» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июнь, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №3 2017

Автор: Ваккер Екатерина Дмитриевна, Студентка
Рубрика: Физико-математические науки
Название статьи: Лабораторная работа «Строение Солнечной системы» как пример активного метода обучения

Статья просмотрена: 163 раз

УДК 52-17                                                                        

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА «СТРОЕНИЕ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ» КАК ПРИМЕР АКТИВНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ

Ваккер Екатерина Дмитриевна,

студентка 3 курса,

институт математики, естествознания и техники

Елецкий государственного университет им. И.А. Бунина,

г. Елец, Россия

 

Аннотация: В данной статье мы рассмотрели пример нестандартно проведенной лабораторной работы. Основная задача, которой состоит в построении модели солнечной системы. Рассмотренная работа может быть применена как для старших классов, так и для начальной школы (если данные таблиц будут даны изначально). После проведения такой работы происходит максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность

Ключевые слова: астрономия, школа, солнечная система, масштаб, лабораторная работа.

Всегда — учиться, все — знать!

Чем больше узнаешь, тем сильнее станешь.

М. Горький

Педагоги, стремясь научить детей чему-то­ новому, стараются преподнести материал ярко, эмоционально, заставить учеников непосредственно участвовать в процессе обучения путем вовлечения их в диалог, ведь знания лучше усваиваются при совместной деятельности учителя и ученика.

Форма взаимодействия учителя и ученика, при которой оба являются участниками урока на равных правах, т.е. предполагается демократический стиль общения, где ученик является не пассивным слушателем, а активным участником урока, называется методом активного обучения [1].

Что же нужно делать, чтобы ученик почувствовал потребность в приобретении и получении новых знаний, стал бы думать и находить пути решения поставленных перед ним задач самостоятельно?

Безусловно, для развития самостоятельности мышления важно сделать процесс обучения захватывающим, увлекательным, заставляющим ребенка активно участвовать в поиске новых знаний, создать подобающие условия для поиска правильного пути решения определенных задач, которые в дальнейшем помогут ему приобрести необходимые знания.

В процессе обучения учебная задача дается в определенной ситуации. Учебная ситуация может быть нескольких видов: сотруднической или конфликтной, нейтральной или проблемной. Проблемная ситуация – это возникновение перед человеком проблем и задач, подлежащих решению. Для создания проблемной ситуации необходимо, чтобы у ученика возникла познавательная потребность [2].

В качестве примера активного метода обучения мы предложим Лабораторную работу «Строение Солнечной системы», которая может быть использована на уроках в школе, на дополнительных занятиях.

Цель занятия: познакомить учащихся со строением Солнечной системы, развить у учащихся память, логическое мышление – через построение умозаключений, внимание – через умение анализировать, делать выводы, дать почувствовать каждому свой потенциал.

Основная задача данного занятия состоит в построении модели Солнечной системы, с помощью которой, можно наглядно оценить размеры самой системы и расстояния между планетами.

Солнечная система — планетная система, включающая в себя центральную звезду — Солнце — и все естественные космические объекты, обращающиеся вокруг Солнца [3].

Среднее расстояние от Земли до Солнца составляет около 1,5 × 1013 см. Среднее расстояние от Плутона до Солнца составляет 3,58 × 1014 см. Это очень большие цифры. В данной работе мы хотим уменьшить масштаб, для того чтобы построить модель Солнечной системы т. е. модель, в которой относительные расстояния между планетами остаются теми же, но сама модель меньше, чем оригинал.

Для этого нам нужно рассчитать, математически масштабный фактор (МФ), который может быть найден по формуле:

МФ =

Перед тем как преступить к выполнению работы мы должны решить, какого размера будет наша модель. Например, если нам нужно было бы построить модель авианосца, мы бы выбрали такой масштаб, чтобы она удачно вписалась в помещение, в котором будет расположена.

Предположим, что наша модель солнечной системы имеет радиус 1000 см (т.е. расстояние от Солнца до Нептуна будет 1000 см).

Тогда: МФ =

Для того чтобы найти расстояния в нашей модели, нужно МФ умножить на фактическое расстояние (таб.1):

1.                  между Солнцем и Меркурием (5.79´1012)´(2.79´10-12) = 16.1 см

2.                  между Солнцем и Венерой (1.08´1013)´(2.79´10-12) = 30.1 см

3.                  между Солнцем и Землей (1.50´1013)´(2.79´10-12) = 41.8

4.                  между Солнцем и Марсом (2.28´1013)´(2.79´10-12) = 63.6

5.                  между Солнцем и Юпитером (7.78´1013)´(2.79´10-12) = 217.1

6.                  между Солнцем и Сатурном (1.43´1014)´(2.79´10-12) = 399

7.                  между Солнцем и Ураном (2.87´1014)´(2.79´10-12) = 800.7

8.                  между Солнцем и Нептуном (3.58´1014)´(2.79´10-12) = 998.8

Таблица 1. Орбитальные данные

Планеты

Фактическое расстояние от Солнца (см)

МФ

Расстояние от Солнца в модели (см)

Солнце

0 см

2.79´10-12

0

Меркурий

5.79 × 1012

2.79´10-12

16.1

Венера

1.08 × 1013

2.79´10-12

30.1

Земля

1.50 × 1013

2.79´10-12

41.8

Марс

2.28 × 1013

2.79´10-12

63.6

Юпитер

7.78 × 1013

2.79´10-12

217.1

Сатурн

1.43 × 1014

2.79´10-12

399

Уран

2.87 × 1014

2.79´10-12

800.7

Нептун

3.58 × 1014

2.79´10-12

998.8

 

Для учеников старших классов дополнительно предлагаем задание оценить сравнительные размеры Солнца и планет Солнечной системы в выбранном масштабе.

Диаметр Солнца 1391400 км = 139140000000см.

Для определения диаметра планет перемножим МФ с фактическим диаметром (таб.2):

1.                  (13914´107)´(2.79´10-12) = 38.82´10-2 см

2.                  (5´108)´(2.79´10-12) = 0.14´10-2 см

3.                  (124´107)´(2.79´10-12) = 0.34´10-2 см

4.                  (12757´105)´(2.79´10-12) = 0.35´10-2 см

5.                  (662´106)´(2.79´10-12) = 0.18´10-2 см

6.                  (13976´106)´(2.79´10-12) = 3.9´10-2 см

7.                  (1151´107) ´(2.79´10-12) = 32.11´10-2 см

8.                  (51´108) ´(2.79´10-12) = 1.42´10-2 см

9.                  (5´109) ´(2.79´10-12) = 1.39´10-2 см

Таблица 2. Размеры тел Солнечной системы

Планеты

Фактический диаметр (см)

МФ

Диаметр в модели (см)

Солнце

13914´107

2.79´10-12

38.82´10-2

Меркурий

5´108

2.79´10-12

0.14´10-2

Венера

124´107

2.79´10-12

0.34´10-2

Земля

12757´105

2.79´10-12

0.35´10-2

Марс

662´106

2.79´10-12

0.18´10-2

Юпитер

13976´106

2.79´10-12

3.9´10-2

Сатурн

1151´107

2.79´10-12

32.11´10-2

Уран

51´108

2.79´10-12

1.42´10-2

Нептун

5´109

2.79´10-12

1.39´10-2

 

Из полученных данным можно сделать вывод, что в таком масштабе даже Солнце является очень маленьким – его размеры 38.82´10-2 см!

Теперь модель Солнечной системы в выбранном масштабе можно построить, например, на большом листе бумаги. Но гораздо нагляднее построить подобную модель «вживую», когда ученики изображают планеты (для этого раздаём им фотографии планет). На улице (для этих целей подойдет любая ровная площадка длиной 10 метров) отмеряем рулеткой нужные расстояния, и «планеты» занимают свои места. 

После достижения поставленной задачи у ученика возникает чувство общего эмоционального удовлетворения.

Описанное занятие можно провести и начальной школе, когда ученики знакомятся со строением Солнечной системы. Но в этом случае им сразу выдают готовые данные (таблица 1, столбцы 1 и 4).

При использовании такой формы урока происходит максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность, занимательность и увлечение являются основой эмоционального типа урока, развивается функция общения, как условие обеспечения взаимопонимания.



Список литературы:

1.             Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.

2.             Немов Р.С. Общие основы психологии. 2003, 4-е изд., 688с

3.             [Электронный ресурс] https://ru.wikipedia.org/wiki/Солнечная_система (дата обращения:02.05.2017)



Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: