» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Январь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №1 (10) 2018

Автор: Губайдуллина Альбина Рустамовна, Магистрант 2 курса кафедры "Региональная экономика и управление"
Рубрика: Политология
Название статьи: Организация взаимодействия органов государственной власти в управлении здравоохранением: основные проблемы

Статья просмотрена: 1201 раз

УДК 351.614.2

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В УПРАВЛЕНИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Губайдуллина Альбина Рустамовна

магистрант 2 курса кафедры «Региональная экономика и управление»

Уфимский государственный нефтяной технический университет, гфа

 

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы взаимодействия федеральных, территориальных органов государственной власти Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам управления здравоохранением. Делается вывод о необходимости внесения коррективов в современное законодательство, в частности, в области разграничения компетенции и конкретизации полномочий федеральных, региональных органов государственной власти Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также реформирования структуры управления сферой, основополагающим принципом создания которой является единство целей деятельности на федеральном, региональном и местном уровнях управления.

Ключевые слова: здравоохранение, органы государственной власти, эффективность, совершенствование, взаимодействие, управление, население.

 

Государственная сфера здравоохранения включает в себя федеральные органы исполнительной власти в сфере охраны здоровья и их территориальные органы, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации (РФ) в сфере охраны здоровья, органы управления в сфере охраны здоровья иных федеральных органов исполнительной власти, подведомственные федеральным органам исполнительной власти.

По мнению Главы Республики Башкортостан (РБ) Хамитова Р.З. «Состояние медицины остаётся для россиян в числе самых острых, жизненно важных вопросов». Исходя из этого, наиважнейшими целями деятельности Министерства здравоохранения РБ являются вопросы разработки и реализации мер по развитию системы здравоохранения, организация оказания медицинской помощи населению, а также управление и координация деятельности субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения и других хозяйствующих субъектов в области охраны здоровья населения [5, с. 16].

На наш взгляд, в целях эффективного функционирования всей системы здравоохранения и обеспечения прав граждан на медицинское обслуживание, наиболее важным видится направление администрирования работы по регулированию взаимодействия органов государственной власти в системе управления здравоохранением в РФ. 

Исследователь Молчанов А.С. определяет фундаментальные направления взаимодействия органов власти различных уровней как:

- взаимодействие в процессе принятия нормативных актов и управленческих решений, включающее в себя участие субъектов РФ в процессе принятия законов;

- взаимодействие по вопросам подготовки и заключения договоров и соглашений между федеральными и региональными органами государственной власти;

- взаимодействие в процессе исполнения нормативных актов и управленческих решений, в частности, администрирование процесса согласования направлений в бюджетной и налоговой сферах;

- взаимодействие в социально-экономической сфере;

- взаимодействие в процессе контроля исполнения нормативных актов и управленческих решений, с помощью осуществления контрольной функции, а также проведения мониторинга, анализа и учета правоприменительной практики [4, с. 64].

Необходимо обратить внимание на то, что разделение полномочий в сфере здравоохранения между федеральными органами власти РФ, органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления (МСУ) и, следовательно, источников финансового обеспечения еще в большей степени разобщило российскую систему здравоохранения. Такая разобщенность в деятельности сферы здравоохранения, в том числе и раздробленность финансового обеспечения по уровням, формируют определенные проблемы и сложности при лечении больных и отсутствие возможности соблюдения этапности и преемственности в лечебно-диагностическом процессе [1, с. 33].

Наряду с этим, на сегодняшний момент актуальная практика согласования интересов и организации взаимодействия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ при реализации полномочий по предметам совместного ведения не имеет своего законодательного закрепления [3, с. 139].

Вдобавок, в области здравоохранения существует ряд следующих нерешенных организационных проблемных аспектов и определенных структурных диспропорций:

1.                  Негативное влияние на систему здравоохранения оказывает отсутствие совершенства системы управления здравоохранением в целом [2, с. 84].

2.                  Отсутствует комплексный подход к охране здоровья, а также интеграция в деятельности служб здравоохранения и социального обеспечения.

3.                  В значительной степени утрачен механизм поэтапного оказания медицинской помощи.

Здесь стоит обратить внимание на то, что сфера здравоохранения не имеет возможности быть расположенной в одной отдельно взятой области или районе. В целях достижения наивысшей эффективности использования ресурсов необходима разумная регионализация сети лечебно-профилактических учреждений, базирующаяся на разделении функций каждого уровня и типа учреждений, что обусловливает наиболее высокий уровень централизации управления, чем уже сложившийся. В этом и есть принципиальное отличие сферы здравоохранения от прочих систем социальной сферы, которые находятся в управлении у муниципальных органов власти [6, с. 48].

4.                  Низкая координация и недостаточная эффективность информационного обеспечения органов государственной власти субъектов РФ. На сегодня, довольно остро стоит вопрос закрытости ведомственной информации. Базы данных различных ведомств в большинстве своем не сопряжены между собой, отсутствуют элементарные механизмы получения информации, а также отсутствует возможность обмена данными с внешними системами и предоставление информации населению. Наряду с этим, имеется проблемный аспект повторов и дублирования запрашиваемых данных.

5.                  Отсутствует законодательное закрепленное требование об обязательности исполнения решений, которые принимаются в рамках взаимодействия (координации деятельности) исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов МСУ по вопросам здравоохранения для каждого из перечисленных. Проблема состоит в том, что принимаемые решения носят исключительно рекомендательный характер для исполнения территориальным органам федеральных органов исполнительной власти и органам МСУ.

6.                  Имеется в большой степени дублирование полномочий и значительный параллелизм в деятельности федеральных и территориальных органов государственной власти, несовершенство типовых процедур согласования и принятия ими решений, а также мониторинга за исполнением решений, которые принимаются в целях развития системы здравоохранения.

7.                  Неурегулированность взаимодействия органов МСУ и региональных органов власти с федеральными органами государственной власти при осуществлении полномочий в социально значимых сферах.

Исходя из вышесказанного, на наш взгляд, в целях проведения единой политики здравоохранения следует внести коррективы в современное законодательство, в частности, в области разграничения компетенции и конкретизации полномочий федеральных, региональных органов государственной власти РФ и органов МСУ, а также реформировать структуру управления сферой, основополагающим принципом создания которой является единство целей деятельности на федеральном, региональном и местном уровнях управления. Управление системой здравоохранения должно обеспечивать эффективность деятельности сферы здравоохранения в целом для получения гражданами качественной медицинской помощи, а также проведение эффективной профилактической работы с конечными результатами.

Список литературы:

  1. Зайнашева З.Г., Сабирова З.Э. Механизмы государственно-частного партнерства в сфере услуг // Материалы межд. науч.-практ.заочн.конф. 15 апреля 2016 г. «Актуальные вопросы современной экономики» Ч.II / Уфимский государственный университет экономики и сервиса. – Уфа, 2016 – С. 32–35.
  2. Латыпова В.Ф., Кузнецова А.Р. Анализ состояния системы здравоохранения в Республике Башкортостан // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. – 2017 – № 4 - 1 (37). - С. 82–87.
  3. Сабирова З.Э. Развитие социально значимых услуг в регионе на принципах государственно-частного партнерства / В сборнике: Государственно - частное партнерство в России: новый инструмент развития инфраструктуры Труды конференции. - Санкт-Петербург, 2013. - С. 136–139.
  4. Сулакшин С.С., Малчинов А.С., Глигич-Золотарева М.В., Лексин В.Н., Хаванский Н.А., Гаганова Н.А., Казак Е.С. Межуровневое взаимодействие органов государственной власти в России: Монография / Под общей ред. А.С. Малчинова. — М.: Научный эксперт, 2011. — 256 с.
  5. Тищенко Т.А., Сабирова З.Э. Административное регулирование системы здравоохранения Российской Федерации // Экономика и управление: научно-практический журнал. – Уфа, 2015 -№5 (127). - С.16–19.
  6. Тищенко Т.А., Сабирова З.Э. Особенности государственного управления сферой здравоохранения на современном этапе в России // Вестник УГУЭС (Уфимский государственный университет экономики и сервиса). Серия: Экономика. - 2015 - № 4 - С.45–49.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: