» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Февраль, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №2 (11) 2018

Автор: Митькина Евгения Павловна, магистрант
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Организационные особенности диагностики педагогов дошкольной образовательной организации

Статья просмотрена: 332 раз
Дата публикации: 21.01.2018

УДК 37.07

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИКИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Митькина Евгения Павловна

магистрант

Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, г. Архангельск

 

Аннотация. В статье раскрывается сущность педагогической диагностики, представлены особенности диагностики педагогов дошкольного образования; актуализируется важность использования педагогической диагностики для повышения эффективности образовательного процесса.

Ключевые слова: диагностика, педагогическая диагностика, педагог, дошкольная образовательная организация.

 

В современной теории и практике управления деятельностью образовательной организации уделяется большое внимание проблеме педагогической диагностики. Это обосновано пониманием того, что всякий процесс управления невозможен без получения данных о внутренней структуре объекта управления, сравнения их с заданными параметрами и осуществления на основе полученных результатов необходимого практического вмешательства в управляемую систему.

Внимание к данным проблемам, очевидно, определяется тем, что изучение специфических особенностей диагностической деятельности имеет практическое значение для управления работой образовательной организации, когда необходимо распознать внутреннее состояние педагогических объектов. С другой стороны диагностика обеспечивает эффективное применение теоретических знаний к процессам управления. И, наконец, диагностика составляет основу прогноза будущих состояний педагогических объектов и систем [5].

Как известно, основы педагогической диагностики были заложены работами П.П. Блонского, К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого. Большинство современных исследователей определяет педагогическую диагностику как вид педагогической деятельности, направленный на изучение хода и результатов педагогического процесса с целью его совершенствования, призванной оптимизировать процесс индивидуального обучения (А.С. Белкин, Б.П. Битинас, К. Ингенкамп, Н.Е. Щуркова и др.).

В последнее время педагогическая диагностика является комплексной научно-практической деятельностью, основанной на знаниях о структуре объекта диагностики, способах его исследования, методах постановки диагноза и рассматривается как один из компонентов мониторинга качества современного образования.

Педагогическая диагностика является исходным, стартовым моментом в подходе к решению многих вопросов. Возникает необходимость уточнить данное понятие и выявить его сущность [5].

В педагогической энциклопедии под редакцией Н.Н. Тулькибаевой и Л.В. Трубайчук педагогическая диагностика рассматривается как деятельность по всестороннему и систематическому изучению свойств объекта или субъекта обучения [6].

Словарь-справочник управления дошкольным учреждением характеризует педагогическую диагностику как процесс постановки диагноза, установление уровня профессиональной подготовки педагогов [4].

Рассматривая понятие и значение педагогической диагностики, И.В. Никишина трактует педагогический диагноз как определение сущности явлений в сфере педагогической деятельности, процессов на основе их всестороннего изучения, наглядное отражение комплексного действия педагогических факторов [3].

А.С. Белкин указывает, что педагогическая диагностика направлена на изучение актуального состояния (качества, характера) разнообразных элементов и параметров педагогической системы с целью оптимального решения педагогических задач [1].

Управленческая деятельность  администрации образовательной организации направлена на планирование, организацию, контроль, регулирование объекта управления – образовательную работу в ДОО, в соответствии с заданной целью, анализ и оценку на основе достоверной информации. Данные процессы объективно нуждаются в осуществлении обратной связи о ходе реализуемого исполнителями решения. Средством получения такой информации может служить педагогическая диагностика как приём, при помощи которого определяются характер и сущность изучаемого явления. Педагогическая диагностика позволяет установить меру соответствия реальных результатов запланированным и выявляет степень отклонения в них, позволяет предотвратить возможные кризисы, которые возникают вследствие накопления неопределенности и изменчивости в управляемом процессе. Поскольку решение – всего лишь прогноз и в нём объективно возможны ошибки, то диагностика позволяет руководителю избежать ситуации неопределенности, на научной основе повысить точность подсказываемых последствий и предвидеть результаты.

Диагностический процесс не происходит произвольно, а выступает в организованной форме с учётом принципов педагогического диагностирования: принцип целенаправленности и адресности диагностики; принцип обязательного учета результатов педагогической диагностики в дальнейшей деятельности руководителя образовательного учреждения (педагогическая диагностика не может превратиться в самоцель, её результаты должны подвергаться тщательному анализу и служить основой для выработки рекомендаций по коррекции и самокоррекции личности и деятельности педагога); принцип изучения конкретного педагога во взаимосвязи с педагогическим коллективом (деятельность педагога реализуется в постоянной взаимосвязи с педагогическим коллективом, который оказывает существенное воздействие на ее характер, корректирует и, в конечном счете, во многом определяет результат индивидуального труда педагога); принцип соответствия диагностических процедур современным достижениям педагогической науки и практики; принцип системности и непрерывности изучения личности педагога [5].

Многоаспектная диагностика, включающая разные стороны педагогической деятельности, знания и умения педагогов, профессионально и социально значимые качества личности, должна носить системных характер и сочетаться с непрерывностью повышения квалификации на уровне образовательной организации, методического объединения и т.д.

Теоретический анализ современных научных подходов к определению структуры педагогического диагностирования позволил выделить общую структуру педагогической диагностической деятельности, которая включает в себя: целеполагание; планирование диагностической деятельности; реализацию деятельности: накопление исчерпывающей диагностической информации, анализ, переработка, интерпретация полученной информации; педагогическое заключение – диагноз; прогноз развития педагогического объекта; корректировка и создание условий для его развития на диагностической основе.

Данная общая структура педагогической диагностической деятельности может быть представлена в виде алгоритма педагогического диагностирования, предложенного в исследовании Л.Н. Давыдовой [2]. Алгоритм включает систему последовательных этапов, обеспечивающих логическую обоснованность постановки педагогического диагноза.

Первый этап – определение объекта, целей и задач педагогического диагностирования.

Второй этап – выдвижение гипотезы и ее последующая проверка. Планирование предстоящего диагностирования.

Третий этап – выбор диагностических средств (критерии, уровни, методики).

Четвертый этап – сбор информации о диагностическом объекте (соотношение реального состояния объекта с нормативно-оптимальным).

Пятый этап – количественная и качественная обработка полученной информации. Её анализ, систематизация, классификация.

Шестой этап – синтез компонентов диагностируемого объекта в некоторое новое единство на основе анализа достоверной информации.

Седьмой этап – обоснование и оценка педагогического диагноза Прогнозирование перспектив дальнейшего развития диагностического объекта.

Восьмой этап – практическое применение педагогического диагноза. Осуществление коррекции с целью преобразования диагностируемого объекта или явления.

Данные этапы диагностической деятельности повторяются с одной и той же последовательностью независимо от объектно-предметной ориентации диагностирования. То есть этапы обладают взаимосвязью и взаимообусловленностью. В совокупности и указанной последовательности они представляют собой полный диагностический цикл. Реализация цикла составляет диагностическую деятельность [5].

Таким образом, проведенный нами анализ методической литературы  с целью выявления сущности педагогического диагностирования и определения особенностей диагностики педагогов ДОО позволил сделать следующие выводы: во-первых, педагогическое диагностирование отражает специфический подход к познанию объектов педагогического процесса и управления. Сущность данного подхода заключается в познании состояния конкретного объекта на основе признаков и критериев, то есть ориентация на объективно существующую норму; во-вторых, педагогическая диагностика развернута во времени и сочетает в себе как срезовое, так и лонгитюдное исследование; в-третьих, диагностирование из инструмента познания может превращаться в инструмент формирования объекта. Этот процесс несет отпечаток субъективности и практической направленности.

Соответственно, использование педагогической диагностики в образовательной системе обеспечивает: изучение личности в педагогическом процессе; учет тех изменений личности, которые происходят под действием педагогического процесса; подход к исследованию объекта не только ради его изучения, но и ради его преобразования.

Рассмотренные возможности педагогической диагностики наглядно иллюстрируют, что педагогическая диагностика может стать одним из средств повышения эффективности управления деятельностью ДОО, а тем самым повышения качества предоставляемой образовательной услуги.

 



Список литературы:

  1. Белкин А.С. Педагогический мониторинг образовательного процесса / А.С. Белкин, В.Д. Жаворонков, С.Н. Силина. – Шадринск: ШГПИ, 1999. – 47 с.
  2. Давыдова Л.Н. Формирование у будущих учителей умений педагогического диагностирования / Л.Н. Давыдова. – Волгоград, 1995. – 155 с.
  3. Никишина И.В. Диагностическая и методическая работа в образовательных учреждениях / И.В. Никишина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 141 с.
  4. Сажина С.Д. Управление дошкольным учреждением: словарь-справочник / сост. С.Д. Сажина. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.
  5. Семенова М.Л. Педагогическая диагностика в практике управления методической работой в ДОУ / М.Л. Семенова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2010. №1 (3). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://cyberleninka.ru (дата обращения: 30.10.2017).
  6. Тулькибаева Н.Н., Трубайчук Л.В. Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной педагогики / под ред. Н.Н. Тулькибаевой, Л.В. Трубайчук. – М.: Изд. Дом «Восток», 2003. – 274 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: