» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Февраль, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №2 (11) 2018

Автор: Евсикова Елена Ивановна, Магистрант
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: Особенности формирования основ гражданской идентичности в младшем школьном возрасте.

Статья просмотрена: 852 раз
Дата публикации: 19.01.2018

УДК 159.9

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Евсикова Елена Ивановна

Тульский государственный педагогический университет им Л.Н.Толстого, г. Тула

 

Аннотация. В статье уделяется внимание особенностям формирования гражданской идентичности младших школьников, формирование ценностей и понимания культуры в начальной школе.

Ключевые слова: школьный возраст, дети, культура, ценности, гражданская идентичность.

 

Формирование гражданской идентичности в образовательном процессе - это преднамеренное формирование культуры гражданственности у детей младшего школьного возраста. Важное значение в формировании личности играет важную роль в начальном образовании, то есть создание личности ребенка, развития его способностей: интеллектуальных и творческих, опыт, изучение  собственной культуры  и других людей, живущих рядом, которые лежат в основе культурного общения, нравственного воспитания и эстетического значения и ориентации личности.

В настоящее время, в начальной школе, необходимо более активное участие детей в культуру своего народа и развивать их национальное самосознание. Учащиеся должны, во-первых, «пустить корни в свою землю и свою культуру», ознакомиться с  прошлым их предков. Мы живем в многонациональном Государстве, и каждый должен иметь возможность войти в контакт со своей национальной культурой.

   Воспитание гражданственности, а также интеллектуальное, духовное, нравственное, патриотическое, физическое воспитание возможно не только средствами учебных дисциплин, но и  средствами инвариантной части основного учебного плана, в соответствии с участники образовательного процесса получили возможность, разрабатывать и осуществлять дополнительные программы воспитания и социализации школьников. В качестве компонентов образовательной целостной России, эти программы должны обеспечить глубокое усвоение учащимися национальных ценностей на материале этнических культур и региональных, удовлетворение социальных потребностей и культурных потребностей учащихся и их родителей[2].

Детей начальной школы отличает жажда узнавать окружающий мир, получать новые впечатления, отсюда и интерес к общественной жизни и отношений в ней. В первые школьные годы начинают развиваться наиболее важные психические функции и понятия человеческих ценностей и морали, которые будут потом оставаться на всю жизнь, помогая найти свое место в обществе. В ученика начальной школы гражданское воспитание включает его отношение к семье, друзьям и людям, которые его окружают, его функции, наиболее важно, его отношение к Родине.

Формирование гражданской идентичности детей к школе должна включать в себя три этапа. "На первом этапе (начальное образование), обязано включать основные этические ценности, нормы человеческого поведения. На этом этапе  формируются представления о человеческом достоинстве, понимания и признания не только своей личности, но личности других людей. На втором этапе (школа основная) - системы ценностей и отношений, человеческого поведения, дети приобретают знания и навыки для самостоятельной жизни в будущем обществе. На этом этапе основой развития гражданственности является формирование уважения к закону, правам других. Формируется обогащение сознания детей с информацией об истории Отечества, знание элементарных правовых норм. На третьем этапе (полная средняя школа) углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, знание основ философских, культурных, политических, правовых и социально-экономических основ. Задачей этого этапа является то, чтобы в процессе общественной деятельности, дети усовершенствовали готовность защищать не только свои права, но и права других людей[1].

Таким образом, мы видим, что особенности формирования гражданской идентичности в младшем школьном возрасте являются:

·                    преднамеренный процесс формирования культуры гражданственности у детей;
становление и формирование его отношения к коллективу, семье, труду, людям, которые его окружают, своими обязанностям, а самое важное, его отношение к Родине;

·                    гражданская идентичность детей младшего школьного возраста формируется, прежде всего, под влиянием семьи, в образовательном процессе начальной школы, а также в системе дополнительного образования.



Список литературы:

1.                  Веденяпина, В. А. Воспитание у младших школьников любви к Родине, отчему дому, семье, родителям / В. А. Веденяпина; В.В.Горшкова // Начальная школа. – 2011. –№2. – С. 55 – 59.

2.       Деменева, Н.Н. Формирование основ гражданской идентичности /Н.Н. Деменева, Ч.Р. Громова [Электронный вариант] mininuniver.rumediafiles/u/files/Nauch_deyat/



Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: