» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Февраль, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №2 (11) 2018
Автор: Иванова Людмила Викторовна, Учитель географии
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Проблемы интеграции детей-инвалидов в массовую школу
Дата публикации: 27.01.2018
УДК 37.042.2
ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ
ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В МАССОВУЮ ШКОЛУ
студент 3 курса, факультет Технологический,
Федеральное Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение
Высшего Образования "Тамбовский Государственный Технический
университет"
Иванова Людмила Викторовна
учитель географии
МАОУ «Лицей №28 им. Н.А.Рябова», г.Тамбов
Аннотация: В статье рассмотрены основные достоинства и недостатки инклюзивного образования. Приведены результаты опроса родителей и учителей о том, что препятствует интеграции детей-инвалидов в массовую школу.
Ключевые
слова: Инклюзивное образование, дети-инвалиды, массовая школа.
Образовательный процесс, помимо
своей основной цели – дать знания, имеет много других, не менее важных задач.
Он должен способствовать личностному развитию, обеспечивать прирост социальных
контактов и включенность обучаемого в коллектив. Каждый человек имеет на это
право. Дети с особыми потребностями, а также дети, являющиеся представителями
каких-либо миноритарных групп, должны иметь те же возможности, что и обычные
дети. Игнорировать их потребность в образовании, исключать их из общественной
жизни – значит нарушать их базовые права, от рождения присущие всем людям.
Поэтому включение всех детей в образовательный процесс – важный компонент
качественного образования.[2]
Инклюзивное или включённое
образование – способ образования, объединяющий обучение детей-инвалидов и
обычных детей. «Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к
образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных
потребностей и индивидуальных возможностей» [3, с. 6].
Проблема инклюзивного
образования уже давно не новая, но остается актуальной. Для того чтобы
дети, имеющие инвалидность и дети с ОВЗ, могли быть включенными в систему
образования, чтобы их социализация была успешно пройдена, необходимо создание и
развитие образовательных учреждений для детей-инвалидов, детей со специальными
образовательными потребностями и детей с ОВЗ. На сегодняшний день для таких
детей существуют различные формы получения образования: специальное
коррекционное образование, домашнее обучение, дистанционное, интегрированное и
инклюзивное образование. [1]
Следует
подчеркнуть, что инклюзивное образование не может заменить всех форм
образования для детей с ОВЗ, поскольку есть дети, для которых данная форма не
рекомендуется по состоянию здоровья, но, тем не менее, она успешно
зарекомендовала себя и успешно реализуется во многих странах мира. [1] В данном
случае интересно узнать мнение самих детей – инвалидов о том, какая форма
образования, по их мнению, является лучшей. Л.Е. Данилюк, изучая управление
социальной адаптацией детей с ОВЗ, рассматривает результаты исследования,
проведенного О.Н. Потаповой среди детей – инвалидов от 6 до 16 лет в период
с 1998 г. по 2004 г. в г. Саратове. На основании социологического
опроса получены следующие данные: обучаться в специализированных
школах-интернатах согласны 42% респондентов; на дому – 5% опрошенных (дети,
ограниченные в передвижении); в массовой школе - 46%. Оставшиеся 7% ответили
«как скажет мама» [4]. По результатам
данного исследования можно сделать вывод о том, что дети с особыми потребностями отдают предпочтение
инклюзивному образованию.
Применительно к
нашей стране «инклюзивное образование» как юридическое понятие закреплено в
Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в
Российской Федерации». Согласно п. 27 ст. 2 данного нормативно-правового
акта, инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для
всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и
индивидуальных возможностей [1]. Инклюзивное
образование - организация процесса обучения, при которой все дети, независимо
от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых
и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту
жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же
общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные
потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку [6].
Более подробно
рассмотрим инклюзивное образование. На первый взгляд кажется, что это неплохая
альтернатива обычной системе образования, но мы не задумываемся о том, что
обычные обучающиеся могу быть не готовы принять в свое окружение
ребенка-инвалида. И это может привести к психологической травме. Это не единственная
причина, которая может препятствовать интеграции детей-инвалидов в массовую
школу. Мы провели опрос среди учителей и родителей одной из школ города Тамбова
и выявили, что наиболее остро, по мнению родителей, стоит проблема состояния
окружающей среды, финансирования школ и квалификации учителей. Мнение учителей
данной школы сходится с мнением родителей, но
также они отмечают важность адаптирования образовательных
программ с учетом особенности детей, принадлежащих конкретной категории
инвалидов.
Рис.1.
Результаты опроса.
Необходимо
отметить, что инклюзивное образование детей с ОВЗ является неким рычагом,
позволяющим им включиться в общественную жизнь, почувствовать себя обычным
ребенком, получать образование в массовой школе, полноценно пройти процесс
социализации, который является необходимым для любого человека, поскольку
именно от него будет во многом определяться дальнейшая жизнь, т.е. можно
сказать, что у инклюзивного образования есть преимущества, которые необходимо
обозначить.[1]
К основным
достоинствам инклюзивного образования можно отнести: успешное прохождение
процесса социализации, ограничение маргинализации, устранение стереотипного
отношения к детям с ОВЗ, получение полноценного образования, оказание социальной
поддержки и социальной помощи.
Но данная система
образования имеет множество недостатков: архитектурная недоступность,
стереотипы по отношению к детям с ОВЗ, неготовность субъектов образовательного
процесса принять ребенка с ОВЗ, отсутствие должной квалификации у педагога,
недостаточное количество специалистов (педагогов-психологов, дефектологов,
социальных педагогов, медицинских работников, социальных работников и т.д.). [1]
Исходя из имеющихся недостатков можно сделать вывод о том, что в здание школ
необходимо переоборудовать вход в школу, школьные раздевалки, классные
кабинеты, столовую, туалет, спортивный зал, библиотеку и территорию около
школы. Также необходимо провести повышение квалификации педагогов по работе с
детьми-инвалидами в условиях современной школы.
Для функционирования инклюзивной школы требуются специалисты, которые
обеспечивают психологическое и физическое здоровье обучающихся, в нужном
количестве.
В развитых странах распространена
благотворительность, благодаря которой удается собрать средства и для развития
инклюзивного образования в том числе. В России подобная практика не получила
широкой поддержки общественности; естественно, что средств, выделяемых государством,
едва хватит для быстрого перехода к инклюзивной модели.[2]
Идея равенства людей, вне
зависимости от их возможностей и состояния здоровья, является важной
составляющей менталитета людей, принадлежащих к западной культуре. Следует
признать, что в России люди с ограниченными возможностями часто не
воспринимаются как полноправные члены общества. Эта же проблема существует и в
образовательном процессе: обычные дети без отклонений, их родители и даже
учителя не готовы взаимодействовать с детьми, у которых есть особые
потребности. Данное обстоятельство также сильно затрудняет переход к
инклюзивному образованию.[2]
Таким образом, можно выделить
следующие препятствия на пути к реализации инклюзивного подхода в образовании,
существующие в нашей стране:
1) не все аспекты инклюзивного образования
закреплены законодательно;
2) не отработан механизм осуществления
специальных образовательных условий обучения детей с особыми потребностями в
общеобразовательных учреждениях;
3) отсутствие квалифицированных
кадров;
4) отрицательное отношение к
детям с ограниченными возможностями здоровья со стороны других детей, их
родителей и общества в целом;
5) недостаток учебных
материалов, отсутствие программ, учебных графиков, методических пособий для
работы с такими детьми; 6) отсутствие необходимого оборудования, технического
обеспечения и архитектурная неприспособленность образовательных учреждений к
нуждам детей с особыми потребностями. [5]
И в конце данной
статьи хотелось бы призвать всех родителей и педагогов к тому, чтобы они
старались воспитывать в себе и детях желание обеспечивать доступ к образованию
детей с особыми потребностями. Ведь
именно мы можем повлиять на изменения в привычной нам системе образования. Дети
с ограниченным состоянием здоровья имеют право
на получение знаний и общение со сверстниками в стенах обычных школ.
Список литературы:
- Шенгальц Е.В. Инновации в образовании: инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов // материалы VI Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием. ФГБОУ ВПО «МГУ имени Н.П. Огарева»/ Издательство: Индивидуальный предприниматель Афанасьев Вячеслав Сергеевич – Саранск, 2015-с. 90
- Черноусова Д.Ю. Инклюзивное образование как важная составляющая качественного образования // Инновационные технологии в машиностроении, образовании и экономике, 2017-№2-с.20-26
- Новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», №273-ФЗ.
- Данилюк Л.Е. Управление социальной адаптацией детей с ограниченными возможностями здоровья: дис. … канд. с. наук: 22.00.08 / Л.Е. Данилюк. – Москва, 2011. – 229 с.
- Алехина С.В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья // Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография / Н.В. Новикова, Л.А. Казакова, С.В. Алехина; под общ. ред Н.В. Лалетина; Сиб. Федер. ун-т, Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева [ и др.]. Красноярск, 2013. С. 71 - 95.
- РООИ Перспектива [Электронный ресурс]: [веб-сайт] // Инклюзия: принципы и право URL:http://perspektiva-inva.ru/inclusive-edu/law/vw-371/ (дата обращения 17.09.2015).
Комментарии: