» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Январь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №1 (10) 2018
Автор: Кузнецова Анастасия Андреевна, Студент
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Недостатки механизма обеспечения социальных гарантий, льгот в России и предложения по их совершенствованию
УДК 338
НЕДОСТАТКИ
МЕХАНИЗМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ, ЛЬГОТ В РОССИИ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ИХ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
Кузнецова
Анастасия Андреевна
студентка 3
курса учетно-финансового факультета,
Научный руководитель: Глотова Ирина Ивановна
к.э.н., доцент кафедры
финансы, кредит и страховое дело,
Ставропольский
государственный аграрный университет, г. Ставрополь
Аннотация. В данной статье рассмотрена современная система социальных
гарантий в России, виды льгот и выплат, недостатки механизма обеспечения
социальных гарантий в России и предложения по их совершенствованию
Ключевые слова: социальные гарантии, социальные выплаты, льготы.
Современная система
социальных гарантий, льгот и выплат содержит в себе все характеристики
социалистической плановой экономики, несмотря на происшедшие перемены в сфере
собственности, взаимоотношений центра и регионов, а также в сфере финансов.
Кроме того, она не учитывает возрастающую значимость самих граждан в
обеспечении личного благополучия и благосостояния.
Различные виды
социальных гарантий, компенсаций и иных выплат, в том числе косвенные
(бесплатные и льготные услуги), получает, непосредственно, почти 50% населения
России, несмотря на то, что действительно в них в первую очередь граждане,
которые имеют доходы меньше прожиточного минимума. Для обеспечения населения
эти пособия не имеют экономического значения, а для нуждающихся семей - не
гарантируют необходимой соцзащиты. Данное приводит к тому, что при высоких
затратах на выплату социальных трансфертов, действительные средние размеры
большинства пособий и социальных выплат остаются весьма невысокими.
Кроме того, в
обстоятельствах внезапного спада объемов производства, возникновение таких
новых явлений как безработица, вынужденная миграция и многих других неизвестных
или мало известных ранее социальных явлений эта концепция приобрела дальнейшее,
хотя и довольно бессистемное развитие. [16]
Множество льгот,
социальных выплат и пособий вводились часто без учета материального положения
семей и реальных возможностей людей обеспечить собственное благополучие.
Вследствие этого в обществе росло социальное иждивенчество, ставились рамки в
возможности осуществления поддержки тем, кому она была реально необходима.
Складывается
парадоксальная ситуация, когда страна, с вдвое меньшим, нежели в дореформенный
период финансово-экономическими возможностями и уже во многом другим укладом
экономики, несет на себе большой груз общественных обязательств, которые теперь
в силу этих причин не способны осуществить, вызывая недовольство множественных
категорий льготников.
На основании изложенного ранее, нужен серьезный анализ современной
системы социальных гарантий, льгот и выплат с обоснованными предложениями по
внесению корректив в действующее законодательство, учитывая социальные роли и
эффективность определенных норм, отталкиваясь от реальных условий их
осуществления на уровне федерального центра, регионов и организаций, а кроме
того, наличия финансовых возможностей бюджетов различных уровней.
В настоящий период
социальные гарантии и льготы в Российской Федерации составляют более тысячи,
обеспечивающих приблизительно 200 категорий получателей, а численность граждан,
которые претендуют на получение разных социальных гарантий, льгот и выплат
составляет приблизительно 100 млн. человек. Ниже приведена статистика основных
категорий граждан, которым предоставлено социальное обеспечение РФ.
Рисунок 1. Основные категории льготников
в РФ на современном этапе развития
По вопросам
социальных гарантий и льгот на федеральном уровне действует более 50
нормативных правовых актов.
Главной целью
совершенствования системы гарантий, льгот и выплат является формирование такой
системы, которая должна обеспечить помощь реально нуждающимся семьям и
отдельным категориям граждан. При этом:
·
основным источником
доходов для работающих должна являться заработная плата, а не множество и чаще
всего мало обоснованные льготы; социальные выплаты обязаны быть связаны с
размером заработной платы, трудовым стажем и объемами перечисленных страховых
взносов;
·
следует усилить страховые принципы в
социальной помощи гражданам.
В будущем
планируется осуществить ключевые пути реформирования системы социальных льгот и
выплат, заключающиеся, непосредственно, в:
·
создании общих
принципов и критериев их предоставления по видам; до окончания данной работы
необходимо внедрить временную приостановку на утверждение новых федеральных
норм по поводу предоставления каким-либо категориям граждан социальных выплат в
отсутствие соответствующего финансового обеспечения;
·
при установлении пособий, которые
выплачиваются в режиме социальной поддержки, обязан учитываться среднедушевой
семейный доход;
·
законодательное закрепление права на
получение лишь одного типа социальной поддержки, который в большей степени
выгоден для получателя;
·
реализация постепенной смены льгот
денежными возмещениями;
·
разработка минимальных
государственных социальных стандартов и гарантий, которые классифицированы с
учетом характерных особенностей регионов и предоставление региональным органам
власти и управления реальных возможностей по их обеспечению;
·
в добавок к социальным гарантиям,
льготам и выплатам определенным категориям населения,
которые установлены на федеральном уровне, на уровне субъектов Российской
Федерации может меняться система денежной и натуральной помощи малоимущим
категориям населения. Размер подобной поддержки обуславливается с учетом
среднедушевого дохода семьи, регионального прожиточного минимума, финансовых
возможностей и демографической ситуации.
В связи с этим,
улучшение системы государственных социальных гарантий и льгот должно
заключаться в:
·
выработке единых минимальных норм и
критериев, согласно которым будут устанавливаться гарантии и льготы;
·
постепенном отказе
от повторяющихся, социально незначимых гарантий и льгот, в общем уменьшении
количества льгот и категорий их получателей, чтобы максимально сконцентрировать
материальные и финансовые для оказания социальной поддержки тем, кому она
действительно необходима;
·
решении проблемы оказания единовременной помощи тем лицам, отдельные
государственные гарантии и льготы которым будут отменены;
·
стимулировании
определенных государственных гарантий и льгот, которые не требуют для
собственного осуществления дополнительного финансирования, а кроме того
негосударственных льгот и гарантий, которые направлены на реализацию адресной
социальной помощи определенных категорий населения;
·
обеспечение предоставления больших
прав субъектам Российской Федерации по поводу установления порядка и размера
предоставления отдельных социальных льгот (с сохранением в некоторых случаях
минимально-гарантированных норм на федеральном уровне) посредством укрепления
их законодательной инициативы (допустим, о выплате ежемесячного пособия на
ребенка с учетом размера доходов семьи).
Подводя итог, мы
говорим о том, что действующая система
социальных гарантий, льгот и выплат включает в себя все черты социалистической
плановой экономики, независимо от происшедших изменений в области
собственности, взаимоотношений центра и регионов, в том числе и в сфере
финансов. Кроме того, она не учитывает растущую роль населения в обеспечении
собственного благополучия и благосостояния.
Серьезным
недостатком действующей системы социальных льгот является отсутствие четкого
разграничения полномочий в сфере между органами государственной власти
Российской Федерации и ее субъектов.
Главной целью
совершенствования системы гарантий, льгот и выплат является формирование такой
системы, которая должна обеспечить поддержку тем семьям и категориям граждан,
которым она реально необходима.
Список литературы:
Комментарии: