» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Январь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №1 (10) 2018
Автор: Васильчикова Анна Владимировна, студент
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Особенности рынка инноваций
ОСОБЕННОСТИ
РЫНКА ИННОВАЦИЙ
Васильчикова Анна Владимировна
студентка 3 курса
учетно-финансового факультета СтГАУ
Научный руководитель: Смагин А.А.
СтГАУ, г.Ставрополь
Аннотация. В данной статье рассмотрены
ключевые особенности рынка инноваций, его субъекты, функции, внешняя среда. Основываясь на последних статистических исследованиях
проанализирован уровень развития рынка инноваций в России, а также
обозначены некоторые проблемы.
Ключевые слова: внешняя институциональная среда, инновационная деятельность, рынок инноваций, структура рынка инноваций, уровень инновационного развития, цена инновационного продукта.
В современной экономике всю большую роль
играет развитие рынка инноваций, чему способствует современный уровень
технологического развития. Общий объем инновационных товаров, работ и услуг
составлял более 3 трлн. рублей уже в 2015г. Так же, как и рынки традиционных
товаров, рынки инновационных продуктов имеют отраслевую и географическую
структуры, правовые нормы, свои формы рекламы и методику расчета цен. Сам же
рынок инноваций возник на стыке рынка товаров и рынка знаний. В качестве
определяющей характеристики данного рынка выделяют появление нового наукоемкого
высокотехнологичного блага, которое превосходит существующие аналоги по своим
характеристикам и способно увеличить конкурентоспособность предприятия
реального сектора экономики. Помимо этого, можно выделить еще несколько
особенностей рынка инноваций: ограниченное количество покупателей и продавцов,
новизна рынка для организации, предлагающей инновационный товар (не известны
потребители), а также неэластичность рынка, так как ценовая политика
ограниченно влияет на объем сбыта.
Итак, под рынком инноваций стоит понимать
совокупность организационно-экономических отношений, которые возникают в
процессе обмена результатами инновационной деятельности и согласования
интересов его участников по срокам, ценам и масштабам данного обмена. Подобные
отношения возникают между участниками такого рынка с целью создания, внедрения
и распространения нововведений. Участниками могут выступать:
1) Интеграторы передовых технологий и
проектов, т.е. организации, которые занимаются развитием прикладной и
фундаментальной наук;
2) Предприятия реального сектора экономики,
выступающие в роли потенциальных или реальных заказчиков на инновационные
продукты;
3) Физические лица, которые могут играть роль как потребителей инновационных продуктов, так и
генератора новых идей.
Субъекты инновационной деятельности могут
выполнять двойственную роль: с одной стороны, являясь покупателями
научно-технической продукции на рынке производителей данного вида благ, а с
другой стороны, выступая продавцами инновационного продукта при продаже его
потребителям. Однако, стоит отметить, ограниченность
объемов приобретаемой научно-технической продукции и возможностей самой
деятельности инновационных фирм, которая непосредственно связана с объемом
платежеспособного спроса потребителей инновационного продукта.
Кроме того, рынок инноваций имеет свои
особенные функции, такие как:
1)
Финансирование
прикладных научных исследований;
2)
Появление
нового знания;
3)
Создание
инновационных технологий, товаров и услуг;
4)
Удовлетворение
потребностей предприятий реального сектора экономики в инновационных
разработках;
5)
Распространение
инноваций;
6)
Повышение
конкурентоспособности организаций, региона, страны.
Внешняя среда рынка инноваций представлена
совокупностью финансовых и нефинансовых институтов, которые содействуют
развитию инновационной системы. В области финансово-экономического обеспечения
задействованы:
- Частные финансовые институты: российские
инвестиционные и венчурные фонды и компании;
- Государственные финансовые институты:
государственные бюджетные и внебюджетные фонды, государственный заказ,
государственные конкурсы;
- Международные финансовые институты:
иностранные инвестиционные фонды и компании венчурного капитала, международные
венчурные компании и инвестиционные фонды.
В связи с тем, что все этапы
инновационного процесса характеризуются своим соотношением риска и доходности,
финансирование всех этапов также различается: в основном в начале данной
деятельности финансирование происходит за счет бюджетных фондов или бизнес-агентов, и только тогда, когда снижаются риски и
видна положительная динамика инновационного проекта, можно ожидать
финансирование из внебюджетных источников.
Список литературы:
1.
Индикаторы инновационной
деятельности: 2017 Статистический сборник //редактор Ю.А. Полякова, Нац. исслед. ун-т «Высшая школа
экономики» – Подписано в печать 19.01.2017. – URL: https://www.hse.ru/primarydata/ii2017 (дата
обращения 04.11.2017)
2.
Сатторкулов О. Т., Рахматов К. У. Рынок инноваций и
его структура // Молодой ученый. — 2017. — №14. — С. 435-437.
3.
Баев И. А., Горшенина Д. А.
Сущность, структура и функции рынка инноваций // Вестник ЮУрГУ.
Серия: Экономика и менеджмент. 2015. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-struktura-i-funktsii-rynka-innovatsiy (дата обращения: 04.11.2017).
4.
О.В. Колосова, С.Н. Яшин, Н.А.
Мурашова Управление инновационной деятельностью: учеб.
пособие / Нижегород. гос. техн. ун-т. им. Р.Е.
Алексеева. – 2-е изд., испр. – Н. Новгород, 2012. –
566 с.
Комментарии: