» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Январь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №1 (10) 2018
Автор: Губайдуллина Альбина Рустамовна, Магистрант 2 курса кафедры "Региональная экономика и управление"
Рубрика: Политология
Название статьи: Организация взаимодействия органов государственной власти в управлении здравоохранением: основные проблемы
УДК 351.614.2
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В УПРАВЛЕНИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Губайдуллина Альбина Рустамовна
магистрант 2
курса кафедры «Региональная экономика и управление»
Уфимский
государственный нефтяной технический университет, г.Уфа
Аннотация. В
статье рассматриваются проблемы взаимодействия федеральных, территориальных
органов государственной власти Российской Федерации и органов местного
самоуправления по вопросам управления здравоохранением. Делается вывод о
необходимости внесения коррективов в современное законодательство, в
частности, в области разграничения компетенции и конкретизации полномочий
федеральных, региональных органов государственной власти Российской Федерации и
органов местного самоуправления, а также реформирования структуры управления
сферой, основополагающим принципом создания которой является единство целей
деятельности на федеральном, региональном и местном уровнях управления.
Ключевые
слова: здравоохранение, органы государственной власти,
эффективность, совершенствование, взаимодействие, управление, население.
Государственная сфера
здравоохранения включает в себя федеральные органы исполнительной власти в
сфере охраны здоровья и их территориальные органы, исполнительные органы
государственной власти субъектов Российской Федерации (РФ) в сфере охраны
здоровья, органы управления в сфере охраны здоровья иных федеральных органов
исполнительной власти, подведомственные федеральным органам исполнительной
власти.
По мнению Главы Республики Башкортостан (РБ) Хамитова
Р.З. «Состояние медицины остаётся для россиян в числе самых острых, жизненно
важных вопросов». Исходя из этого, наиважнейшими целями деятельности
Министерства здравоохранения РБ являются вопросы разработки и реализации мер по
развитию системы здравоохранения, организация оказания медицинской помощи
населению, а также управление и координация деятельности субъектов
государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения и других
хозяйствующих субъектов в области охраны здоровья населения [5, с. 16].
На наш взгляд, в целях эффективного
функционирования всей системы здравоохранения и обеспечения прав граждан на
медицинское обслуживание, наиболее важным видится направление администрирования
работы по регулированию взаимодействия органов государственной власти в системе
управления здравоохранением в РФ.
Исследователь Молчанов А.С. определяет
фундаментальные направления взаимодействия органов власти различных уровней как:
- взаимодействие в процессе
принятия нормативных актов и управленческих решений, включающее в себя участие
субъектов РФ в процессе принятия законов;
- взаимодействие по вопросам
подготовки и заключения договоров и соглашений между федеральными и
региональными органами государственной власти;
-
взаимодействие в процессе исполнения нормативных актов и управленческих
решений, в частности, администрирование процесса согласования направлений в
бюджетной и налоговой сферах;
- взаимодействие в
социально-экономической сфере;
- взаимодействие в процессе
контроля исполнения нормативных актов и управленческих решений, с помощью осуществления
контрольной функции, а также проведения мониторинга, анализа и учета
правоприменительной практики [4, с. 64].
Необходимо обратить внимание на
то, что разделение полномочий в сфере здравоохранения между федеральными
органами власти РФ, органами власти субъектов РФ и органами местного
самоуправления (МСУ) и, следовательно, источников финансового обеспечения еще в
большей степени разобщило российскую систему здравоохранения. Такая разобщенность
в деятельности сферы здравоохранения, в том числе и раздробленность финансового
обеспечения по уровням, формируют определенные проблемы и сложности при лечении
больных и отсутствие возможности соблюдения этапности
и преемственности в лечебно-диагностическом процессе [1, с. 33].
Наряду с этим, на сегодняшний
момент актуальная практика согласования интересов и организации взаимодействия
федеральных органов государственной власти и органов государственной власти
субъектов РФ при реализации полномочий по предметам совместного ведения не
имеет своего законодательного закрепления [3, с. 139].
Вдобавок, в области здравоохранения
существует ряд следующих нерешенных организационных проблемных аспектов и
определенных структурных диспропорций:
1.
Негативное влияние на систему здравоохранения
оказывает отсутствие совершенства системы управления здравоохранением в целом [2,
с. 84].
2.
Отсутствует комплексный подход к охране
здоровья, а также интеграция в деятельности служб здравоохранения
и социального обеспечения.
3.
В значительной степени утрачен механизм
поэтапного оказания медицинской помощи.
Здесь стоит обратить внимание на то, что сфера здравоохранения
не имеет возможности быть расположенной в одной отдельно взятой области или
районе. В целях достижения наивысшей эффективности использования ресурсов необходима
разумная регионализация сети лечебно-профилактических учреждений, базирующаяся
на разделении функций каждого уровня и типа учреждений, что обусловливает наиболее
высокий уровень централизации управления, чем уже сложившийся. В этом и есть принципиальное
отличие сферы здравоохранения от прочих систем социальной сферы, которые
находятся в управлении у муниципальных органов власти [6, с. 48].
4.
Низкая координация и недостаточная эффективность
информационного обеспечения органов государственной власти субъектов РФ. На
сегодня, довольно остро стоит вопрос закрытости ведомственной информации. Базы
данных различных ведомств в большинстве своем не сопряжены между собой,
отсутствуют элементарные механизмы получения информации, а также отсутствует возможность
обмена данными с внешними системами и предоставление информации населению. Наряду
с этим, имеется проблемный аспект повторов и дублирования запрашиваемых данных.
5.
Отсутствует законодательное закрепленное
требование об обязательности исполнения решений, которые принимаются в рамках
взаимодействия (координации деятельности) исполнительных органов
государственной власти субъектов РФ, территориальных органов федеральных
органов исполнительной власти и органов МСУ по вопросам здравоохранения для
каждого из перечисленных. Проблема состоит в том, что
принимаемые решения носят исключительно рекомендательный характер для
исполнения территориальным органам федеральных органов исполнительной власти и
органам МСУ.
6.
Имеется в большой степени дублирование
полномочий и значительный параллелизм в деятельности федеральных и
территориальных органов государственной власти, несовершенство типовых процедур
согласования и принятия ими решений, а также мониторинга за исполнением решений,
которые принимаются в целях развития системы здравоохранения.
7.
Неурегулированность
взаимодействия органов МСУ и региональных органов власти с федеральными
органами государственной власти при осуществлении полномочий в социально
значимых сферах.
Исходя
из вышесказанного, на наш взгляд, в целях проведения единой политики здравоохранения
следует внести коррективы в современное законодательство, в частности, в
области разграничения компетенции и конкретизации полномочий федеральных, региональных
органов государственной власти РФ и органов МСУ, а также реформировать
структуру управления сферой, основополагающим принципом создания которой
является единство целей деятельности на федеральном, региональном и местном
уровнях управления. Управление системой здравоохранения должно
обеспечивать эффективность деятельности сферы здравоохранения в целом для
получения гражданами качественной медицинской помощи, а также проведение эффективной
профилактической работы с конечными результатами.
Список литературы:
- Зайнашева З.Г., Сабирова З.Э. Механизмы государственно-частного партнерства в сфере услуг // Материалы межд. науч.-практ.заочн.конф. 15 апреля 2016 г. «Актуальные вопросы современной экономики» Ч.II / Уфимский государственный университет экономики и сервиса. – Уфа, 2016 – С. 32–35.
- Латыпова В.Ф., Кузнецова А.Р. Анализ состояния системы здравоохранения в Республике Башкортостан // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. – 2017 – № 4 - 1 (37). - С. 82–87.
- Сабирова З.Э. Развитие социально значимых услуг в регионе на принципах государственно-частного партнерства / В сборнике: Государственно - частное партнерство в России: новый инструмент развития инфраструктуры Труды конференции. - Санкт-Петербург, 2013. - С. 136–139.
- Сулакшин С.С., Малчинов А.С., Глигич-Золотарева М.В., Лексин В.Н., Хаванский Н.А., Гаганова Н.А., Казак Е.С. Межуровневое взаимодействие органов государственной власти в России: Монография / Под общей ред. А.С. Малчинова. — М.: Научный эксперт, 2011. — 256 с.
- Тищенко Т.А., Сабирова З.Э. Административное регулирование системы здравоохранения Российской Федерации // Экономика и управление: научно-практический журнал. – Уфа, 2015 -№5 (127). - С.16–19.
- Тищенко Т.А., Сабирова З.Э. Особенности государственного управления сферой здравоохранения на современном этапе в России // Вестник УГУЭС (Уфимский государственный университет экономики и сервиса). Серия: Экономика. - 2015 - № 4 - С.45–49.
Комментарии: