» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Январь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №1 (10) 2018
Автор: Ударцева Альвина Вадимовна, магистрант
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Аудит эффективности использования государственных средств в сфере государственных закупок
УДК 336.14
аудит эффективности использования государственных средств в сфере государственных закупок
Ударцева Альвина Вадимовна
магистрант
Кретова Анастасия Юрьевна
кандидат экономических наук, доцент
Тюменский индустриальный университет, г.Тюмень
Аннотация: в статье рассмотрено понятие государственных закупок, раскрыта сущность аудита эффективности государственных средств в сфере государственных закупок. Предложены мероприятия по усовершенствованию проведения аудита эффективности использования государственных средств в сфере государственных закупок. Материалы статьи могут быть использованы при чтении лекционного и семинарского курсов по аудиту, государственному контролю.
Ключевые слова: государственные закупки, аудит эффективности, финансовый контроль.
Внедрение современных методов контроля за эффективностью использования государственных средств в различные направления экономической деятельности правительства является инструментом повышения результативности органов, выполняющих контрольные функции исполнения государственного бюджета.
Содержание и характер государственных расходов органически связаны с функциями государства. Государственные расходы группируются по направлениям: расходы на военные цели и социально-экономические, расходы, связанные с хозяйственной деятельностью государства и т.д. Вместе с тем, государственные расходы классифицируются по экономическому содержанию: государственные закупки, трансфертные платежи, выплата процентов по государственному долгу.
Государственные закупки – это покупка товаров, работ и услуг для нужд государства за счет бюджетных средств. Закупки могут охватывать все сферы рынка, это может быть и приобретение медикаментов, и покупка автомобилей, и строительство. Иными словами, государственные закупки нужны для удовлетворения потребностей государства в различных товарах, работах и услугах. Государственные закупки создают гарантированный рынок сбыта, который характеризуется отсутствием риска неплатежа, стабильностью цен, возможностью реализовать продукцию крупными партиями по заранее заключенным контрактам, возможностью получения налоговых и кредитных льгот и т.п.
Система государственных и муниципальных закупок изменяется, в связи с переходом на контрактную систему. Законодательство о контрактной системе определяет различные виды мероприятий, нацеленных на выполнение функций контроля и надзора в сфере закупок. Одним из самых распространенных в данной сфере значится контроль, так как именно его результаты позволяют выявлять нарушения, влекут за собой наложение штрафов, а также возможны судебные разбирательства.
Осуществление закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, заключение контрактов и их исполнение регламентируется положениями статьи 97 Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ). Данный закон отменяет действия Федерального закона № 94-ФЗ с 1 января 2014 года. [1]
Аудит эффективности использования средств государства направлен в первую очередь на исследование результатов закупочной деятельности для повышения их эффективности, выявление недостатков и помощь в принятии мероприятий по их устранению, а также своевременное выявление резервов более эффективного использования средств, в отличие от проверок, которые проводятся с целью выявления нарушений в сфере контрактной системы.
Как отмечено выше, основная цель аудита эффективности использования государственных средств - это не столько обнаружение нарушений законодательства о контрактной системе, сколько анализ эффективности расходования бюджетных средств деятельности в сфере закупок того или иного учреждения, являющегося заказчиком. Предметом аудита эффективности служит освоение целевых средств и дополнительных ассигнований, реализация государственной или муниципальной программы, или деятельность учреждения в целом.
В зависимости от поставленных целей аудит эффективности государственных закупок включает несколько взаимосвязанных элементов либо имеет специализированную направленность в рамках одного элемента, например, проверку экономичности использования организацией государственных средств. Элементы финансирования, или основные целевые установки, представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Элементы аудита эффективности использования государственных средств
Аудит экономичности – расценивание соответствия наиболее выгодного использования государственных ресурсов выбранным методам реализации государственной программы.
Экономичность определяется исходя из достигнутых количественных и качественных результатов использования государственных средств – абсолютная или относительная экономия их использования.
Аудит продуктивности – измерение связи между выходом товаров, работ, услуг и прочих результатов исполнения программы и ресурсами, израсходованными на их изготовление.
Продуктивность – степень определения соотношения между финансовыми, материальными и трудовыми ресурсами и использованными на их достижение результатами.
Аудит результативности – анализ соответствия установленным целям государственной программы результатам её реализации.
Результативность – степень достижения запланированных результатов и конечный социально-экономический эффект, полученный от использования государственных средств.
Согласно части 1 статьи 97 Федерального закона № 44-ФЗ, органы, уполномоченные на осуществление аудита эффективности:
-Счетная палата РФ;
-Федеральные контрольно-счетные органы;
-муниципальные счетные палаты.
Финансовые средства, отводимые на субсидирование размещения государственных (муниципальных) заказов из государственных бюджетов любых уровней являются предметами аудита эффективности государственных закупок. В ходе аудита эффективности необходимо анализировать показатели, которые планировалось достичь при выделении контролируемых бюджетных ассигнований на финансирование государственных закупок с результативными показателями расходования бюджетных средств.
В роли объектов аудита эффективности использования государственных средств в государственных закупках выступают:
- органы государственной власти Российской Федерации, являющиеся главными распорядителями или распорядителями бюджетных ассигнований;
- бюджетные учреждения, получающие государственные финансовые средства;
- государственные внебюджетные фонды;
- другие субъекты деятельности, имеющие экономический характер, которые расходуют государственные финансовые средства
- прочие субъекты экономической деятельности, уполномоченные на получение предоставленных российским законодательством налоговые, таможенные и иные льготы;
- организации, предприятия и учреждения, а также социальные группы, на жизнедеятельность или жизнеобеспечение которых влияют результаты пользования средствами государства. [2, с. 133]
Введение аудита эффективности использования государственных средств в сферу государственных закупок в Российской Федерации можно связать с определенными сложившимися на сегодняшний день факторами:
- необходимостью повышения результативности, действенности и эффективности государственного финансового контроля;
- необходимостью улучшения деятельности государственных и иных организаций, использующих ресурсы государственного бюджета для сферы государственных закупок;
- необходимостью проведения объективной независимой оценки эффективности деятельности органов государственной исполнительной власти в области финансирования государственных закупок;
- необходимостью усиления борьбы с коррупцией в органах государственной власти;
- перспективой перехода на бюджетирование, ориентированное на результат (БОР).
Методическое и методологическое обеспечение развития аудита эффективности использования государственных (муниципальных) средств для государственных закупок является его важнейшим механизмом.
В настоящее время отсутствует единая методика проведения аудита эффективности использования государственных средств для государственных закупок, ориентированная на определенный вид комплексной или тематической проверки. Резюмируя изложенное, можно предложить следующие мероприятия:
- разработать методическое руководство для проведения аудита эффективности в сфере государственных закупок с учетом конкретного вида комплексной или выборочной тематической проверки;
- разработать комплекс мероприятий, направленных на совершенствование проведения аудита эффективности в сфере государственных закупок;
Внедрение предлагаемых мероприятий будет способствовать улучшению контроля за использованием бюджетных средств, а также за деятельностью контрольных органов.
Список литературы:
1.
Федеральный закон от 05.04.2013 N
44-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О контрактной системе в сфере закупок товаров,
работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
2.
Звонова
Е.А.. Финансирование государственных закупок. — М., 2009. — 517 с.
Комментарии: