» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Январь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №1 (10) 2018
Автор: Мокшина Елена Анатольевна, студент
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Оздоровительное значение ходьбы на лыжах
УДК 1174
ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ
ХОДЬБЫ НА ЛЫЖАХ
Мокшина Елена
Анатольевна
студент 4 курса факультета «Психологии и педагогики»
Бекмансуров Р.Х.
старший преподаватель кафедры теории и методики физической
культуры и безопасности жизнедеятельности
Елабужский Институт Казанского Федерального Университета,
г. Елабуга
Аннотация. Статья посвящена изучению оздоровительного действия ходьбы
на лыжах для детей и взрослых. Провели исследования среди учащихся. Были рассмотрены
морфофункциональные показатели среди двух групп учащихся. На основе полученных результатов
были разработаны рекомендации по оздоровлению детей с помощью ходьбы на лыжах.
Ключевые слова: воспитание, оздоровление,
педагогика, лыжная ходьба, здоровье, морфофункциональные способности, исследование
Занятия на лыжах доступны в любом возрасте, так как физическая
нагрузка может дозироваться как по длительности воздействия, так и по интенсивности.
Прогулки на лыжах, проходящие в лесу на свежем воздухе благоприятно влияют на ЦНС, также создают хорошие условия для
работоспособности сердечно-сосудистой и кардио-респираторной систем. Оздоровительное
значение ходьбы на лыжах заключается и в том, что во время ходьбы на лыжах работают
основные группы мышц, усиливается функциональная деятельность внутренних органов,
снижается утомление. Ходьба на лыжах способствует физическому развитию, воспитанию
волевых качеств, развитию силы и выносливости, помогает избавиться от лишнего веса.
Прогулки на лыжах также оказывают значительное влияние на здоровье человека посредством
закаливания. Человек, систематически занимающийся ходьбой на лыжах более стойкий
к простудным заболеваниям. Также занятия на лыжах на свежем воздухе способствует
интенсивной работе легких и сердца.
У детей при ходьбе на лыжах формируется свод стопы, правильная
осанка, а так же происходит развитие двигательных действий (бег, прыжки).
По В.Г.Никитушкину - «морфофункциональные показатели
характеризуют функциональное состояние основных органов и систем, резистентность
и реактивность организма, физическую подготовленность детей, отнесенных к разным
видам деятельности» [3, С21].
В научной работе А.Г. Щедриной: «морфофункциональные
показатели организма это состав тела и форма тела в соответствии с половой принадлежностью
человека [5, С56].
Важнейшим понятием в нашей статье является такое понятие, как «морфофункциональные
пробы». Функциональные пробы ‑ это различные дозированные нагрузки или возмущающие
воздействия (задержка дыхания, изменение положения тела на поворотном столе и др.),
позволяющие объективно оценить функциональное состояние систем организма [4,С
6].
Исходя из темы, мы определили цель исследования: изучить и проанализировать теоретико-методологическую
литературу и выявить положительное влияние ходьбы на лыжах на организм школьников
10-11 лет.
Исходя из цели, определили задачи исследования:
1. изучить и проанализировать теоретическую и учебно-методологическую
литературу;
2.провести функциональные пробы над школьниками;
3. сделать сравнительный анализ функциональных показателей школьников,
систематически занимающихся лыжной подготовкой и школьников, которые не занимались
или пропускали занятия лыжной подготовки.
Объект исследования: школьники 10-11 лет.
Предмет исследования: оздоровительное значение ходьбы на лыжах.
Методы исследования:
В данном исследовании, мы использовали следующие
функциональные пробы:
1. Частоту сердечных сокращений использовали как критерий оценки реактивности свойств
сердечно-сосудистой системы, для этого определяли индекс Руфье.
2. С помощью спирометра определили жизненную емкость легких (ЖЕЛ) ‑ это часть
общей емкости легких, о которой судят по максимальному объему воздуха, выдыхаемому
после максимального вдоха. Величина ЖЕЛ зависит от возраста, пола, роста и окружности
грудной клетки.
3. Для оценки функциональных резервов дыхательной системы использовали пробу Штанге.
Методы, выбранные мной для исследования актуальны тем, что
данные функциональные пробы легки в проведении исследования, так как не занимают
много времени.
Организация исследования: изучив теоретическую научно-методическую
литературу по данному вопросу, и, определившись с функциональными пробами, которые
мы использовали в нашем исследовании, мы сняли функциональные показатели у школьников
5 класса. Исследование проводилось на базе СОШ №5 г. Елабуга.
Нормами морфофункциональных показателей для детей, являются:
Индекс Руфье: 19,5-4,5;
ЖЕЛ: 1,5-2,6 L1;
Проба Штанге: 25-55сек.
Таблица №1.
Показатели морфофункциональных проб школьников,
систематически посещающие занятия лыжной подготовки.
Номер испытуемого |
Индекс Руфье |
Показатель ЖЕЛ |
Проба Штанге |
1 |
4,5 |
1,7 |
30 |
2 |
5,5 |
2,5 |
34 |
3 |
6,9 |
2,0 |
29 |
4 |
4,9 |
2,3 |
31 |
5 |
5,9 |
1,5 |
27 |
6 |
7,5 |
2,6 |
39 |
7 |
5,7 |
1,5 |
35 |
8 |
5,5 |
1,7 |
35 |
9 |
6,9 |
2,0 |
25 |
10 |
5,5 |
1,7 |
30 |
11 |
5,8 |
2,3 |
31 |
12 |
6,5 |
1,9 |
36 |
13 |
8,1 |
2,1 |
35 |
14 |
5,0 |
1,5 |
39 |
15 |
4,7 |
2,0 |
37 |
Таблица №2. Показатели
морфофункциональных проб школьников, пропускающие или отсутствующие на занятиях
лыжной подготовки.
Номер испытуемого |
Индекс Руфье |
Показатель ЖЕЛ |
Проба Штанге |
1 |
8,5 |
1,1 |
25 |
2 |
6,0 |
2,3 |
30 |
3 |
6,8 |
1,7 |
27 |
4 |
9,5 |
2,3 |
25 |
5 |
9,7 |
1,9 |
33 |
Анализируя полученные данные, мы видим, что есть некие различия
между показателями школьников, систематически посещающие занятия лыжной подготовки
и показателями школьников, которые пропускали или отсутствовали на занятиях лыжной
подготовки.
Вывод
Таким образом, проведя данное исследование, мы выявили морфофункциональные
различия между школьниками систематически посещающие занятия лыжной подготовки и
школьниками, которые пропускали или отсутствовали на занятиях лыжной подготовки.
Можно сделать вывод о том, что ходьба на лыжах положительно влияет на морфофункциональные
данные человека.
Заключение
Ходьба на лыжах положительно влияет на общее состояние организма человека и может
использоваться в качестве активного отдыха для людей любого возраста и пола.
Прогулки на лыжах на чистом морозном воздухе положительно влияют на умственную и
физическую работоспособность, благотворно влияют на опорно-двигательный аппарат.
Также при систематической ходьбе на лыжах увеличивается ЖЕЛ.
Также во время занятий на лыжах воспитываются морально-волевые качества: настойчивость,
трудолюбие, дисциплинированность.
Но следует помнить, что начинать занятия нужно постепенно,
во избежание негативных последствий для здоровья (травмы, переутомление, т.д.).
Список литературы:
- https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2012/08/14/vliyanie-lyzhnogo-sporta-na-razvitie-fizicheskikh-kachestv
- http://sportterritory.ru/publ/obuchajushhie/o_polze_zanjatij_lyzhnym_sportom/2-1-0-54
- Никитушкин В.Г. Многолетняя подготовка юных спортсменов М. : Физическая культура, 2010. 240 с.
- П.З. Сирис, П.М. Гайдарска, К.И. Рачев. М.: Физкультура и спорт, 1983. 103 с.
- Щедрина, А. Г. Понятие индивидуального здоровья проблема профилактической медицины /А.Г.Щедрина //Тезисы докл. науч. сессии сотрудников НМИ. - Новосибирск, 1993. -279с.
- http://www.medical-enc.ru/17/serdce-child-2.shtml
- http://bmsi.ru/doc/36095ad3-a293-4afb-aed3-c86fd2cf529c/html
- http://zdorov-info.com.ua/stati/pediatrija/12087-kak-rabotaet-serdce-vashego-rebenka-pokazhet-test-rufe.html
Комментарии: