» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июнь, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №3 2017

Автор: Масесьянц Елена Петровна, Магистр педагогики / юриспруденции
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Правовые основы дошкольного образовательного учреждения по работе с несовершеннолетними детьми и профилактике безнадзорности

Статья просмотрена: 590 раз

УДК 37.013

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ  ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ  ПО РАБОТЕ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ДЕТЬМИ И ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ

Масесьянц Елена Петровна

Россия, город Ростов-на-Дону,

магистр педагогики/юриспруденции,

аспирант второго года обучения в Южном Федеральном Университете

по направлению 44.06.01 Образование и педагогические науки 

 

Аннотация. В статье проанализированы: Семейный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». С целью грамотной работы с несовершеннолетними детьми по профилактике безнадзорности.

Ключевые слова: закон, юрисдикция, защита.

 

В соответствии со ст.56 Семейного кодекса РФ ребёнок имеет право на защиту своих прав и охраняемых законом интересов. Данное право осуществляется в предусмотренном законом порядке, то есть посредством применения надлежащей формы и способов защиты.

Принято выделять две основные формы защиты прав: юрисдикционную и неюрисдикционную. 

Юрисдикционная форма защиты - это деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых прав (суд, прокуратура, орган опеки и попечительства, орган внутренних дел, орган загса и др.). В рамках юрисдикционной формы защиты выделяют общий (судебный) и специальный (административный) порядок защиты нарушенных прав.

Неюрисдикционная форма защиты - это действия граждан и негосударственных организаций по защите прав и охраняемых законом интересов, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощью к компетентным органам. Такие действия называют самозащитой прав.

Защита семейных прав согласно ст.8 Семейного кодекса осуществляется в судебном порядке по правилам гражданского судопроизводства, а в случаях, предусмотренных Семейным кодексом РФ, - государственными органами или органами опеки и попечительства. Возможность судебной защиты членами семьи своих семейных прав отнесена к началам семейного законодательства, что соответствует и требованиям ст.46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей судебную защиту прав и свобод каждого гражданина Российской Федерации.

Норма о судебной защите прав ребёнка закреплена и в других федеральных законах. Так, ст.10 Федерального закона от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.[9]

Защита нарушенных или оспоренных семейных прав происходит в суде общей юрисдикции в порядке искового производства или производства, возникающего из административно-правовых отношений. Основания, в силу которых возможны обращения в суд за защитой прав ребёнка, весьма разнообразны и указаны в Семейном кодексе РФ, например: установление отцовства и материнства; оспаривание отцовства и материнства; разрешение разногласий между родителями о воспитании и месте жительства несовершеннолетних детей; осуществление родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребёнка; устранение препятствий к общению ребёнка с родственниками; защита родительских прав; лишение родительских прав; восстановление в родительских правах; ограничение родительских прав; взыскание алиментов на несовершеннолетних детей и совершеннолетних нетрудоспособных детей; изменение размера алиментов и освобождение от уплаты взысканных в судебном порядке алиментов. Суд обязан определить, с кем из родителей будут проживать несовершеннолетние дети после развода и с кого из них и в каких размерах взыскиваются алименты на детей, если между супругами отсутствует соглашение по этим вопросам. В суд может быть обжалован отказ в регистрации брака, назначение органами опеки и попечительства опекуна (попечителя). В судебном порядке может быть защищено любое нарушенное (оспоренное) субъективное право ребёнка. Таким образом, к компетенции суда закон относит принятие решений по наиболее важным вопросам в сфере защиты прав ребёнка.

Суд осуществляет защиту прав детей по правилам гражданского судопроизводства. Возбуждается гражданское дело в суде по иску (заявлению, жалобе) заинтересованного лица. Поскольку полная гражданская процессуальная дееспособность наступает по достижению совершеннолетия, ребёнок, не достигший 18-летнего возраста, не вправе самостоятельно обратиться в суд за защитой своих прав. Его права и интересы защищают в суде законные представители (родители, усыновители, опекуны (попечители), приёмные родители, представители учреждения, являющегося опекуном (попечителем ребёнка).

Вместе с тем, если ребёнок до совершеннолетия приобрёл полную дееспособность в порядке эмансипации либо при вступлении в брак, он может самостоятельно обратиться в суд за защитой своих прав. Кроме того, в соответствии со ст.56 Семейного кодекса РФ при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями обязанностей по воспитанию, образованию либо при злоупотреблении родительскими правами, ребёнок вправе самостоятельно обращаться за защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет - в суд. В этом случае право ребёнка на защиту не ограничивается возможностью обратиться с заявлением (иском, жалобой) в суд. Кроме того, суд обязан привлечь к участию в деле органы опеки и попечительства, которые будут представлять и защищать его интересы.

Ребёнок вправе выражать своё мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства.

Учёт мнения ребёнка, достигшего возраста 10 лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Если ребёнок достиг возраста 10 лет, органы опеки и попечительства и суд только с его согласия могут изменить его имя и фамилию (ст.59 СК РФ); восстановить родителей, лишённых родительских прав, в родительских правах (ст.72 СК РФ); передать его на усыновление (удочерение) (ст.132 СК РФ); изменить фамилию, имя и отчество при усыновлении и после отмены усыновления (ст.134, 136, 143 СК РФ), а также передать в приёмную семью (ст.154 СК РФ). Учёт мнения ребёнка при разрешении спора и участие в рассмотрении дел по спорам, связанными с воспитанием детей, органов опеки и попечительства также являются особенностями судебной защиты прав ребёнка.

Защита прав ребёнка в предусмотренных законом случаях осуществляется государственными органами. К ним относятся не только федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, но и прокуратура, органы внутренних дел, органы загса, воспитательные учреждения. Например, Семейный кодекс обязывает органы исполнительной власти принимать меры по защите прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей. В этих целях органы исполнительной власти должны организовывать учёт детей, оставшихся без попечения родителей, и оказывать содействие в устройстве таких детей в семьи. Органы внутренних дел могут участвовать в принудительном исполнении решений, связанных с отобранием ребёнка, а также в розыске лиц, уклоняющихся от уплаты алиментов. Органы загса правомочны восстанавливать брак в случае явки супруга, объявленного судом умершим или признанного судом безвестно отсутствующим, устанавливать отцовство лица, не состоящего в браке с матерью ребёнка, на основании совместного заявления отца и матери ребёнка и т.д.

Действия прокурора по защите прав ребенка могут выражаться в предъявлении в суд ряда требований: о лишении родительских прав; об ограничении родительских прав; о признании недействительным соглашения об уплате алиментов; об отмене усыновления ребёнка. Кроме того, прокурор обязан участвовать в делах: о лишении, восстановлении и ограничении родительских прав, об отмене усыновления ребёнка и в других случаях.

Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в воспитательных, лечебных учреждениях и учреждениях социальной защиты населения, возлагается законом на администрацию этих учреждений. Воспитательные учреждения выполняют обязанности опекунов (попечителей) воспитанников, направляют сообщения в органы опеки и попечительства о возможности их передачи на воспитание в семью.

Защита семейных прав осуществляется и органами опеки и попечительства - органами местного самоуправления, наделёнными полномочиями по решению вопросов местного значения и не входящими в систему органов государственной власти, но только в случаях, непосредственно предусмотренных Семейным кодексом РФ. Организация и деятельность этих органов определяются уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов РФ.

В соответствии со ст.121 Семейного кодекса РФ на органы опеки и попечительства возложена защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, что требует от них выявления, учёта, устройства таких детей и последующего контроля за условиями содержания и воспитания детей. Защита прав выпускников воспитательных учреждений - также обязанность органов опеки и попечительства.

Согласно ст.78 Семейного кодекса РФ органы опеки и попечительства должны быть привлечены к участию в деле при рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей, независимо от того, кем предъявлен иск в защиту ребёнка.

Весьма значимой и ответственной является функция попечения над ребёнком, который передается органам опеки и попечительства по решению суда в случаях, установленных законом (лишение родителей (законных представителей) родительских прав, ограничение родительских прав, отмена усыновления ребёнка и т. д.) Обязательным является участие органа опеки и попечительства в исполнении решений суда по отобранию ребёнка и передаче его другому лицу. В безотлагательных случаях, то есть при непосредственной угрозе жизни ребёнка или его здоровью, орган опеки и попечительства вправе самостоятельно отобрать ребёнка у родителей.

В целом, можно (условно) выделить три основные формы защиты семейных прав органами опеки и попечительства:

- самостоятельное принятие решений в пределах своей компетенции (включая дачу согласия либо разрешения на какие-либо действия);

- направление соответствующих требований в суд в порядке искового производства;

- участие в судебном разбирательстве.

К полномочиям первого вида представляется возможным отнести право органа опеки и попечительства давать согласие:

- на установление отцовства по заявлению только отца ребёнка;

- родителям - на изменение имени, фамилии ребёнку, не достигшему возраста четырнадцати лет;

- на контакты ребёнка с родителями, родительские права которых ограничены судом;

- на усыновление ребёнка несовершеннолетних родителей - при отсутствии их родителей или опекунов (попечителей);

- полномочия по разрешению разногласий между опекуном ребёнка и несовершеннолетними родителями ребёнка;

- по разрешению разногласий между родителями о воспитании и образовании детей;

- по назначению представителя для защиты прав и интересов детей;

- по решению вопроса об общении ребёнка с родственниками;

- по заключению с приёмными родителями договора о передаче ребёнка на воспитание в семью.

К полномочиям второго вида относятся:

- право органа опеки и попечительства требовать признания недействительным соглашения об уплате алиментов по основаниям, предусмотренным законом;

- право требовать отмены усыновления ребёнка;

- право предъявлять требование о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав и о взыскании алиментов на детей.

Соответствующее требование органа опеки и попечительства оформляется исковым заявлением в суд.

К полномочиям третьего вида относится:

- право органа опеки и попечительства участвовать в рассмотрении судами дел: об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребёнка;

- о лишении родительских прав и о восстановлении в родительских правах;

- об ограничении родительских прав и об отмене ограничения родительских прав;

- об установлении усыновления ребёнка;

- об отмене усыновления ребёнка.

Определённые меры по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних в соответствии со ст.11 Федерального закона от 24 июня 1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» осуществляют комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые органами местного самоуправления. В частности, они наделены правом предъявлять в суд требование о лишении родительских прав.[10]

Положительно, что Законом об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации предусмотрены специальные меры по защите прав ребёнка при осуществлении деятельности в области его воспитания и образования образовательными учреждениями:

- создание в образовательных учреждениях, по инициативе обучающихся в возрасте старше восьми лет общественных объединений обучающихся;

- проведение по ходатайству обучающихся с участием их выборных представителей дисциплинарного расследования деятельности работников образовательных учреждений, нарушающих и ущемляющих права ребёнка;

- обращение воспитанников, за содействием и помощью в уполномоченные государственные органы при несогласии с решением администрации образовательного учреждения.

Законом не исключается и самозащита гражданами своих семейных прав путём совершения действий, пресекающих нарушение права. В соответствии со п.1 ст.56 Семейного кодекса РФ установлено, что непосредственная защита прав и законных интересов ребёнка должна осуществляться родителями или лицами, их заменяющими (то есть усыновителями, опекунами, попечителями, приёмными родителями).

 Несовершеннолетнему, признанному в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, предоставлено право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе своё право на защиту. В случаях, предусмотренными  законом, по делам, возникающим из трудовых и брачно-семейных правоотношений и из сделок, связанных с распоряжением полученным заработком, несовершеннолетние имеют право лично защищать в суде свои права и охраняемые законом интересы. Привлечение к участию в таких делах родителей, усыновителей или попечителей несовершеннолетних для оказания им помощи зависит от усмотрения суда.

Если же родители уклоняются от защиты прав и интересов детей, злоупотребляют родительскими правами, то такая защита опять-таки возлагается на органы опеки и попечительства. Эти органы и должны в установленном порядке решить вопрос о защите прав детей.

Приведем несколько примеров из судебной практики.

Так, решением Киржачского районного суда от 15 мая 1995 года правильно удовлетворён иск органов опеки и попечительства к Павлову В. и Павловой О. об ограничении родительских прав в отношении двух детей. Суд установил, что оставление детей у родителей вследствие их поведения опасно для детей, и обоснованно принял решение об отобрании детей у родителей (дело N 2-437/95 г.)[1] 

Решением Ленинского районного суда г. Владимира от 26 июня 1995г. обоснованно был удовлетворён иск органов опеки и попечительства к О.Ситник о лишении родительских прав и взыскании алиментов. Суд установил, что О.Ситник уклонялась от исполнения родительских обязанностей, страдала хроническим алкоголизмом (дело N 2-1629/95 г.) [1]  

В случае, когда дети, оставшиеся без родительского попечения, переданы на воспитание в семью (на усыновление, удочерение), под опеку (попечительство), в приёмную семью или в учреждение государственной поддержки детства (для детей-сирот либо детей, оставшихся без попечения родителей), то обязанности по защите их прав возлагаются на усыновителей, опекунов (попечителей), приёмных родителей; администрацию учреждения. В случае уклонения усыновителей, опекунов (попечителей) приёмных родителей от защиты прав детей в установленном законом порядке усыновление, опека (попечительство) отменяются, а договор о передаче ребёнка на воспитание в семью расторгается.

Так, решением Вязниковского городского суда от 27 января 1995г. удовлетворён иск Вязниковского межрайонного прокурора в интересах несовершеннолетнего Иванова С., 1987 г.р., к Ивановой С.Н. и Иванову И.Н. об отмене усыновления. Суд установил, что ребёнок усыновлён Ивановыми в 1991 году. В 1993 году по их просьбе ребёнок был помещён в психиатрическую больницу. Между тем по заключению врачей ребёнок не нуждался в стационарном лечении. К тому же за период пребывания ребёнка в больнице Ивановы не посещали его и отказались взять из больницы. При таких обстоятельствах суд пришёл к выводу о том, что усыновители уклоняются от своих обязанностей, и обоснованно отменил усыновление (дело N 2-495/95 г.). 

Право ребёнка на защиту включает и возможность самостоятельного принятия им (независимо от возраста) некоторых мер в случае нарушения его законных прав и интересов. Это возможно при злоупотреблениях со стороны родителей, при невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями обязанностей по воспитанию, образованию ребёнка. В таких ситуациях ребёнку предоставлено право обратиться в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет - в суд. Последствия такого обращения могут заключаться в привлечении родителей к административной или уголовной ответственности, отобрании ребёнка у родителей органом опеки и попечительства, лишении или ограничении родительских прав в судебном порядке.

Реальному осуществлению права ребёнка на защиту должны способствовать введение практики ознакомления детей через школьную программу с их правами, включая информирование детей о возможности пожаловаться на насилие в семье, освещение в средствах массовой информации прецедентов - процессов над гражданами (в том числе родителями), нарушающими права детей, как в семье, так и в образовательных (дошкольных, школьных) и иных (лечебных, исправительно-трудовых) учреждениях. Определенной гарантией надлежащей защиты прав ребёнка в семье является установление п.3 ст.56 Семейного кодекса РФ обязанности должностных лиц организаций и иных граждан, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребёнка или о нарушении его прав и законных интересов, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребёнка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребёнка.

Несмотря на реализацию в семейном законодательстве РФ основных требований Конвенции о правах ребёнка, существует настоятельная необходимость дальнейшего совершенствования правовых основ обеспечения защиты прав и безопасности детей в семейных правоотношениях в целях приближения к международно-правовым стандартам в данной области.

Можно предположить, что серьёзной проблемой является конкретизация объекта охраны, поскольку, как отмечает А. М. Нечаева, между понятиями "права ребёнка" и "охрана детства" нет четкого разграничения, что приводит "к бездействию норм, регулирующих возникающие при этом отношений". [4]

Ключевыми задачами в решении проблем детской безнадзорности и беспризорности, предотвращения социального сиротства в настоящее время являются:

- совершенствование действующей на межведомственной основе системы профилактики семейного неблагополучия, социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- правовое регулирование деятельности всех субъектов названной системы, в первую очередь комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, обеспечивающих их координацию, а также органов опеки и попечительства;

- развитие и государственная поддержка различных форм семейного устройства детей, лишившихся родительского попечения;

- развитие сети учреждений социального обслуживания семьи и детей; а также более широкое внедрение ювенальных технологий в деятельность органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Правовую основу деятельности по профилактике семейного неблагополучия, социального сиротства, беспризорности, безнадзорности составляет ряд законодательных актов Российской Федерации, в том числе,  Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 24 июня 1999г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Федеральный закон от 24 июля 1998г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», [2] Федеральный закон от 21 декабря 1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».[7] 

В развитие положений, касающихся организации и осуществления деятельности по профилактике семейного неблагополучия, социального сиротства, беспризорности, безнадзорности, содержащихся в законодательных актах Российской Федерации, указанные вопросы регулируются на уровне субъектов Российской Федерации и входящих в их состав муниципальных образований.

В 2016г. федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации продолжена работа по совершенствованию нормативной правовой базы системы профилактики семейного неблагополучия, безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав.

В целях совершенствования правового регулирования правозащитных, контрольных и координирующих функций комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав ведётся работа над проектом Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов по вопросам деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав». [6] 

В целях совершенствования нормативно-правового регулирования на федеральном уровне контроля и надзора в сфере образования подготовлен проект Постановления Правительства Российской Федерации о Правилах осуществления контроля и надзора в сфере образования (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2007г. №116). [3] 

24 июля 2007 года принят Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (в части установления административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области образования). Законом предусматривается введение ответственности за правонарушения, связанные с приёмом граждан в образовательные учреждения или отчислением (исключением) граждан из образовательных учреждений, переводом обучающихся из одного образовательного учреждения в другое и т.д. [1] 

В соответствии со ст.13 ФЗ от 24.06.1999г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, принимают участие:

- в выявлении и устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних;

- оказывают социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям или иным законным представителям в ликвидации трудной жизненной ситуации, восстановлении социального статуса несовершеннолетнего;

- организуют медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних, содействуют их профессиональной ориентации и получению ими специальности;

- содействуют органам опеки и попечительства в осуществлении устройства несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей, и др.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» органами управления образованием субъектов Российской Федерации обеспечивается контроль за получением детьми обязательного общего образования. На уровне субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, образовательных учреждений создаются банки данных о несовершеннолетних, по тем или иным причинам не обучающихся в образовательных учреждениях.

Федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации принимаются системные меры по развитию современных технологий профилактической и реабилитационной работы с семьями и детьми.

В целях организационно-методического обеспечения деятельности субъектов Российской Федерации в сфере социальной зашиты и социального обслуживания несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, и в соответствии с пунктом 6 протокола оперативного совещания Совета Безопасности Российской Федерации от 02.12.2006г, утвержденного Президентом Российской Федерации (от 15.12.2006г. N Пр-2174), [5]  Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами, подготовлены информационно-аналитические материалы из опыта работы субъектов Российской Федерации по вопросам социальной адаптации выпускников детских интернатных и реабилитационных учреждений, несовершеннолетних, освобождённых из воспитательных колоний; комплекс мер, включающий мероприятия по профессиональной ориентации и подготовке несовершеннолетних, трудоустройству, решению жилищных вопросов, постинтернатной адаптации и жизнеустройству несовершеннолетних, нормативно-правовому регулированию деятельности регионов по улучшению положения несовершеннолетних.

Категория лиц, в отношении которых может быть проведена индивидуальная, профилактическая, коррекционная и реабилитационная работа:

- Несовершеннолетние, относящиеся к группе «риска», состоящие на учёте в муниципальном регистре управления образования, нуждающиеся в коррекционной работе с ними;

- Несовершеннолетние, не относящиеся к группе «риска» и не состоящие на учёте, как находящиеся в социально опасном положении.

Организуется и проводится профилактическая, коррекционная и реабилитационная работа в отношении родителей и лиц, их замещающих, если они не исполняют свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию вышеназванных категорий несовершеннолетних. Подобная работа проводится и в случае их отрицательного влияния на поведение и развитие несовершеннолетних и/или жестокого обращения с ними.

Основанием для постановки на профилактический учёт ДОУ семьи и проведения индивидуальной профилактической работы является:

- Нахождение семьи в социально опасном положении: когда родители или законные представители не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию своих несовершеннолетних детей, отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними. Данные семьи ставятся на учёт по постановлению Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, разрабатывается комплексная межведомственная программа реабилитации семьи с участием всех необходимых органов и учреждений системы профилактики города;

- Нахождение семьи в трудной жизненной ситуации: когда проблемы, существующие в семье, объективно нарушают жизнедеятельность их членов (инвалидность, отсутствие определённого места жительства, конфликты в семье, отсутствие каких либо документов, малообеспеченность, безработица) и не могут быть преодолены самостоятельно;

- Нахождение семьи в нестабильной социальной, психологической обстановке, вследствие которой семья может оказаться в социально опасном положении (Например: оставление ребёнка без попечения родителей после окончания работы ДОУ; употребление родителями наркотических/психотропных веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции и т.д.). 

Постановка семьи на учёт должна осуществляться по материалам, собранным воспитателями, медицинской сестрой. При постановке (снятии) семьи на учёт в ДОУ на заседание Совета профилактики приглашаются родители (законные представители) ребёнка. В отношении семей, поставленных на учёт, разрабатываются индивидуальные программы реабилитации (за исключением семей, находящихся в социально опасном положении, для которых по постановлению КДН и ЗП разработана комплексная межведомственная программа реабилитации). Выписки из протокола заседания вкладываются в личное профилактическое дело семьи. Без постановки на учёт и разработки индивидуальной программы реабилитации образовательное учреждение оказывает необходимую социально-педагогическую помощь всем семьям «группы риска».

Подводя итоги вышесказанному, можно сформулировать краткие выводы:

- следует констатировать, что остается еще большое количество вопросов в области правового регулирования ДОУ. В значительной степени это связано с продолжающимися административными реформами, незавершенностью процедуры разграничения полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления;

- правовые основы ДОУ как на федеральном, так и на региональном уровне не входит в число первоочередных задач, в результате задержка с разработкой и принятием соответствующих законодательных и нормативно-правовых актов приводит к негативным последствиям в сфере управления в целом;

- при решении вопросов по совершенствованию правовых основ ДОУ необходим комплексный подход с участием всех заинтересованных сторон. Их участие должно быть реализовано в законах и нормативно-правовых документах соответствующего уровня;

- одновременно для достижения единообразия в этих сферах необходимо предусмотреть в федеральном законодательстве не только степень участия субъектов РФ в развитии существующего законодательства, но и механизм его реализации, гарантирующий объективность рассмотрения соответствующих законодательных инициатив.



Список литературы:

  1. Беспалов Ю. Судебная защита семейных прав и интересов ребёнка [Электронный ресурс] URL: https://www.lawmix.ru/comm/8541 (дата обращения 17.04.2017г).
  2. Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (постатейный) (Кузнецова О.В.) из информационного банка "Постатейные комментарии и книги". [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 17.01.2017г).
  3. Постановление Правительства РФ от 20.02.2007 N 108 "О признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2003 г. N 61". [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_66305/ (дата обращения 12.01.2017г).
  4. Судебная защита прав и интересов несовершеннолетних детей [Электронный ресурс] URL: http://www.bestreferat.ru/referat-208776.html (дата обращения 08.04.2017г).
  5. Указ Президента РФ от 06.05.2011 N 590 (ред. от 25.07.2014) "Вопросы Совета Безопасности Российской Федерации"). [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_113807/ (дата обращения 05.01.2017г).
  6. Федеральный закон "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 24.07.2007 N 210-ФЗ (последняя редакция). [Электронный ресурс] URL. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52003/ (дата обращения 19.03.2017г).
  7. Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 N 159-ФЗ (последняя редакция). [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12778/ (дата обращения 18.02.2017г).
  8. Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения процедуры направления несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа" от 28.12.2010 N 427-ФЗ (последняя редакция). [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108788/ (дата обращения 18.02.2017г).
  9. Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44441/ (дата обращения 17.03.2017г).
  10. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23509/ (дата обращения 27.02.2017г).


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: