» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июнь, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №3 2017

Автор: Мошин Александр Михайлович, студент
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Правовая основа деятельности паевых инвестиционных фондов

Статья просмотрена: 339 раз

УДК 34

ПРАВОВАЯ ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАЕВЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ФОНДОВ

Мошин Александр Михайлович

студент Высшей школы экономики, управления и права,

Северный Арктический Федеральный Университет

Россия, г. Архангельск

 

Аннотация. В статье рассматриваются основные нормативно-правовые акты, которые регулируют паевые инвестиционные фонды в Российской Федерации. Затрагиваются вопросы регулирования деятельности управляющих компаний.

Ключевые слова: паевые инвестиционные фонды, управляющая компания, инвестиции, управление капиталом.

 

Паевые инвестиционные фонды (далее - ПИФы), которые давно имеют большой успех в ряде развитых странах, помогают людям сохранить и преумножить капитал в постоянно изменяющихся условиях рынка. Паевые инвестиционные фонды берут на себя принятие решений по управлению капиталом тех, кто вложился в них, что освобождает людей от необходимости ежечасно следить за движениями рынков. Профессиональное управление денежными средствами пайщиков преимущества ПИФов обеспечивают их привлекательность для инвесторов.

Рынок ПИФов в Российской Федерации начал своё становление в середине 90-х годов прошлого века и продолжается в настоящее время. ПИФы выполняют важную экономическую функцию - они дают возможность коллективно инвестировать средства в инструменты фондового рынка, получать прибыль на объединенные в фонды активы, распределять её между инвесторами пропорционально количеству паев и координировать значительные средства большого числа инвесторов, не имеющих больших денежных ресурсов.

Функционирование ПИФов, как инструментов коллективного инвестирования начинается с Указа Президента N 765 «О дополнительных мерах по повышению инвестиционной политики Российской Федерации» от 26.07.1995, в данном указе был определён порядок образования и работы паевых фондов. В дальнейшем во исполнение Указов Президента были разработаны дополняющие нормативно-правовые акты.

В настоящий момент ПИФы регулируются на основании Федерального закона от 29.11.2001 года N 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах». В данном законе закреплены основные понятия в области коллективного вложения средств.

Согласно ст. 10 [1] паевым инвестиционным фондом является обособленный имущественный комплекс, состоящий из имущества, переданного в доверительное управление управляющей компании учредителем (учредителями) доверительного управления с условием объединения этого имущества с имуществом иных учредителей доверительного управления, и из имущества, полученного в процессе такого управления, доля в праве собственности на которое удостоверяется ценной бумагой, выдаваемой управляющей компанией.

В доверительное управление, в соответствии со ст. 13 [1], открытым и интервальным ПИФами могут быть переданы только денежные средства, а иное имущество допускается к управлению только для закрытых и биржевых паевых инвестиционных фондов, если такое имущество разрешено для передачи фондам в соответствии с актами Банка России. Не допускается передача имущества, находящегося в залоге.

Одно из важнейших преимуществ ПИФа это то, что он не является юридическим лицом, а значит налоги с заработанного платят сами вкладчики при погашении инвестиционного пая, что позволяет управляющей компании более эффективно управлять средствами и получать так называемый «доход на доход».

Закон N 156-ФЗ жёстко определяет рамки деятельности управляющих компаний, требования по обеспечению контроля со стороны государства, сохранности имущества паевого фонда и так далее. Согласно ст. 11 закона имущество фонда является общим имуществом собственников паев и принадлежит им на праве общей долевой собственности. Доверительное управление ПИФом осуществляет управляющая компания посредством совершения различных юридических или фактических действий в отношении имущества, образующего его.

Гражданский кодекс РФ в главе 53 закрепляется правила, согласно которым управляющая компания при доверительном управлении ценными бумагами не обладает правом собственности на имущественную массу ПИФа [2]. Управляющая компания может совершать с этим имуществом определенные действия в целях получения дохода на предоставленном ей праве распоряжаться этим имуществом. Однако, необходимо проинформировать противоположную сторону сделки о своей роли доверительного управляющего, ставить пометку «Д.У.» и наименование ПИФа после названия управляющей компании в письменных документах.

Особое место в законодательном регулировании занимают Постановления Правительства РФ, которые установили типовые правила доверительного управления ПИФом. В них детально описаны взаимоотношения по поводу приобретения, обмена и погашения инвестиционных паев, выплат средств пайщикам, депозитарию, регистратору, аудитору и иным лицам, вовлечённым в работу фонда.

До 13 марта 2004 года деятельность ПИФов контролировалась Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг, а, в связи с упразднением, её функции были переданы Федеральной службе по финансовым рынкам.

С 1 сентября 2013 года Федеральная служба по финансовым рынкам была упразднена и, присоединившись к ЦБ РФ, образовала Службу Банка России по финансовым рынкам. Среди документов Банка России в области регулирования деятельности паевых фондов можно упомянуть наиболее значимые:

– Указание Банка России от 21.07.2014 N 3329-У "О требованиях к собственным средствам профессиональных участников рынка ценных бумаг и управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов";

– Инструкция Банка России от 06.11.2014 N 157-И "О порядке регистрации правил доверительного управления паевым инвестиционным фондом и изменений, и дополнений в них";

– Информационное сообщение Банка России от 30.10.2014 "О требованиях по составлению, представлению и публикации годовой консолидированной финансовой отчётности".

Для ведение деятельности по управлению ПИФами управляющая компания обязана получить лицензию на ведение такой деятельности. Лицензирование деятельности управляющих компаний является также формой правого регулирования рынка ПИФов. Федеральный закон «Об инвестиционных фондах» выделяет несколько условий для получения лицензии:

– организационно-правовая форма: управляющая компания должна быть образована в форме акционерного общества или общества с дополнительной (ограниченной) ответственностью, согласно ч. 1 ст. 38 [1];

– запрет на вступление в должность в управляющей компании лиц, понесших наказание в форме дисквалификации или судимость за умышленные деяния, нарушения требований экономической деятельности, согласно ч. 10 ст. 38 [1]. Это требование является разумным и призвано защитить интересы потенциальных вкладчиков и не допустить недобросовестных лиц к работе в управляющей компании;

– управляющей компанией, в случае наличия единоличного исполнительного органа, должно руководить лицо, имеющее высшее образование и соответствующее установленным Банком России квалификационным требованиям и профессиональному опыту. Данное положение регламентируется ч. 9 ст. 38 [1];

– наличие достаточного размера собственных средств, которое определяется согласно Указанию Банка России N 4075-У [3]. Такое условие образует определенный барьер для входа на фондовый рынок недобросовестных управляющих компаний.

Согласно ст. 12 [1] максимальный срок действия договора доверительного управления паевым инвестиционным фондом не должен превышать 15 лет с начала его формирования, однако договор может быть перезаключён по окончании этого срока.

Подводя итог,  можно сказать, что правовые отношения между сторонами по договору доверительного управления паевым инвестиционным фордом основываются на большом количестве нормативно-правовых актов. Закон в достаточной мере определяет права и обязанности сторон данного договора, устанавливает порядок правоотношений по основным вопросам. Регулирование работы ПИФов имеет достаточно разработанную законодательную базу с жёткими требованиями. В России контроль за деятельностью ПИФов со стороны государства осуществляет Центральный Банк в лице Службы Банка России по финансовым рынкам, что позволяет быть уверенным в высоком уровне защищённости от неправомерных действий со стороны управляющей компании. Не стоит, однако, забывать о том, что рынок ценных бумаг может принести как прибыть, так и убытки, поэтому к выбору управляющей компании необходимо подходить с должной внимательностью.

 



Список литературы:

  1. Об инвестиционных фондах. Федеральный закон от 29.11.2001 N 156-ФЗ (ред. от 03.07.2016) [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Федеральный закон от 26.01.1996 N 14-ФЗ [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  3. О требованиях к собственным средствам управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов и соискателей лицензии управляющей компании. Указание Банка России от 19.07.2016 N 4075-У [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: