшении количества льгот и категорий их получателей, чтобы максимально сконцентрировать материальные и финансовые для оказания социальной поддержки тем, кому она действительно необходима;

·                    решении проблемы оказания единовременной помощи тем лицам, отдельные государственные гарантии и льготы которым будут отменены;

·                    стимулировании определенных государственных гарантий и льгот, которые не требуют для собственного осуществления дополнительного финансирования, а кроме того негосударственных льгот и гарантий, которые направлены на реализацию адресной социальной помощи определенных категорий населения;

·                    обеспечение предоставления больших прав субъектам Российской Федерации по поводу установления порядка и размера предоставления отдельных социальных льгот (с сохранением в некоторых случаях минимально-гарантированных норм на федеральном уровне) посредством укрепления их законодательной инициативы (допустим, о выплате ежемесячного пособия на ребенка с учетом размера доходов семьи).

Подводя итог, мы говорим о том, что действующая система социальных гарантий, льгот и выплат включает в себя все черты социалистической плановой экономики, независимо от происшедших изменений в области собственности, взаимоотношений центра и регионов, в том числе и в сфере финансов. Кроме того, она не учитывает растущую роль населения в обеспечении собственного благополучия и благосостояния.

Серьезным недостатком действующей системы социальных льгот является отсутствие четкого разграничения полномочий в сфере между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов.

Главной целью совершенствования системы гарантий, льгот и выплат является формирование такой системы, которая должна обеспечить поддержку тем семьям и категориям граждан, которым она реально необходима.

 

Список литературы:



Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: