» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Февраль, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №2 (11) 2018

Автор: Иванова Людмила Викторовна, Учитель географии
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Проблемы интеграции детей-инвалидов в массовую школу

Статья просмотрена: 438 раз
Дата публикации: 27.01.2018

УДК 37.042.2

ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В МАССОВУЮ ШКОЛУ

Иванова Эльвира Сергеевна

студент 3 курса, факультет Технологический,

Федеральное Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Высшего Образования "Тамбовский Государственный Технический университет"

Иванова Людмила Викторовна

учитель географии

МАОУ «Лицей №28 им. Н.А.Рябова», г.Тамбов

 

 

Аннотация: В статье рассмотрены основные достоинства и недостатки инклюзивного образования. Приведены результаты опроса родителей и учителей о том, что препятствует интеграции детей-инвалидов в массовую школу.

Ключевые слова: Инклюзивное образование, дети-инвалиды, массовая школа.

 

Образовательный процесс, помимо своей основной цели – дать знания, имеет много других, не менее важных задач. Он должен способствовать личностному развитию, обеспечивать прирост социальных контактов и включенность обучаемого в коллектив. Каждый человек имеет на это право. Дети с особыми потребностями, а также дети, являющиеся представителями каких-либо миноритарных групп, должны иметь те же возможности, что и обычные дети. Игнорировать их потребность в образовании, исключать их из общественной жизни – значит нарушать их базовые права, от рождения присущие всем людям. Поэтому включение всех детей в образовательный процесс – важный компонент качественного образования.[2]

Инклюзивное или включённое образование – способ образования, объединяющий обучение детей-инвалидов и обычных детей. «Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» [3, с. 6].

Проблема инклюзивного образования уже давно не новая, но остается актуальной.  Для того чтобы дети, имеющие инвалидность и дети с ОВЗ, могли быть включенными в систему образования, чтобы их социализация была успешно пройдена, необходимо создание и развитие образовательных учреждений для детей-инвалидов, детей со специальными образовательными потребностями и детей с ОВЗ. На сегодняшний день для таких детей существуют различные формы получения образования: специальное коррекционное образование, домашнее обучение, дистанционное, интегрированное и инклюзивное образование. [1]

Следует подчеркнуть, что инклюзивное образование не может заменить всех форм образования для детей с ОВЗ, поскольку есть дети, для которых данная форма не рекомендуется по состоянию здоровья, но, тем не менее, она успешно зарекомендовала себя и успешно реализуется во многих странах мира. [1] В данном случае интересно узнать мнение самих детей – инвалидов о том, какая форма образования, по их мнению, является лучшей. Л.Е. Данилюк, изучая управление социальной адаптацией детей с ОВЗ, рассматривает результаты исследования, проведенного О.Н. Потаповой среди детей – инвалидов от 6 до 16 лет в период с 1998 г. по 2004 г. в г. Саратове. На основании социологического опроса получены следующие данные: обучаться в специализированных школах-интернатах согласны 42% респондентов; на дому – 5% опрошенных (дети, ограниченные в передвижении); в массовой школе - 46%. Оставшиеся 7% ответили «как скажет мама» [4].  По результатам данного исследования можно сделать вывод о том, что дети  с особыми потребностями отдают предпочтение инклюзивному образованию.

Применительно к нашей стране «инклюзивное образование» как юридическое понятие закреплено в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации». Согласно п. 27 ст. 2 данного нормативно-правового акта, инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [1]. Инклюзивное образование - организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку [6].

Более подробно рассмотрим инклюзивное образование. На первый взгляд кажется, что это неплохая альтернатива обычной системе образования, но мы не задумываемся о том, что обычные обучающиеся могу быть не готовы принять в свое окружение ребенка-инвалида. И это может привести к психологической травме. Это не единственная причина, которая может препятствовать интеграции детей-инвалидов в массовую школу. Мы провели опрос среди учителей и родителей одной из школ города Тамбова и выявили, что наиболее остро, по мнению родителей, стоит проблема состояния окружающей среды, финансирования школ и квалификации учителей. Мнение учителей данной школы сходится с мнением родителей, но также они отмечают важность адаптирования образовательных программ с учетом особенности детей, принадлежащих конкретной категории инвалидов.

Рис.1. Результаты опроса.

Необходимо отметить, что инклюзивное образование детей с ОВЗ является неким рычагом, позволяющим им включиться в общественную жизнь, почувствовать себя обычным ребенком, получать образование в массовой школе, полноценно пройти процесс социализации, который является необходимым для любого человека, поскольку именно от него будет во многом определяться дальнейшая жизнь, т.е. можно сказать, что у инклюзивного образования есть преимущества, которые необходимо обозначить.[1]

К основным достоинствам инклюзивного образования можно отнести: успешное прохождение процесса социализации, ограничение маргинализации, устранение стереотипного отношения к детям с ОВЗ, получение полноценного образования, оказание социальной поддержки и социальной помощи.

Но данная система образования имеет множество недостатков: архитектурная недоступность, стереотипы по отношению к детям с ОВЗ, неготовность субъектов образовательного процесса принять ребенка с ОВЗ, отсутствие должной квалификации у педагога, недостаточное количество специалистов (педагогов-психологов, дефектологов, социальных педагогов, медицинских работников, социальных работников и т.д.). [1] Исходя из имеющихся недостатков можно сделать вывод о том, что в здание школ необходимо переоборудовать вход в школу, школьные раздевалки, классные кабинеты, столовую, туалет, спортивный зал, библиотеку и территорию около школы. Также необходимо провести повышение квалификации педагогов по работе с детьми-инвалидами в условиях современной школы.  Для функционирования инклюзивной школы требуются специалисты, которые обеспечивают психологическое и физическое здоровье обучающихся, в нужном количестве.

 В развитых странах распространена благотворительность, благодаря которой удается собрать средства и для развития инклюзивного образования в том числе. В России подобная практика не получила широкой поддержки общественности; естественно, что средств, выделяемых государством, едва хватит для быстрого перехода к инклюзивной модели.[2]

Идея равенства людей, вне зависимости от их возможностей и состояния здоровья, является важной составляющей менталитета людей, принадлежащих к западной культуре. Следует признать, что в России люди с ограниченными возможностями часто не воспринимаются как полноправные члены общества. Эта же проблема существует и в образовательном процессе: обычные дети без отклонений, их родители и даже учителя не готовы взаимодействовать с детьми, у которых есть особые потребности. Данное обстоятельство также сильно затрудняет переход к инклюзивному образованию.[2]

Таким образом, можно выделить следующие препятствия на пути к реализации инклюзивного подхода в образовании, существующие в нашей стране:

 1) не все аспекты инклюзивного образования закреплены законодательно;

 2) не отработан механизм осуществления специальных образовательных условий обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных учреждениях;

3) отсутствие квалифицированных кадров;

4) отрицательное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья со стороны других детей, их родителей и общества в целом;

5) недостаток учебных материалов, отсутствие программ, учебных графиков, методических пособий для работы с такими детьми; 6) отсутствие необходимого оборудования, технического обеспечения и архитектурная неприспособленность образовательных учреждений к нуждам детей с особыми потребностями. [5]

И в конце данной статьи хотелось бы призвать всех родителей и педагогов к тому, чтобы они старались воспитывать в себе и детях желание обеспечивать доступ к образованию детей с особыми потребностями.  Ведь именно мы можем повлиять на изменения в привычной нам системе образования. Дети с ограниченным состоянием здоровья имеют право  на получение знаний и общение со сверстниками в стенах обычных школ.



Список литературы:

  1. Шенгальц Е.В. Инновации в образовании: инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов // материалы VI Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием. ФГБОУ ВПО «МГУ имени Н.П. Огарева»/ Издательство: Индивидуальный предприниматель Афанасьев Вячеслав Сергеевич – Саранск, 2015-с. 90
  2. Черноусова Д.Ю. Инклюзивное образование как важная составляющая качественного образования // Инновационные технологии в машиностроении, образовании и экономике, 2017-№2-с.20-26
  3. Новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», №273-ФЗ.
  4. Данилюк Л.Е. Управление социальной адаптацией детей с ограниченными возможностями здоровья: дис. … канд. с. наук: 22.00.08 / Л.Е. Данилюк. – Москва, 2011. – 229 с.
  5. Алехина С.В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья // Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография / Н.В. Новикова, Л.А. Казакова, С.В. Алехина; под общ. ред Н.В. Лалетина; Сиб. Федер. ун-т, Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева [ и др.]. Красноярск, 2013. С. 71 - 95.
  6. РООИ Перспектива [Электронный ресурс]: [веб-сайт] // Инклюзия: принципы и право URL:http://perspektiva-inva.ru/inclusive-edu/law/vw-371/ (дата обращения 17.09.2015).


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: