» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Январь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №1 (10) 2018

Автор: Антохина Ангелина Викторовна, магистрант
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: Организация волонтерского профориентационного проекта по формирования профессионального самоопределения старшеклассников

Статья просмотрена: 822 раз

УДК 37.013.77

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОЛОНТЕРСКОГО ПРОФОРИЕНТАЦИОННОГО ПРОЕКТА В ШКОЛЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Антохина Ангелина Викторовна

магистрант 2 года обучения

Омский государственный педагогический университет, г. Омск

 

Аннотация. В данной статье рассмотрен ряд проблем, с которыми сталкиваются старшеклассники общеобразовательных организаций. Проанализированы особенности обучающихся этого возрастного периода и влияние волонтерской деятельности на профессиональное самоопределение старшеклассников. Выявлена и обоснована необходимость разработки и апробации волонтерского профориентационного проекта, способствующего профессиональному самоопределению старшеклассников.

Ключевые слова: старшие школьники, профессиональная ориентация, волонтерская деятельность, профориентационный проект.

 

На сегодняшний день одной из важных задач образовательной системы государства является подготовка подрастающего поколения к трудовой деятельности на благо общества. 

Профессиональная ориентация помогает целесообразно распределить трудовые ресурсы общества исходя из интересов, склонностей, возможностей личности и потребностей государства в квалифицированных специалистах различного рода профессий.

Основной  целью профессионального самоопределения старших школьников является приобретение знаний, навыков и умений, необходимых в дальнейшем для успешного овладения конкретной профессиональной деятельностью. Однако и этого недостаточно, для успешного самоопределения и развития будущего профессионализма необходимо целенаправленно формировать у старшеклассников систему ценностных ориентаций, глубоких убеждений, мировоззренческих позиций, а также социально-профессиональных качеств. Этому способствует участие в волонтерской деятельности.

Волонтёрская деятельность — это широкий круг деятельности, включающий традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которые осуществляется добровольно на благо широкой общественности, причем денежное вознаграждение не является главным мотивом, а зачастую и вовсе отсутствует. [2]

Благодаря участию в волонтерской деятельности подрастающее поколение начинает лучше ориентироваться и в профессиональном самоопределении, ведь это прямой путь к самостоятельной жизни. Занимаясь волонтерством, старшеклассники всегда могут проявить себя, попробовать в разных сферах деятельности и определиться с выбором будущей профессии, воплощая свои идеи в решении различных проблем.

С целью изучить проблему влияния участия в волонтерском профориентационном проекте на формирование профессионального самоопределения старших школьников, до реализации проекта было проведено исследование на базах: БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 66», БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 132», БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 101», БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 90 имени Д. М. Карбышева».

Исследование проходило в сентябре 2016 года, в нем приняли участие 108 обучающихся восьмых – десятых классов (экспериментальная группа – 45 человек, контрольная группа – 63 человека возрасте 14-17 лет. Для исследования были взяты следующие методики: «Профессиональная готовность» (А. П. Чернявская), «Опросник профессиональной готовности» (Л. Н. Кабардова), анкета, разработанная специалистами БУ г. Омска «Областной центр профориентации».[1]

По методике А. П. Чернявской «Профессиональная готовность» значимых различий в полученных данных у обучающихся не выявлено. Мы выявили лишь то, что старшеклассники характеризуются низким уровнем автономности, то есть независимости при выборе сферы профессиональной деятельности, но, не смотря на это, информированность и готовность к принятию решения выражены на среднем уровне. Планирование профессионального пути и эмоциональное отношение к выбору профессии представлены также  на среднем уровне.[3]

Данные, полученные в результате методики «Опросник профессиональной готовности» Л. Н. Кабардовой, позволили оценить уровень профессиональной готовности с сопоставления трех параметров: «умение» – «отношение» – «желание» в выявленной профессиональной сфере. У большинства старшеклассников как экспериментальной, так и контрольной групп нет внутренней согласованности отношения к профессиям. В полученных данных всегда преобладает лишь один из показателей, нет ни одного случая, где бы все три показателя были на равных. Это свидетельствует о том, что в группах испытуемых уровень профессиональной готовности находится на низком уровне.

Результаты, полученные в ходе исследования анкеты, разработанной специалистами центра профориентации, дали следующие результаты. Большинство подростков обеих групп еще не определились с будущей профессией, либо испытывают трудности. Основными факторами, влияющими на выбор профессии, являются родственники, друзья и учителя старшеклассников нет ясного представления, в чем именно заключается их будущая профессиональная деятельность. Наблюдается низкая информированность о рынке труда и образовательных услугах в частности.

Проведя первичную диагностику, мы выявили, что в целом, результаты исследования психологических особенностей профессиональной готовности старшеклассников экспериментальной группыначительно не отличаются от результатов исследования, полученных на выборке контрольной группы. Показатели профессиональной готовности старшеклассников и преобладающие находятся на среднем и низком уровнях, поэтому посчитали целесообразным, разработать и реализовать волонтерский профориентационный проект, участие в котором будет способствовать повышению уровня профессиональной готовности и самоопределению в целом.

Проект волонтерского движения «Юный профконсультант», был разработан нами совместно со специалистами БУ г. Омска «Областной центр профориентации». Программа проекта направлена на обучение школьников старшего звена проведению групповых профинформационных и профориентационных занятий с целью дальнейшего распространения полученных знаний среди обучающихся общеобразовательных организаций, а также на развитие профессионального самоопределения обучающихся старших классов.

В процессе участия в волонтерском движении школьники-волонтеры познакомятся с тем, как правильно выбирать профессию, простраивают свой профессиональный маршрут, раскрывают свой личностный потенциал, обучаются эффективному взаимодействию с окружающими, развивают организаторские способности. Волонтерство положительно влияет и на систему образования, так как вовлечение школьников в данный вид деятельности способствует формированию у молодежи активной жизненной позиции, развивает их навыки, повышает знания, поддерживает патриотический дух.

Участниками проекта выступили обучающиеся восьмых – десятых классов БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 66», БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 132», БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 101». Общее количество испытуемых составило 45 человек. В данных образовательных организациях в течение учебного года реализовывался проект, а также основные профориентационные мероприятия, осуществляемые ежегодно согласно учебному плану.

После завершения реализации проекта, со старшеклассниками было проведено повторное диагностирование, для определения динамики уровня профессионального самоопределения.

Контрольное исследование по методике А. П. Чернявской «Профессиональная готовность» показало динамику по большинству показателей. По результатам начальной диагностики все показатели между обеими группами были практически равны, что было подтверждено результатами математической статистики. По результатам контрольной диагностики мы можем проследить, что участие одной из групп в волонтерском профориентационном проекте положительно повлияло на полученные результаты. Значения трех из пяти показателей экспериментальной группы оказались выше, чем у контрольной выборки.

Данные, полученные в результате методики «Опросник профессиональной готовности» Л. Н. Кабардовой можно сделать вывод, что у большинства старшеклассников экспериментальной группы, после участия в волонтерском профориентационном проекте, стала наблюдаться внутренняя согласованность отношения к профессиям. В контрольной группе ярко выраженной внутренней согласованности по отношению к профессиям не наблюдается, но динамика результатов ощутима.

По результатам, полученным в ходе исследования анкеты, разработанной специалистами центра профориентации можно сделать вывод о том, что подростки экспериментальной группы относительно определились с будущей профессией, лишь малая часть испытывают трудности. Лидирующее место в основных факторах, влияющих на выбор профессии, занимает личный выбор, но весомое значение, как и прежде, имеют родственники, друзья и учителя. Возросла и информированность о рынке труда и образовательных услугах в частности. В контрольной группе не все определились с будущей профессией, треть людей все также испытывают трудности.

Таким образом, результаты исследования психологических особенностей профессиональной готовности старшеклассников экспериментальной группы, значительно возросли и имеют существенные отличия от результатов исследования, полученных на выборке контрольной группы. Благодаря реализованной профориентационной работе, мы смогли более достоверно определить различия в динамике результатов.

Мы считаем, что целенаправленная работа по развитию профессионального самоопределения школьников старшего подросткового возраста в ходе участия в волонтерском профориентационном проекте при помощи описанных выше приемов и методов привела к определенным успехам. Такой вариант социальной практики как реализация волонтерского проекта, обогатил опыт обучающихся, способствовал приобретению и закреплению коммуникативных и творческих навыков, формированию у них активной жизненной позиции, а также повысил знания в области профессионального становления. Ученики попробовали себя в разной деятельности:  проведение профинформационных групповых и массовых занятий, квестов с обучающимися первых-седьмых классов,  составление методической копилки из профориентационных игр и упражнений, составление индивидуального профессионального маршрута. В поисковой, творческой, проектной  деятельности были заняты все 45 человек.

Проанализировав  и сопоставив данные начальной и контрольной диагностик, можно сказать, что после участия в волонтерском профориентационном проекте у большинства старшеклассников-волонтеров, которые составили первую группу, результаты определенно возросли. Также стала наблюдаться внутренняя согласованность отношения к профессиям, относительная определенность в выборе будущей профессии, сформированное представление о содержании будущей профессиональной деятельности, рост информированности о рынке труда и образовательных услугах в частности. Это свидетельствует о том, что уровень профессиональной готовности в группах возрос, в частности в экспериментальной группе.

 

Список литературы:

  1. Карелин А.А. Большая энциклопедия психологических тестов / А.А. Карелин. — М.: Эксмо, 2007. — 416 с.
  2. Холостова, Е. И. Словарь-справочник по социальной работе / Е. И. Холостова.- М.: ВЛАДОС, 200с.
  3. Чернявская, А. П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации / А. П. Чернявская. – М.: Владос-Пресс, 2001. – 96 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: