» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Февраль, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №2 (11) 2018
Автор: Митькина Евгения Павловна, магистрант
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Организационные особенности диагностики педагогов дошкольной образовательной организации
Дата публикации: 21.01.2018
УДК 37.07
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ
ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИКИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Митькина Евгения Павловна
магистрант
Северный (Арктический) федеральный университет имени
М. В. Ломоносова, г. Архангельск
Аннотация.
В
статье раскрывается сущность педагогической диагностики, представлены
особенности диагностики педагогов дошкольного образования; актуализируется
важность использования педагогической диагностики для повышения эффективности
образовательного процесса.
Ключевые
слова: диагностика, педагогическая диагностика, педагог,
дошкольная образовательная организация.
В
современной теории и практике управления деятельностью образовательной
организации уделяется большое внимание проблеме педагогической диагностики. Это
обосновано пониманием того, что всякий процесс управления невозможен без
получения данных о внутренней структуре объекта управления, сравнения их с
заданными параметрами и осуществления на основе полученных результатов
необходимого практического вмешательства в управляемую систему.
Внимание
к данным проблемам, очевидно, определяется тем, что изучение специфических
особенностей диагностической деятельности имеет практическое значение для
управления работой образовательной организации, когда необходимо распознать
внутреннее состояние педагогических объектов. С другой стороны диагностика
обеспечивает эффективное применение теоретических знаний к процессам
управления. И, наконец, диагностика составляет основу прогноза будущих
состояний педагогических объектов и систем [5].
Как
известно, основы педагогической диагностики были заложены работами П.П. Блонского, К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого.
Большинство современных исследователей определяет педагогическую диагностику
как вид педагогической деятельности, направленный на изучение хода и результатов
педагогического процесса с целью его совершенствования, призванной
оптимизировать процесс индивидуального обучения (А.С. Белкин, Б.П. Битинас, К. Ингенкамп, Н.Е. Щуркова и др.).
В
последнее время педагогическая диагностика является комплексной научно-практической
деятельностью, основанной на знаниях о структуре объекта диагностики, способах
его исследования, методах постановки диагноза и рассматривается как один из
компонентов мониторинга качества современного образования.
Педагогическая
диагностика является исходным, стартовым моментом в подходе к решению многих
вопросов. Возникает необходимость уточнить данное понятие и выявить его
сущность [5].
В
педагогической энциклопедии под редакцией Н.Н. Тулькибаевой
и Л.В. Трубайчук педагогическая диагностика
рассматривается как деятельность по всестороннему и систематическому изучению
свойств объекта или субъекта обучения [6].
Словарь-справочник
управления дошкольным учреждением характеризует педагогическую диагностику как
процесс постановки диагноза, установление уровня профессиональной подготовки
педагогов [4].
Рассматривая
понятие и значение педагогической диагностики, И.В. Никишина трактует
педагогический диагноз как определение сущности явлений в сфере педагогической
деятельности, процессов на основе их всестороннего изучения, наглядное
отражение комплексного действия педагогических факторов [3].
А.С.
Белкин указывает, что педагогическая диагностика направлена на изучение
актуального состояния (качества, характера) разнообразных элементов и
параметров педагогической системы с целью оптимального решения педагогических
задач [1].
Управленческая
деятельность администрации
образовательной организации направлена на планирование, организацию, контроль,
регулирование объекта управления – образовательную работу в ДОО, в соответствии
с заданной целью, анализ и оценку на основе достоверной информации. Данные
процессы объективно нуждаются в осуществлении обратной связи о ходе
реализуемого исполнителями решения. Средством получения такой информации может
служить педагогическая диагностика как приём, при помощи которого определяются
характер и сущность изучаемого явления. Педагогическая диагностика позволяет
установить меру соответствия реальных результатов запланированным и выявляет
степень отклонения в них, позволяет предотвратить возможные кризисы, которые
возникают вследствие накопления неопределенности и изменчивости в управляемом
процессе. Поскольку решение – всего лишь прогноз и в нём объективно возможны
ошибки, то диагностика позволяет руководителю избежать ситуации
неопределенности, на научной основе повысить точность подсказываемых
последствий и предвидеть результаты.
Диагностический
процесс не происходит произвольно, а выступает в организованной форме с учётом
принципов педагогического диагностирования: принцип целенаправленности и адресности диагностики; принцип обязательного учета
результатов педагогической диагностики в дальнейшей деятельности руководителя
образовательного учреждения (педагогическая диагностика не может превратиться в
самоцель, её результаты должны подвергаться тщательному анализу и служить
основой для выработки рекомендаций по коррекции и самокоррекции
личности и деятельности педагога); принцип
изучения конкретного педагога во взаимосвязи с педагогическим коллективом
(деятельность педагога реализуется в постоянной взаимосвязи с педагогическим
коллективом, который оказывает существенное воздействие на ее характер,
корректирует и, в конечном счете, во многом определяет результат
индивидуального труда педагога); принцип соответствия диагностических процедур
современным достижениям педагогической науки и практики; принцип системности и
непрерывности изучения личности педагога [5].
Многоаспектная
диагностика, включающая разные стороны педагогической деятельности, знания и
умения педагогов, профессионально и социально значимые качества личности,
должна носить системных характер и сочетаться с непрерывностью повышения
квалификации на уровне образовательной организации, методического объединения и
т.д.
Теоретический
анализ современных научных подходов к определению структуры педагогического
диагностирования позволил выделить общую структуру педагогической
диагностической деятельности, которая включает в себя: целеполагание;
планирование диагностической деятельности; реализацию деятельности: накопление
исчерпывающей диагностической информации, анализ, переработка, интерпретация
полученной информации; педагогическое заключение – диагноз; прогноз развития
педагогического объекта; корректировка и создание условий для его развития на
диагностической основе.
Данная
общая структура педагогической диагностической деятельности может быть
представлена в виде алгоритма педагогического диагностирования, предложенного в
исследовании Л.Н. Давыдовой [2]. Алгоритм включает систему последовательных
этапов, обеспечивающих логическую обоснованность постановки педагогического
диагноза.
Первый
этап – определение объекта, целей и задач педагогического диагностирования.
Второй
этап – выдвижение гипотезы и ее последующая проверка. Планирование предстоящего
диагностирования.
Третий
этап – выбор диагностических средств (критерии, уровни, методики).
Четвертый
этап – сбор информации о диагностическом объекте (соотношение реального
состояния объекта с нормативно-оптимальным).
Пятый
этап – количественная и качественная обработка полученной информации. Её
анализ, систематизация, классификация.
Шестой
этап – синтез компонентов диагностируемого объекта в некоторое новое единство
на основе анализа достоверной информации.
Седьмой
этап – обоснование и оценка педагогического диагноза Прогнозирование перспектив
дальнейшего развития диагностического объекта.
Восьмой
этап – практическое применение педагогического диагноза. Осуществление
коррекции с целью преобразования диагностируемого объекта или явления.
Данные
этапы диагностической деятельности повторяются с одной и той же
последовательностью независимо от объектно-предметной ориентации
диагностирования. То есть этапы обладают взаимосвязью и взаимообусловленностью.
В совокупности и указанной последовательности они представляют собой полный
диагностический цикл. Реализация цикла составляет диагностическую деятельность
[5].
Таким
образом, проведенный нами анализ методической литературы с целью выявления сущности педагогического
диагностирования и определения особенностей диагностики педагогов ДОО позволил
сделать следующие выводы: во-первых, педагогическое диагностирование отражает
специфический подход к познанию объектов педагогического процесса и управления.
Сущность данного подхода заключается в познании состояния конкретного объекта
на основе признаков и критериев, то есть ориентация на объективно существующую
норму; во-вторых, педагогическая диагностика развернута во времени и сочетает в
себе как срезовое, так и лонгитюдное
исследование; в-третьих, диагностирование из инструмента познания может
превращаться в инструмент формирования объекта. Этот процесс несет отпечаток
субъективности и практической направленности.
Соответственно,
использование педагогической диагностики в образовательной системе
обеспечивает: изучение личности в педагогическом процессе; учет тех изменений
личности, которые происходят под действием педагогического процесса; подход к
исследованию объекта не только ради его изучения, но и ради его преобразования.
Рассмотренные
возможности педагогической диагностики наглядно иллюстрируют, что
педагогическая диагностика может стать одним из средств повышения эффективности
управления деятельностью ДОО, а тем самым повышения качества предоставляемой
образовательной услуги.
Список литературы:
- Белкин А.С. Педагогический мониторинг образовательного процесса / А.С. Белкин, В.Д. Жаворонков, С.Н. Силина. – Шадринск: ШГПИ, 1999. – 47 с.
- Давыдова Л.Н. Формирование у будущих учителей умений педагогического диагностирования / Л.Н. Давыдова. – Волгоград, 1995. – 155 с.
- Никишина И.В. Диагностическая и методическая работа в образовательных учреждениях / И.В. Никишина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 141 с.
- Сажина С.Д. Управление дошкольным учреждением: словарь-справочник / сост. С.Д. Сажина. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.
- Семенова М.Л. Педагогическая диагностика в практике управления методической работой в ДОУ / М.Л. Семенова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2010. №1 (3). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://cyberleninka.ru (дата обращения: 30.10.2017).
- Тулькибаева Н.Н., Трубайчук Л.В. Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной педагогики / под ред. Н.Н. Тулькибаевой, Л.В. Трубайчук. – М.: Изд. Дом «Восток», 2003. – 274 с.
Комментарии: