» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Январь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №1 (10) 2018
Автор: Решетова Татьяна Николаевна, воспитатель учебного курса
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Гуманистическая составляющая в воспитательной деятельности воспитателя и внеурочной деятельности класса
УДК 37
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ И
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССА
Решетова Татьяна Николаевна
воспитатель
учебного курса
Оренбургское
президентское кадетское училище, г. Оренбург
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы
гуманистического подхода организации воспитательной деятельности воспитателя в
кадетском училище. Приводиться пример реализации подобной деятельности и ее
результативность.
В основе современной концепции воспитания обучающихся и молодёжи заложен
принцип гуманности и демократизации процессов обучения и воспитания. В
современных условиях социальных, экономических преобразований в стране проблемы
воспитания обучающихся и молодёжи с использованием системы гуманистического
воспитания приобретают первостепенное значение.
Ключевые
слова: гуманистический
подход, воспитательный процесс, компетентность, сотрудничество, кадетский
коллектив.
В. А. Караковский в одной из своих статей отмечал
«…главное – это воспитание отношениями. Все наши слова, дела, ситуации только
тогда имеют педагогический смысл и значение, когда они возвышают, порождают
высоконравственные отношения. В них нельзя ни врать, ни фальшивить. Но здесь
надо обладать качествами практического психолога, человековедческими
знаниями» [4, с. 66].
К сожалению, многие родители и обучающиеся считают, что манипуляция
преобладает не только в семье, но и в учебных учреждениях. Отношение к человеку
как к объекту – тенденция современного общества. Все мы, в большей или меньшей
степени, являемся манипуляторами.
И все же, если уж природа наделила нас умом, то стремиться необходимо к
подлинной человечности.
Даже в американских школах, где преобладает воспитание индивидуалистов,
стратегия развития образования предусматривает создание нового поколения
учебных учреждений, которые будут отличаться не столько изобилием современной
техники, столько высокогуманистической атмосферой.
Основные принципы таких учебных учреждений следующие:
– уважение к обучающемуся;
– создание условий для развития его интеллектуальных, физических и духовных
сил;
– удовлетворение его нужд и потребностей.
В вестибюле одной из американских школ висит огромный флаг, прославляющий
«Три R», но не те традиционные "reading”, “(w)riting”, “(a)rithmetic”
(чтение, правописание и арифметика), а –“respect to yourself”, “respect to people around us”, “respect to school” (уважение к себе, уважение к окружающим тебя людям, уважение к школе). И
такая тенденция продолжается.
Идеи гуманистического воспитания «витают в
воздухе» с давних лет. И. Д. Демакова в своей книге «Гуманизация
пространства детства: теория и практика» отмечает: «Наиболее важной идеей гуманистического воспитания
является рассмотрение детства не как подготовки к будущей взрослой
жизни, а как сама жизнь. Сказанное означало в частности отказ от постоянного
противопоставления жизни взрослых и детей, при котором взрослая жизнь
представлялась как более значимая, достойная большего внимания и уважения, чем
детская….» [2, с. 9].
Еще Н. А. Добролюбов писал о том, что
«…Детская натура весьма склонна к подражанию, и, будучи оставлена самой себе,
она в короткое время может приобрести такое умственное и нравственное
направления, что впоследствии самые сильные внушения разума, самые лучшие
наставления и требования чести и долга не в силах уже будут изгонять
укоренившиеся дурные навыки. Нет, разумное воспитание требует, что бы уже в самом раннем возрасте,
прежде, чем дети станут хорошо сознавать себя, –
внушалось им стремление ко всему доброму, истинному, прекрасному и
благородному; они как бы инстинктивно должны в это время привыкать к
нравственной жизни» [3, с. 156].
Все вышесказанное является основанием, для утверждения того, что наиболее
перспективной для кадетского класса, на наш взгляд, является модель
гуманистического воспитания.
Остановимся на некоторых компонентах модели и определим условия, при
которых у нее есть перспективы.
Начнем с целей. Это один из важных моментов в воспитании детей. Хотелось бы
поддержать авторов книги «Воспитательная система школы: от А
до Я» Д. В. Григорьева, И. В. Кулешову и П. В. Степанова, которые отмечают, что
«…проблема целеполагания, одна из ключевых в теории и
практике гуманистического воспитания, весьма сложна и деликатна. Основная
трудность здесь состоит в необходимости соблюдения одновременно двух важных
условий. С одной стороны, цели воспитания должны быть четки, реалистичны и
содержательно раскрываемы, а их достижение – диагностируемо. С другой стороны,
постановка целей воспитания и процесс диагностирования их достижения должны
отражать уважительное отношение к личности воспитанника….» [1, с. 20].
Часто случается, что педагог из года в год, в своем классе ставит одни и те
же цели. Нет, они, конечно, могут быть одинаковыми (например, воспитывать
уважительное отношение к взрослым и т. д.), но гораздо более важными являются
цели индивидуального характера.
Если говорить об общих целях, то наиболее перспективными, на наш взгляд,
являются цели гуманистического воспитания: воспитывать
в детях «…гуманистическое ценностное отношение к миру, к другим людям, к самому
себе» [4, с. 155].
Конкретный класс, а точнее его особенности, способствуют возникновению
целей другого уровня. Например: сплотить ребят; повысить уровень успеваемости;
заинтересовать родителей классными делами и проблемами и т. д.
Очень важно, когда помимо общих целей для класса, воспитатель умеет
наметить индивидуальные цели. Например:
М. Семенов – формирование адекватного образа другого человека;
Н. Руднев – овладение нормами
нравственного поведения;
Р. Абусев – формирование адекватной самооценки;
Р. Устьянцев – формирование единства сознания и
поведения, слова и дела и т. д.
Следующим компонентом модели воспитания являются субъекты. Основными
субъектами на уровне кадетского класса являются: кадеты, воспитатель, педагоги
и родители.
С одной стороны, воспитанники – объекты воспитательной деятельности, но
перспективность гуманистической модели воспитания заключается в том, что в
результате совместной деятельности взрослые и воспитанники становятся
партнерами.
Л. Н. Толстой полагал, что «…не только трудно, но и невозможно воспитать
хорошо детей, если сам дурен. И это воспитание детей есть только
самосовершенствование, которому ничто не помогает столько, как дети».
«…Нельзя гуманизировать человека извне, нельзя
сформировать у него гуманистические убеждения, лишь изнутри можно создать
условия (психологические!), в которых человек сам придет к этим убеждениям,
свободно выберет их. …И кем бы ни был тот, кто стремится способствовать гуманизации действительности – психотерапевтом, педагогом
или политиком, он действительно сможет содействовать этому процессу только в
том случае, если сначала проделает определенную внутреннюю работу с самим
собой…» [5, с. 31].
Работа по усовершенствованию самого себя, смысл которой – в освоении
собственной позиции воспитателя, которая заключается в выработке своих
личностных и профессиональных ценностей в деятельности по созданию условий для
развития личности ребенка.
Эффективность деятельности воспитателя во многом зависит от его
профессиональной компетентности, от собственной культуры, от включенности в
жизнь класса.
Воспитатель выступает связующим звеном между классом и педагогами,
работающими в нем. В идеале, взаимодействие учителей-предметников и воспитателя
должно представлять собой некое единство взглядов по поводу содержания
образования, взаимоотношений с воспитанниками, целей и т. д.
Воспитание – переплетение действий воспитателей. Эти действия, эти влияния
могут быть едины, могут дополнять друг друга, но могут вступать в противоречие
и взаимно уничтожать воспитательные усилия.
Рассматривая вопрос о том, что же, и по каким законам рождается во
взаимодействии воспитателей, С. Д. Поляков остановился на вопросе потенциала
педагогического коллектива, суть которого состоит в единстве мнений
относительно важных составляющих педагогической сферы. Автор в качестве примера
приводит мнение А. И. Донцова по поводу
воспитательного потенциала педагогического коллектива.
«Воспитательный потенциал педколлектива
складывается:
1) из единства мнений относительно «идеального воспитанника»
(по существу, из единства образов цели воспитания);
2) из единства мнений в отношении своих, «родных» воспитанников;
3) из схожести идеалов воспитательной работы, воспитательного действия;
4) из единства оценки педагогов как воспитателей, в частности руководителей
(особенно того, кого воспитатели воспринимают как «главного воспитателя») [6, с. 85].
Единство педагогических взглядов, а тем более взглядов на воспитание –
встречается не очень часто, но если педагоги в этом заинтересованы, то
возникает некое педагогическое сотрудничество, в котором и состоит сила педколлектива.
Родители – особые участники классной жизни. В силу ряда объективных причин,
многие родители своими детьми занимаются все меньше, а от педагогов требуют все
больше. Некоторые родители, дабы снять с себя ответственность за промахи в
семейном воспитании ребенка, обвиняют педогогов.
Общаясь с родителями, мы имеем дело в основном с уже сформировавшимися
личностями, поэтому изменить их отношение к некоторым вопросам бывает очень
сложно.
Отношения – следующий компонент модели воспитания. Они являются
воспитывающим фактором. Как правило, кадетский коллектив делится на
определенное количество групп. Между членами этих групп зачастую складываются
дружеские отношения, а вот основные проблемы возникают тогда, когда начинается
общение членов разных микрогрупп.
В силу еще недостаточного своего развития, компетентности, отсутствия
опыта, воспитанник не способен самостоятельно создать динамичную среду, в
которой он мог бы чувствовать себя комфортно, поэтому, во много,
ответственность за ее создание должен взять на
себя воспитатель.
Очень важно начать с места, где воспитанники проводят большую часть
времени, с кабинет для занятий (класс).
Кто-то может отметить, что существуют гораздо более важные проблемы.
Однако, это не совсем так. Не зря же существует поговорка: «Каково на дому,
таково и самому».
Именно кабинет для занятий становится центром кадетской жизни ребят,
поэтому приятно, когда там удобно, красиво, чисто.
Благоустроенный кабинет поможет сделать учебу менее утомительной, создать
благоприятное настроение, сохранить душевные силы.
Организация среды – это один из опосредованных воспитательных инструментов.
Система отношений создает определенный психологический микроклимат. Чем
комфортнее ребенок будет ощущать себя в классе, тем меньше у него будет
возникать потребность удовлетворить недостаток общения в какой-нибудь «тусовке».
Именно отношения, по мнению В. А. Караковского,
определяют воспитательный потенциал. Именно они должны быть предметом особой
заботы педагога.
Основой отношений в гуманистической модели воспитания должна стать
ориентация на положительное восприятие другого человека.
Совместная внеурочная деятельность – еще один компонент модели воспитания в
классе.
Удовлетворение потребностей – основной источник человеческой активности.
Начиная работать с классом, воспитатель должен иметь четкое представление о
том, какие потребности преобладают в данном конкретном возрасте и строить свою
работу так, чтобы у ребят была возможность их удовлетворить. Но это не
единственная задача воспитателя в этом направлении. Очень важно стараться
формировать у ребят потребности более высокого уровня.
Воспитатель должен быть сориентирован на создание условий для организации
разных видов деятельности, что дает возможность ребятам выбрать подходящую, в
соответствии со своими потребностями. В противном случае, если отсутствует
возможность самореализоваться, может возникнуть
потребность самоутвердиться среди сверстников, нарушая дисциплину, идя на
конфликты и т. д.
Как отмечал А. В. Мудрик, потенциал деятельности для развития человека
может быть реализован, если он становится субъектом деятельности. Для этого
необходимо, чтобы деятельность позволяла человеку удовлетворять, как минимум
две потребности – в сотрудничестве и в достижении.
Очень большое значение в жизни класса играют курсовые дела. Известно, что
КТД – это система практических действий на общую радость и пользу. И такие
мероприятия себя оправдывают, если учесть, что при подготовке преследуются
конкретные цели. КТД разностороннего уровня являются широким полем
деятельности, обеспечивающей формирование интеллектуальной и социальной
активности. Хотелось бы отметить, что в подготовке и проведении КТД воспитатель
должен менять свою роль, если он хочет воспитать в ребятах самостоятельность.
Сначала он является организатором. Затем участником, а потом и просто консультантом.
В курсовых делах есть свои положительные моменты:
– они способствуют сплочению классного коллектива;
– они дают возможность ребятам реализовать свой творческий потенциал,
осознать свои способности. Тем самым укрепить свою позицию в классе;
– они приучают ребят быть самостоятельными и ответственными.
Много повторяющихся проблем возникает из-за того, что не всегда должное
внимание отводится анализу, а ведь это одна из
составных частей всего воспитательного процесса. Именно анализ способствует
повышению мастерства и результативности.
Анализировать нужно не только то, что не получилось, но и то, что прошло с
успехом: закрепить положительные моменты, подумать об усовершенствовании и т.
д.
Особого внимания от воспитателя требует общение, без которого не может
происходить развитие ребенка ни как личность, ни как индивидуальность.
Как правило, общность, в которой находится человек, формирует некий эталон
общения. Соответственно, чем значительнее для воспитнника
класс, в котором он учится, тем более значительно то
влияние, которое оказывает на формирование и развитие отношений к
одноклассникам, а соответственно и на выбор стиля общения с ними.
Пытаясь гуманизировать процесс общения,
воспитатель должен учить ребят признавать ценность каждого человека, способствовать
формированию психологических знаний, умений и навыков, позволяющих разобраться
в другом человеке, прививать им дружественный тон общения и т. д.
Принципы гуманистического воспитания – основа
деятельности воспитателя, суть которой заключается в безусловном принятии
каждого воспитанника, в создании условия для саморазвития, самореализации и
самовоспитания воспитанника, мягкое управление процессом развития, его
педагогическая поддержка.
Обобщая все вышесказанное, еще раз обратим внимание на те
условия, которые помогают сделать модель воспитания перспективной и гуманистичной:
– уважительное отношение воспитателя к личности воспитанника, безусловное
принятие каждого кадета;
– существующая для каждого кадета возможность выбрать в классе ту
деятельность, которая более всего соответствует его интересам и склонностям;
– динамическое изучение личности воспитанника в отдельности и класса в
целом;
– целенаправленная работа по созданию кадетского коллектива;
– стимулирование воспитанников к самостоятельной деятельности;
– создание в классе благоприятной для личностного развития ребенка среды;
– взаимная информированность воспитателя и учителей-предметников об
организации учебно-воспитательного процесса;
– координация воспитателем воспитательных усилий педагогов-предметников;
– практическая направленность работы с родителями;
– информирование родителей о жизни класса;
– привлечение родителей к жизни класса;
– повышение собственного профессионального статуса;
– анализ собственной деятельности.
Список литературы:
- Григорьев, Д. В. Воспитательная система школы: от А до Я /Д. В. Григорьев, И. В. Кулешова, П. В. Степанов; под ред. Л. И. Виноградовой. – М.: Просвещение, 2006-207 с.
- Демакова, И. Д. Гуманизация пространства детства: теория и практика: монография / И. Д. Демакова; М-во образования Рос. Федерации. – М.: Новый учебник, 2003 -256 с.
- Добролюбов, Н. А. Избранные педагогические произведения / Н. А. Добролюбов; ввод. ст. и сост. В. З. Смирнова; Ин-т теории и истории пед. – Москва: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1952-197 с.
- Караковский, В. А. Воспитание для всех / В. А. Караковский. – М. : НИИ школьных технологий ; НИА Дело образования, 2008-240с.
- Орлов, А. Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики / А. Б. Орлов. – М.: Логос, 1995-224с.
- Поляков, С. Д. Психопедагогика школы: научно-популярная монография с элементами научной фантастики / С. Д. Поляков. – Ульяновск : УлГПУ, 2011-160с.
Комментарии: