» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Февраль, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №2 (11) 2018

Автор: Монаков Юрий Иванович, Магистрант
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Административная ответственность за нарушения безопасности при организации перевозок железнодорожным транспортом

Статья просмотрена: 227 раз
Дата публикации: 17.01.2018

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕВОЗОК ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ

Монаков Юрий  Иванович

магистрант

ФГБОУВО «Тихоокеанский государственный университет», габаровск

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы безопасности при организации перевозок железнодорожным транспортом. Раскрываются статьи КоАП РФ и нормативные документы, которые регламентируют безопасную работу транспорта.  Перечисляются нормативно-правовые акты, касающихся административной ответственности на железнодорожном транспорте, анализируется судебная практика, освещаются изменения в Федеральный закон «О транспортной безопасности», и пути решения.

Ключевые слова: административная ответственность, железнодорожный транспорт, перевозки, безопасность, железнодорожная платформа.

 

Количества населения в нашей стране более 145 миллионов. Железнодорожный транспорт занимает второе место по числу перевозок людей в России. Так как перевозимых железнодорожным транспортом много, то совершается большое количество проступков, в том числе и административные правонарушения. Безопасность железнодорожного транспорта является одной из важных задач для государственного регулирования. Наибольшее число в правовом регулировании безопасности транспорта принадлежит нормам административного права. На их основе осуществляется деятельность государственных органов по организации движения и эксплуатации транспорта, контролю и надзору за ним, применению профилактических мер, а также привлечению виновных к ответственности за нарушение правил, регламентирующих безопасную работу транспорта. Рассмотрим нормативно-правовой акты регламентирующие данную сферу:

1)ФЗ от 21.12.1994 г. «О пожарной безопасности» №69-ФЗ. Содержит положения, в которых прописаны общие правила пожарной безопасности на территории РФ, в том числе и на железнодорожном транспорте[2].

2)ФЗ от 10.01.2003 г. «Устав железнодорожного транспорта в Российской Федерации» №18-ФЗ. Содержит положения, в которых прописаны общие правила перевозки багажа, грузов, грузобагажа[3].

3)Постановления Правительства РФ от 21.12. 2004 г. "О государственном пожарном надзоре" N 820. Регламентирует общие положения касательно пожарного надзора на территории РФ, в том числе и на железнодорожном транспорте[4].

4)Распоряжения Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 30 сентября 2004 г. N НА-54-р(фс) "О создании Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта". Это подзаконный акт, который регламентирует порядок создания Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на транспорте, в том числе и железгодорожном[5].

5)Приказ МВД от 14.12.1993 г. «Правила пожарной безопасности в Российской федерации» №536. «Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам» утверждены МПС РФ 27 декабря 1994 г. Этот документ является подзаконным актом, который детализирует положения, содержащиеся в «уставе железнодорожного транспорта в Российской Федерации» касательно правил перевозки багажа, грузов, грузобагажа[6].

Это не полный печень всех нормативно-правовых актов, касающихся административной ответственности на железнодорожном транспорте. Данные нормативно-правовые акты являются основными документами, на основании которых привлекают к административной ответственности за правонарушения на железнодорожном транспорте.
Список административных правонарушений представлен в главе 11 КоАП, которая называется: «Административные правонарушения на транспорте» и глава 14.     Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций.

Разберем для примера статью 14.4 КоАП РФ. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством Российской Федерации требований.

1. Продажа товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, лечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

2. Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от семи тысяч до пятнадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до одного года; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой[1,стр.125].

Проанализировав судебные решения по статье 14.4 КоАП РФыло найдено Решение по делу 21-1047/2017 (20.12.2017, Хабаровский краевой суд (Хабаровский край)).

Из материалов дела следует, что Биробиджанской транспортной прокуратурой 05 июня 2017 г. связи с поступившим обращением проведена выездная проверка пассажирских платформ на станции Совхозная, расположенной на территории муниципального образования «Дежневское сельское поселение» Смидовичского района ЕАО (с. Дежневка).

По результатам проверки составлен акт проверки от 05 июня 2017 г., в соответствии с которым установлено, что на указанной станции имеются 2 низкие береговые пассажирские платформы 1987 года постройки, предназначенные для посадки пассажиров в вагон и высадки из вагона, длина которых (45-50 м) не соответствует размерам принимаемых пассажирских составов, кроме того, на одной из платформ отсутствует навес (павильон). Таким образом, часть пассажирских вагонов при остановке пригородных поездов на станции Совхозная оказывается за пределами посадочных платформ, посадка при этом осуществляется с необорудованного участка местности ограниченной ширины с крутым каменистым склоном, уклон которого обращен по направлению от путей, что является нарушением требований ст. 80 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта», ст. 7 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», п. 6.27 Инструкции по проектированию станций и узлов на железных дорогах Союза ССР» ВСН 56-78.

Указанные нарушения послужили основанием для вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ, и привлечения Общества к административной ответственности[7].

В соответствии с п. 6.27 Инструкции по проектированию станций и узлов на железных дорогах Союза ССР» ВСН 56-78 длина пассажирских платформ должна соответствовать наибольшей длине пассажирского состава, предназначенного к обращению на пятый год эксплуатации.

Указанию в жалобе о том, что пассажирские платформы находятся не на станции, а на остановочном пункте «Совхозная», следовательно, применение п. 6.27 указанной инструкции недопустимо, опровергаются имеющимися в материалах дела доказательствами, в частности свидетельством о государственной регистрации права собственности от 29.03.2010, инвентарными карточками учета объекта основных средств, техническими паспортами на сооружения, из которых следует, что платформы находятся на станции Совхозная.

Согласно  ст. 80 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта» Перевозчики и владельцы инфраструктур должны обеспечивать безопасность перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа, качественное обслуживание пассажиров на железнодорожных станциях, железнодорожных вокзалах (далее в настоящей главе - вокзалы), пассажирских платформах и в поездах, сохранность перевозимых багажа, грузобагажа, движение пассажирских поездов в соответствии с расписанием, своевременную доставку багажа, грузобагажа[3].

Пассажирские вагоны, а также вокзалы и другие сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны содержаться в исправном техническом состоянии и соответствовать требованиям строительных и санитарных норм, правил, других нормативных документов.

На железнодорожных станциях сооружаются пассажирские платформы, оборудованные навесами и павильонами, а также пешеходные настилы, тоннели, мосты в соответствии с нормами технологического проектирования и содержания связанных с обслуживанием пассажиров объектов железнодорожного транспорта, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

            Доказательств наличия каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих квалифицировать данное правонарушение как малозначительное, материалы дела не содержат, к жалобе также не приобщены. Кроме того, эксплуатация пассажирских платформ, не отвечающих требованиям безопасности, создает реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан. При этом признание правонарушения малозначительным является правом, а не обязанностью должностного лица, судьи, рассматривающих дело.

Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, судом первой инстанции не допущено. Поводов для отмены судебного постановления по доводам жалобы не усматривается.

В настоящие время идут споры на тему как сделать перевозку более безопасной, предлагаются различные решения, например:

ОАО «РЖД» предлагает внести изменения в Федеральный закон «О транспортной безопасности», предусмотрев частичное финансирование мероприятий по обеспечению транспортной безопасности из федерального бюджета.

Усилить:

-ответственность за правонарушения в сфере транспорта;

 -ответственность за преступления в сфере транспорта.

 - ответственность за нарушения правил безопасной эксплуатации железнодорожного транспорта.

Предлагаемые изменения касаются безопасности граждан и объектов железнодорожного транспорта на участках движения высокоскоростных поездов. Имеют место случаи непроизводственного травматизма, возникающее вследствие грубого нарушения гражданами правил поведения на железнодорожных путях, а учитывая, что высокоскоростной поезд движется со скорость 200 км/ч и выше, то данные нарушения с высокой степенью вероятности могут привести к летальному исходу. Поэтому предлагается внести дополнения в Правила нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути, утвержденные приказом Минтранса России от 08.02.2007 № 18, которые вводят запрет на нахождение граждан в неустановленных местах в зонах движения скоростных (высокоскоростных) поездов, а также проход по пешеходным переходам через железнодорожные пути при запрещающем сигнале светофора[8].

Становится очевидным что, законодательство не регулирует в достаточной мере вопросы безопасности инфраструктуры и железнодорожного подвижного состава.

 Одним из решений данной ситуации является установка статуса служб безопасности для владельцев инфраструктуры и перевозчиков, определив, что ими должны являться либо штатные подразделения, либо частные охранные предприятия.  Потому, что безопасность объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта зависит не только от безопасности внутри периметра, но и от режима охраны территорий, прилегающих к объекту инфраструктуры.

Конечно это не единственная проблема, но начать можно с малого.



Список литературы:

  1. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 31.12.2017) ( Дата обращения 20.12.17)
  2. ФЗ от 21.12.1994 г. «О пожарной безопасности» №69-ФЗ. base.garant.ru/10103955/( Дата обращения 22.12.17)
  3. ФЗ от 10.01.2003 г. «Устав железнодорожного транспорта в Российской Федерации» №18-ФЗ.www.consultant.ru( Дата обращения 20.12.17)
  4. Постановления Правительства РФ от 21.12. 2004 г. "О государственном пожарном надзоре" N 820. base.garant.ru/12138124/( Дата обращения 28.12.17)
  5. Распоряжения Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 30 сентября 2004 г. N НА-54-р(фс) https://ohranatruda.ru › Библиотека › Технические нормативы( Дата обращения 26.12.17)
  6. Приказ МВД от 14.12.1993 г. «Правила пожарной безопасности в Российской федерации» №536. www.consultant.ru/document/( Дата обращения 29.12.17)
  7. http://www.ourcourt.ru/rubrika/habarovskij-kraevoj-sud/( Дата обращения 27.12.17)
  8. tb-inform.ru/proekt-izmenenij-( Дата обращения 25.12.17)


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: