» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Февраль, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №2 (11) 2018

Автор: Бунчужная Надежда Алексеевна, воспитатель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Творческие способности детей-сущность, понятия

Статья просмотрена: 2432 раз
Дата публикации: 27.01.2018

УДК: 373.24

ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ- СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ

Бунчужная Надежда Алексеевна

Горбунова Светлана Николаевна

воспитатель

МБДОУ детский сад № 103 города Иркутска, гркутск

 

Аннотация: в статье рассмотрены разные подходы к определению понятия «творческие способности», необходимые условия и особенности развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: творчество, способность, творческие способности.

 

Проблема развития творческих способностей личности стала в настоящее время особенно актуальной. В педагогической практике в разных областях деятельности идет активный поиск методов, которые позволили бы открыть творческий потенциал каждого человека, предоставить возможность каждому развить творческие начала, проявить себя наиболее полно и активно. Основной причиной такого направления педагогики является представление о человеке как о неординарной личности, самостоятельно определяющей свое место в жизни, свой путь, свое направление деятельности. Поэтому перед педагогикой сегодня, наряду с традиционными задачами передачи общественного опыта, знаний, выработанных предшествующими поколениями, встают задачи творческого развития личности, где каждый человек приобретает особую значимость и ценность, уникальность своего существования [3].

На протяжении многих столетий известными учёными проводились исследования наличия творческих способностей у людей. Было доказано, что творческие способности и потребность в творческой деятельности есть у каждого человека с рождения, однако очень часто они остаются нереализованными. Каждый ребёнок ищет возможности развивать свои творческие способности, нередко сталкиваясь с сопротивлением окружающим его мира.

Именно творческая деятельность человека делает его существом,
обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее, отметил
Л. С. Выготский.

Советские исследователи, такие как, Л.М. Венгер, В.С. Мухина, рассматривают творчество как создание человеком объективно и субъективно нового. Общественной ценности и новизны его творческий продукт не имеет, но субъективная ценность его значительна. Е. Л. Яковлева понимает творчество, как выражение человеком свойственных только ему личностных качеств [1].

По мнению С.И. Ожегова: «Творчество – создание новых по замыслу культурных и материальных ценностей», в то время как, А. Г. Спиркин считает, что: «Творчество – это духовная деятельность, результатом которой является создание оригинальных ценностей, установление новых, ранее неизвестных фактов, свойств и закономерностей материального мира и духовной культуры».

У каждого человека свойственные только ему «наборы» способностей. Индивидуальное сочетание способностей формируется в течение всей жизни и определяет личностное своеобразие. Из этого следует, что, под способностями понимают яркое проявление свойства какой-либо психофизиологической функции, т. е. дают качественную характеристику ее проявления. Следует отметить, что способности у каждого выражены в разной степени (высокой – низкой), и нет такого человека, у которого они отсутствуют. Люди, у которых способности слабо выражены при их качественной (сравнительной) оценке называются неспособными, т. е. не имеющие возможность добиться в чем-то высокого результата [2].

В первую очередь, способности человека находить особый взгляд на привычные вещи или задачи и являются творческими способностями. Эти способности прямым образом зависят от человеческого интеллекта. Чем богаче его кругозор, тем разностороннее он может исследовать данный вопрос.

Большое значение в разработке обшей теории способностей, имеют исследования Б.М. Теплова. Автор считает, что понятие «способности» включает в себя три идеи: – под способностями разумеется индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; – способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности; – понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.

У каждого человека свойственные только ему «наборы» способностей. Индивидуальное сочетание способностей формируется в течение всей жизни и определяет личностное своеобразие. Из этого следует, что, под способностями понимают яркое проявление свойства какой-либо психофизиологической функции, т. е. дают качественную характеристику ее проявления. Следует отметить, что способности у каждого выражены в разной степени (высокой – низкой), и нет такого человека, у которого они отсутствуют. Люди, у которых способности слабо выражены при их качественной (сравнительной) оценке называются неспособными, т. е. не имеющие возможность добиться в чем-то высокого результата.

 Г.М. Ярошевский считал, что творческие способности - это процесс создания чего-то нового, подразумевающий, как изменения в сознании и поведении индивида, так и производимые им продукты, которые он отдаёт другим. Исходя из этого, не только созданные картины, машины, теории, но и все факторы личностного роста человека следует рассматривать как творческие. Однако, некоторые учёные, напротив, сужают термин «творчество», включая в него только познавательную деятельность, которая ведёт к новому или необычному видению проблемы, или ситуации [1].

В общем смысле творческие способности понимаются как, создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий. Более конкретно понятие «Творческие способности» раскрыто в трудах зарубежных и отечественных учёных таких, как Т.А. Барышева, Ю.А. Жигалов, Н. Бердяев, Л.М. Венгер, Л.С. Выгодский, Е.П. Ильин, Р.С. Немов, Л.А. Парамонова, Н.Н. Поддъяков, Б.М. Теплов и др [3].

Творческие способности — это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им деятельности различного рода. Элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, поэтому справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д. Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Существует также гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии [4].

Как отмечает ряд исследователей (Л. С. Выготский, Д. Б.Эльконин, А. В.Запорожец, А. И. Леонтьев, А. В.Петровский, Д. В. Менджерицкая, В. В. Давыдов), большая роль в формировании творчества принадлежит воображению. Л.С. Выготский говорит, что для создания новых образов необходима организация внутренней взаимосвязи между мышлением, воображением, произвольностью и свободной деятельностью. Он доказал, что благодаря этой взаимосвязи, воображение совершает полный круг от "накопления, переработки впечатлений о реальной действительности к этапу вынашивания и оформления продуктов воображения в реально существующие результаты творчества, которые снова воздействуют на человека [2].

Основными направлениями развития творческих способностей в дошкольном возрасте являются следующие:

 1. Развитие продуктивного творческого воображения, которое характеризуется такими качествами, как богатство продуцируемых образов и направленность.

 2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность. Такими качествами являются ассоциативность, диалектичность и системность мышления [1].

Дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошкольном детстве.

Дошкольное детство это самый благоприятный период для начала развития всего многообразия человеческих способностей. Но у ребенка начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия к моменту этого созревания. Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее начинается развитие. Если созревание и начало функционирования (развития) совпадают по времени, идут синхронно, а условия благоприятны, то развитие идет легко — с наивысшим из возможных ускорений. Так же для развитие творческих способностей необходимо создание условий, способствующих формированию их творческих способностей [3].

На основе анализа психолого-педагогической литературы, мы выделили шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей, такими условиями являются:

1. Раннее физическое и интеллектуальное развитие детей.

2. Создание обстановки, опережающей развитие ребенка.

3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения сил, когда ребенок добирается до "потолка " своих возмож­ностей.

4. Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одни делом и т.д.

5. Умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.

6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству [4].

Так на основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что развитие творческих способностей детей является неотделимой частью общественной жизни. Творчество – это процесс деятельности человека, производящий качественно новые духовные и материальные ценности, где особую роль в процессе развития творческих способностей занимает деятельность учреждений дополнительного образования детей.



Список литературы:

1.         Доронова, Т.Н. «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников». М.: Просвещение, 2006 г.

 2.        Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества- М.: Т.Г. Казакова Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006 г.

3.         Комарова, Т.С. «Дети в мире творчества». М.: Мнемозина, 1995 г.

4.         Психология одаренности детей и подростков: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. Учеб.заведений/ Под ред. Н.С. Лейтеса, 2-е изд., перераб. И доп. М.: ACADEMIA, 2000 г.



Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: