» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Февраль, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №2 (11) 2018

Автор: Сыщиков Дмитрий Александрович, студент магистрант
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Проблемы организации смешанных перевозок в России

Статья просмотрена: 1246 раз
Дата публикации: 18.01.2018

УДК 656.01

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СМЕШАННЫХ ПЕРЕВОЗОК В РОССИИ

Лавриков Игорь Николаевич

кандидат экономических наук, доцент

Сыщиков Дмитрий Александрович

Тарабрин Дмитрий Алексеевич

магистрант

ФГБОУ ВО «ТГТУ», г. Тамбов

 

Аннотация. Для экономики РФ смешанные перевозки грузов имеют важное значение. Правовое регулирование смешанных перевозок не соответствует потребностям их функционирования и развития. В настоящей работе рассмотрены основные проблемные моменты правового регулирования смешанных перевозок грузов и предложены меры по организации их правового регулирования.

Ключевые слова: Смешанные перевозки; транспорт; правовое регулирование, грузоперевозки, законодательство.

 

В мире, на сегодняшний день существует шесть видов транспорта. Это внутренний водный, морской, железнодорожный, автомобильный, воздушный и трубопроводный. При транспортировке грузов они связаны между собой следующими сочетаниями: морской – железнодорожный, автомобильный – железнодорожный, автомобильный – воздушный и т.д.

По оценкам специалистов на автотранспорт приходится около 80% всех перевозок, на железнодорожный около 10%, на морской, трубопроводный и внутренний водный приходится менее 5%.

Перевозку с использованием нескольких видов транспорта называют мультимодальной или смешанной перевозкой. Такой вид перевозок используют в случаях, когда нужно оптимизировать расходы, сократить сроки перевозки или когда невозможно проделать весь маршрут следования грузов одним видом транспорта.

Особенности мультимодальных перевозок:

-           унификация необходимых документов;

-           простота оформления таможенных процедур;

-           многосторонний подход, взаимодействие огромного количества специалистов;

-           единство всех участников процесса.

Такой тип перевозок позволит решить многие проблемы транзитных стран и согласовать функциональность транспортной системы в мире. Для экономики РФ мультимодальные (смешанные) перевозки грузов имеют большое и важное значение. Это касается не только перевозок за рубеж, но и перевозок внутри государства, т.к. протяженность территории России обуславливает необходимость перевозок несколькими видами транспорта. Несмотря на это, правовое регулирование мультимодальных (смешанных) перевозок не соответствует потребностям их функционирования и развития.

Рассмотрим тенденцию изменения объемов грузоперевозок в Российской Федерации за 2015-2016 гг.

Экономический показатель работы транспорта (показатель объёма перевозок грузов), равный произведению массы перевозимого за определённое время груза на расстояние перевозки называется грузооборотом.

За целый 2015 год железнодорожным транспортом было перевезено 1217948,6 тыс. тонн; автомобильным – 5356736,1 тыс. тонн; морским – 18787,7 тыс. тонн; внутренним водным – 121429,3 тыс. тонн; воздушным – 867,2 тыс. тонн; трубопроводным – 1070982,2 тыс. тонн [5].

Грузооборот за 2015 год железнодорожного транспорта составил 2305945 млн. тонно-км.; автомобильного – 247134,2 млн. тонно-км.; морского – 41658,2 млн. тонно-км.; внутреннего водного 63619,7 млн. тонно-км.; воздушного – 5581,6 млн. тонно-км.; трубопроводного – 2444170,1 млн. тонно-км [5].

За целый 2016 год железнодорожным транспортом было перевезено 1226951,1 тыс. тонн; автомобильным – 5430625 тыс. тонн; морским – 24622,4 тыс. тонн; внутренним водным – 117968,4 тыс. тонн; воздушным – 977 тыс. тонн; трубопроводным – 1087984,6 тыс. тонн [5].

Грузооборот за 2016 год железнодорожного транспорта составил 2344087 млн. тонно-км.; автомобильного – 247811,3 млн. тонно-км.; морского – 43117,6 млн. тонно-км.; внутреннего водного 67193,6 млн. тонно-км.; воздушного – 6579,5 млн. тонно-км.; трубопроводного – 2489113,6 млн. тонно-км [5].

В сравнении эти данные представлены на рисунках 1 и 2.

Рисунок 1. Количество перевезенных грузов в 2015-2016 гг. по видам транспорта (тыс. тонн)

Рисунок 2. Грузооборот в 2015-2016 гг. по видам транспорта (млн. тонно-км)

По графикам видно, что в 2016 году количество перевезенных грузов и грузооборот всеми видами транспорта увеличились, по сравнению с 2015 годом.

Увеличение грузооборота (в частности и за границу) способствует росту экономики страны. Но перевозить грузы в смешанном сообщении сегодня затруднительно по нескольким причинам, главной из которых является отсутствие конкретного закона о мультимодальных перевозках.

Сейчас смешанные перевозки регулируются лишь несколькими разделами некоторых законов:

-           глава  XIV (Перевозки грузов в прямом смешанном сообщении) в Кодексе внутреннего водного транспорта Российской Федерации [2];

 -          глава V (Перевозки грузов в прямом смешанном сообщении) в Уставе железнодорожного транспорта Российской Федерации [3].

Кроме того, для регулирования смешанных перевозок применяются нормы и правила установленные уставами и кодексами, которые регулируют перевозки грузов на транспорте соответствующего вида.

Применение контейнеров для перевозки грузов в смешанном сообщении устанавливаются порядком и условиями соглашения между соответствующими видами транспорта.

Плата за перевозку грузов в смешанном сообщении взимается за то расстояние, которое грузы пройдут каждым видом транспорта.

Ответственность за утрату и несохранность грузов до передачи их в определенных пунктах перевалки грузов лежит на стороне, сдающей грузы, а после передачи - на принявшей грузы стороне.

Ответственность организаций внутреннего водного транспорта, железнодорожного и организаций транспорта других видов за утрату и несохранность грузов, принятых для перевозок в смешанном сообщении, определяется соответствующими транспортными правилами, уставами и кодексами.

Общий срок доставки грузов в смешанном сообщении определяется из совокупности сроков доставки их железнодорожным транспортом, внутренним водным и транспортом других видов и рассчитывается на основании правил исчисления сроков доставки грузов, действующих на каждом виде транспорта.

Сочетание элементов (субъектов договора, ответственности перевозчиков за груз) является важным в формировании нормативной составляющей договора перевозки грузов в смешанном сообщении. В Гражданском кодексе РФ такому типу перевозок посвящена всего одна статья (788). Она лишь устанавливает, что «взаимоотношения транспортных организаций при перевозке грузов, пассажиров и багажа разными видами транспорта по единому транспортному документу, а также порядок организации этих перевозок определяются соглашениями между организациями соответствующих видов транспорта, заключаемыми в соответствии с законом о прямых смешанных (комбинированных) перевозках» [1]. Заметим, что упоминаемый в ст. 788 ГК РФ Федеральный закон, на основании которого должны заключаться соглашения о порядке организации перевозки в прямом смешанном сообщении, до сих пор так и не был принят.

Одной из проблем регулирования таких перевозок сегодня является отсутствие единого подхода к определению мультимодальной (смешанной) перевозки.

Для такого правового регулирования вопросов, которые связаны со смешанными перевозками, необходимо выработать единый правовой подход к толкованию данной категории.

Опираясь на опыт зарубежных стран, мы предлагаем внести следующие изменения в законодательство касательно смешанных перевозок грузов в РФ.

Мультимодальная (смешанная) перевозка должна оформляться одним (сквозным) транспортным документом. На законодательном уровне необходимо ввести понятие – оператор смешанной перевозки, который будет являться ответственным лицом при осуществлении смешанной перевозки груза на всем ее протяжении. Под оператором смешанной перевозки нами понимается –  «любое лицо, которое от собственного имени или через другое действующее от его имени лицо заключает договор смешанной перевозки и выступает как сторона договора, а не как агент, или от имени грузоотправителя или перевозчиков, участвующих в операциях смешанной перевозки, и принимает на себя ответственность за исполнение договора»

Агент – третье лицо, не являющееся стороной договора смешанной перевозки, с которым оператор заключает договора подряда на выполнение конкретного рода услуг, перечисленных в договоре смешанных перевозок [4, с.72].

Определение «оператора смешанной перевозки» в Российском законодательстве не используется. Данное лицо выступает в качестве экспедитора в договоре транспортной экспедиции согласно ст. 801 Гражданского кодекса РФ. Оператор может изменять маршрут следования груза, вид транспортного средства исходя из интересов клиента. По сути дела, оператор – это лицо, которое организует перевозку и осуществляет непосредственно эту перевозку. Это значит, что ответственности и действий у него будет больше [1].

Предлагается отменить часть действующего законодательства Российской Федерации в сфере смешанных перевозок и создать единую нормативно-правовую базу, регулирующую данные перевозки. Создать единые условия и порядок использования контейнеров для перевозок грузов, по типу мультимодальной (смешанной) перевозки. Оплату за перевозку грузов в таком сообщении взимать не по каждому виду транспорта, а за весь путь следования груза. Создать единые правила исчисления сроков доставки грузов за весь маршрут.

Для грузоотправителя перевозка грузов с использованием смешанного сообщения имеет следующие преимущества. Во-первых, это конкретность. Ответственность за целостность груза и всю перевозку в целом берет на себя конкретное лицо. Во-вторых, при перевозке с использованием контейнеров, создаются условия для транспортировки мелких партий груза. Благодаря этому, повышается сохранность и целостность груза, что ведет к отсутствию страховых выплат, сокращается общее время его доставки, а также уменьшается количество грузовых терминалов.

Введение в Российской Федерации единого законодательства в сфере смешанных перевозок грузов будет способствовать развитию экономики страны как в настоящее время так и в стратегическом плане – это увеличение товарообмена; обеспечение конкурентоспособности наших товаров на международном рынке; повышение доходов государственного бюджета за счёт увеличения грузооборота.

 



Список литературы:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (редакция ГК РФ от 29.12.2017 с измене-ниями, вступившими в силу с 01.01.2018)
  2. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ (ред. от 29.12.2017)
  3. Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации (с изменениями на 18 июля 2017 года)
  4. Залукаева Н.Ю., Гуськов А.А., Пеньшин Н.В. Транспортно-экспедиционное обслужива-ние // [Электронный ресурс. Мультимедиа] - Учебное пособие – Тамбов - Издательство ФГБОУ ВО "ТГТУ" – 2017 – C. 72.
  5. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/transport/ (Да-та обращения: 22.12.2017).


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: