» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Февраль, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №2 (11) 2018
Автор: Бунчужная Надежда Алексеевна, воспитатель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Творческие способности детей-сущность, понятия
Дата публикации: 27.01.2018
УДК: 373.24
ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ- СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ
Бунчужная Надежда Алексеевна
Горбунова Светлана Николаевна
воспитатель
МБДОУ детский сад № 103 города Иркутска, г.Иркутск
Аннотация: в статье рассмотрены разные подходы к определению понятия «творческие способности», необходимые условия и особенности развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: творчество, способность, творческие способности.
Проблема развития творческих способностей личности стала в настоящее время особенно актуальной. В педагогической практике в разных областях деятельности идет активный поиск методов, которые позволили бы открыть творческий потенциал каждого человека, предоставить возможность каждому развить творческие начала, проявить себя наиболее полно и активно. Основной причиной такого направления педагогики является представление о человеке как о неординарной личности, самостоятельно определяющей свое место в жизни, свой путь, свое направление деятельности. Поэтому перед педагогикой сегодня, наряду с традиционными задачами передачи общественного опыта, знаний, выработанных предшествующими поколениями, встают задачи творческого развития личности, где каждый человек приобретает особую значимость и ценность, уникальность своего существования [3].
На протяжении многих столетий известными учёными проводились исследования наличия творческих способностей у людей. Было доказано, что творческие способности и потребность в творческой деятельности есть у каждого человека с рождения, однако очень часто они остаются нереализованными. Каждый ребёнок ищет возможности развивать свои творческие способности, нередко сталкиваясь с сопротивлением окружающим его мира.
Именно
творческая деятельность человека делает его существом,
обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее, отметил
Л. С. Выготский.
Советские
исследователи, такие как, Л.М. Венгер, В.С. Мухина,
рассматривают творчество как создание человеком объективно и субъективно
нового. Общественной ценности и новизны его творческий продукт не имеет, но
субъективная ценность его значительна. Е. Л. Яковлева понимает творчество, как
выражение человеком свойственных только ему личностных качеств [1].
По
мнению С.И. Ожегова: «Творчество – создание новых по замыслу культурных и
материальных ценностей», в то время как, А. Г. Спиркин считает, что:
«Творчество – это духовная деятельность, результатом которой является создание
оригинальных ценностей, установление новых, ранее неизвестных фактов, свойств и
закономерностей материального мира и духовной культуры».
У
каждого человека свойственные только ему «наборы» способностей. Индивидуальное
сочетание способностей формируется в течение всей жизни и определяет личностное
своеобразие. Из этого следует, что, под способностями понимают яркое проявление
свойства какой-либо психофизиологической функции, т. е. дают качественную
характеристику ее проявления. Следует отметить, что способности у каждого
выражены в разной степени (высокой – низкой), и нет такого человека, у которого
они отсутствуют. Люди, у которых способности слабо выражены при их качественной
(сравнительной) оценке называются неспособными, т. е. не имеющие возможность
добиться в чем-то высокого результата [2].
В
первую очередь, способности человека находить особый взгляд на привычные вещи
или задачи и являются творческими способностями. Эти способности прямым образом
зависят от человеческого интеллекта. Чем богаче его кругозор, тем
разностороннее он может исследовать данный вопрос.
Большое значение в разработке обшей теории способностей, имеют исследования Б.М. Теплова. Автор считает, что понятие «способности» включает в себя три идеи: – под способностями разумеется индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; – способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности; – понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.
У каждого человека свойственные только ему «наборы» способностей.
Индивидуальное сочетание способностей формируется в течение всей жизни и
определяет личностное своеобразие. Из этого следует, что, под способностями
понимают яркое проявление свойства какой-либо психофизиологической функции, т.
е. дают качественную характеристику ее проявления. Следует отметить, что
способности у каждого выражены в разной степени (высокой – низкой), и нет
такого человека, у которого они отсутствуют. Люди, у которых способности слабо
выражены при их качественной (сравнительной) оценке называются неспособными, т.
е. не имеющие возможность добиться в чем-то высокого результата.
Г.М. Ярошевский
считал, что творческие способности - это процесс создания чего-то нового,
подразумевающий, как изменения в сознании и поведении индивида, так и
производимые им продукты, которые он отдаёт другим. Исходя из этого, не только
созданные картины, машины, теории, но и все факторы личностного роста человека
следует рассматривать как творческие. Однако, некоторые учёные, напротив,
сужают термин «творчество», включая в него только познавательную деятельность,
которая ведёт к новому или необычному видению проблемы, или ситуации [1].
В
общем смысле творческие способности понимаются как, создание предметов
материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий. Более
конкретно понятие «Творческие способности» раскрыто в трудах зарубежных и отечественных
учёных таких, как Т.А. Барышева, Ю.А. Жигалов, Н.
Бердяев, Л.М. Венгер, Л.С. Выгодский, Е.П. Ильин,
Р.С. Немов, Л.А. Парамонова, Н.Н. Поддъяков,
Б.М. Теплов и др [3].
Творческие способности — это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им деятельности различного рода. Элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, поэтому справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д. Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Существует также гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии [4].
Как
отмечает ряд исследователей (Л. С. Выготский, Д. Б.Эльконин,
А. В.Запорожец, А. И. Леонтьев, А. В.Петровский, Д. В. Менджерицкая,
В. В. Давыдов), большая роль в формировании творчества принадлежит воображению.
Л.С. Выготский говорит, что для создания новых образов необходима организация
внутренней взаимосвязи между мышлением, воображением, произвольностью и
свободной деятельностью. Он доказал, что благодаря этой взаимосвязи,
воображение совершает полный круг от "накопления, переработки впечатлений
о реальной действительности к этапу вынашивания и оформления продуктов воображения
в реально существующие результаты творчества, которые снова воздействуют на
человека [2].
Основными направлениями развития творческих способностей в дошкольном возрасте являются следующие:
1. Развитие продуктивного творческого воображения, которое характеризуется такими качествами, как богатство продуцируемых образов и направленность.
2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность. Такими качествами являются ассоциативность, диалектичность и системность мышления [1].
Дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих
способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо
утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в
дошкольном детстве.
Дошкольное детство это самый благоприятный период для начала развития
всего многообразия человеческих способностей. Но у ребенка начинают развиваться
только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия к моменту
этого созревания. Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем
успешнее начинается развитие. Если созревание и начало функционирования
(развития) совпадают по времени, идут синхронно, а условия благоприятны, то
развитие идет легко — с наивысшим из возможных
ускорений. Так же для развитие
творческих способностей необходимо создание условий, способствующих
формированию их творческих способностей [3].
На
основе анализа психолого-педагогической литературы, мы выделили шесть основных
условий успешного развития творческих способностей детей, такими условиями являются:
1.
Раннее физическое и интеллектуальное развитие детей.
2.
Создание обстановки, опережающей развитие ребенка.
3.
Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения сил,
когда ребенок добирается до "потолка " своих возможностей.
4.
Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, чередовании дел,
продолжительности занятий одни делом и т.д.
5.
Умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.
6.
Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к
творчеству [4].
Так на основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что развитие творческих способностей детей является неотделимой частью общественной жизни. Творчество – это процесс деятельности человека, производящий качественно новые духовные и материальные ценности, где особую роль в процессе развития творческих способностей занимает деятельность учреждений дополнительного образования детей.
Список литературы:
1. Доронова, Т.Н. «Изобразительная деятельность и эстетическое
развитие дошкольников». М.: Просвещение,
2. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития
детского изобразительного творчества- М.: Т.Г. Казакова Гуманитар.
Изд. Центр ВЛАДОС,
3. Комарова,
Т.С. «Дети в мире творчества». М.: Мнемозина,
4. Психология одаренности детей и подростков: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. Учеб.заведений/ Под ред. Н.С. Лейтеса, 2-е изд., перераб. И доп. М.: ACADEMIA, 2000 г.
Комментарии: