» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Февраль, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №2 (11) 2018

Автор: Каранда Алексей Викторович, студент 2-го курса
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Муниципальные районы как органы общей компетенции местного самоуправления

Статья просмотрена: 210 раз
Дата публикации: 31.01.2018

УДК 342

МУНИЦИПАЛЬНЫЕ РАЙОНЫ КАК ОРГАНЫ ОБЩЕЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Каранда Алексей Викторович

студент 2-го курса направления «Государственное и муниципальное управление»

Филиал МГУ им. М.В. Ломоносова, г.Севастополь

 

Аннотация. В данной статье рассмотрены основные типы муниципальных образований, выделены их особенности. Также большое внимание уделено описанию особенностей организации местного самоуправления в Республике Крым и городе федерального значения Севастополь. В статье описан перечень полномочий, которые отнесены к вопросам местного значения муниципального района.

Ключевые слова: местное самоуправление, муниципальный район, полномочия органов местного самоуправления, муниципальное образование.

 

Местное самоуправление в России (МСУ) — деятельность местных сообществ, осуществляемая непосредственно или через местные представительные органы, по вопросам местного значения.

Законодательно закреплено следующее определение муниципального образования: муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения.

Муниципальный район представляет собой один из типов административно-территориальных единиц, которые могут включать в свой состав определённую территорию с проживающим на ней населением [1].

В Российской Федерации муниципальный район представляет собой один из видов муниципального образования, а также форма органов местного самоуправления. Муниципальный район может объединять в своём составе несколько городских, сельских поселений, а также межселенные территории, которые объединены общей территорией [2].

Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ N 131-ФЗ (ред. от 30.10.2017) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет правовые основы в сфере функционирования органов местного самоуправления. В частности, данный закон закрепляет перечень вопросов, которые отнесены к вопросам местного значения муниципального района.

Муниципальное образование представляет собой территорию, в пределах которой граждане реализуют свое конституционное право на местное самоуправление непосредственно и (или) через выборные органы местного самоуправления [3].

Как уже упоминалось ранее, выделяют 5 типов муниципальных образований, согласно Федеральному закону от 06.10.2003  №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»:

1.                  Сельское поселение.

2.                  Городское поселение.

3.                  Муниципальный район.

4.                  Городской округ.

5.                  Внутригородское муниципальное образование [2].

Далее будут более детально описаны данные виды муниципальных образований:

1. Сельское поселение

Согласно статье 2 Федеральному закону №131-ФЗ от 06.10.2003  «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», сельскому поселению даётся следующая дефиниция: сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления [2].

Согласно данным всероссийской переписи населения 2002 года, в Российской Федерации насчитывалось 155289 сельских населённых пунктов, однако, по данным всероссийской переписи населения 2010 года, насчитывалось 153125 сельских населённых пунктов, что ярко иллюстрирует процесс урбанизации [7,8].

Следует также подчеркнуть, что данный закон закрепляет основные виды сельских поселений в Российской Федерации. Он включает в себя:

1.                  Деревня — сельский населённый пункт с несколькими десятками домов. С начала ХХ века основным отличием деревни от села является наличие церкви [4].

2.                  Посёлок представляет собой небольшой населённый пункт, который  расположен недалеко от города. Выделяют три типа посёлков: рабочие (на их территории расположены крупные промышленные, как правило, градообразующие предприятия), курортные (на их территории расположены курортные и лечебные учреждения), дачные. Интересно отметить, что население курортных и рабочих посёлков относится к городскому населению, а дачных – к сельскому [5].

3.                  Станица – это казачья административная единица, которая может включать в себя несколько хуторов. Станицы являются крупнейшими сельскими населёнными пунктами в современной Российской Федерации.

4.                  Хутор – это небольшой населённый пункт, который состоит из нескольких домохозяйств, которые распространены, как правило, в южных областях РФ,

5.                  Аул – это традиционное сельское поселение, которое распространено среди тюркских народов, народов Средней Азии и Кавказа.

6.                  Кишлак – сельский населённый пункт, распространённый на территориях Азербайджана и Средней Азии.

Следует отметить, что на территории в Республики Крым насчитывается 250 сельских поселений [6].

На территории города федерального значения Севастополь находится 38 сельских поселений, а также 2 посёлка: Кача и Сахарная Головка.

2. Городское поселение

Федеральный закон №131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» даёт следующее определение городскому поселению: городское поселение - город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Согласно данным всероссийской переписи населения 2002 года насчитывалось 1098 городов, однако согласно аналогичной переписи только уже 2010 года насчитывалось уже 1100 городов [7,8].

В Республике Крым насчитывается 4 городских поселений: городское поселение Бахчисарай, городское поселение Белогорск, городское поселение Старый Крым, городское поселение Щёлкино [6].

На территории города федерального значения Севастополя находится 1 городское поселение: город Инкерман.

3. Городской округ

Федеральный закон №131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» даёт следующее определение городскому поселению: городской округ - один или несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно данным Росстата, на 1 января 2014 года в Российской Федерации насчитывается 520 городских округов [9].

В Республике Крым насчитывается 11 городских округов: городской округ Алушта, городской округ Армянск, городской округ Джанкой, городской округ Евпатория, городской округ Керчь, городской округ Красноперекопск, городской округ Саки, городской округ Симферополь, городской округ Судак, городской округ Феодосия, городской округ Ялта [6].

4. Внутригородское муниципальное образование

Согласно Федеральному закону №131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», можно дать следующее определение такому термину, как «внутригородское муниципальное образование». Внутригородская территория (внутригородское муниципальное образование) города федерального значения - часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления [2].

Данный тип муниципального образования характерен лишь для городов федерального значения, так как в 2006 году внутригородские муниципальные образования прекратили своё существование в других городах Российской Федерации. Москва включает в свой состав 146 внутригородских муниципальных образований, который включают в свой состав 125 муниципальных округов, 2 городских округа и 19 поселений. Город федерального значения Санкт-Петербург насчитывается 111 внутригородских муниципальных образований, которые включают в себя 81 муниципальный округ, 9 городов, 21 посёлок. Город федерального значения Севастополь состоит из 10 внутригородских муниципальных образований: Андреевский муниципальный округ, Балаклавский муниципальный округ, Верхнесадовский муниципальный округ, Гагаринский муниципальный округ, город Инкерман, Качинский муниципальный округ, Ленинский муниципальный район, Нахимовский муниципальный округ, Орлиновский муниципальный округ, Терновский муниципальный округ.

5. Муниципальный район

 Дадим законодательно закреплённое определение такому понятию как "муниципальный район ". Муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Данное определение взято из статьи Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.10.2017) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Следует также обозначить дефиницию такого термина, как "межселенные территории". Согласно Федеральному закону от 06.10.2003 N 131 - ФЗ (ред. от 30.10.2017) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации ", межселенная территория - территория, находящаяся вне границ поселений [2].

Количество муниципальных районов в Российской федерации постоянно, из года в год, изменяется в связи с упразднениями отдельных муниципальных районов. В данной таблице (таб.1) представлено количество муниципальных районов в РФ с 2010 по 2014 год.:

Таблица 1. Количество муниципальных районов в РФ 2010-2014 гг.

Год

Количество муниципальных районов

2010

1829

2011

1824

2012

1821

2013

1817

2014

1815

Данные были взяты из официального сайта Росстата [9].

Обобщённо можно привести следующую схему (рис.1), которая будет отражать классификацию муниципальных образований:

Рисунок 1. Классификация муниципальных образований

http://xn--80aja6bcnka.xn--p1ai/images/paper/41/54/8945441.png

Статья 2 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет дефиницию термина «вопросы местного значения». Вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Статья 15 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет перечень полномочий, которые отнесены к вопросам местного значения муниципального района:

1)         составление и рассмотрение проекта, утверждение и исполнение бюджета муниципального района, осуществление контроля за исполнением, составление отчета об исполнении бюджета муниципального района;

2)         установление, изменение и отмена местных налогов и сборов  конкретного муниципального района;

3)         владение, пользование и распоряжение имуществом, которое находится в муниципальной собственности муниципального района;

4)         организация электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, которые закреплены в  законодательстве Российской Федерации;

5)         реализация муниципального контроля за сохранением сосстояния автомобильных дорог местного значения в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них;

6)         предоставление транспортных услуг населению муниципального района, а также организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района;

7)         профилактика терроризма и экстремизма, а также в минимизация и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района;

8)         предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций;

9)         осуществление охраны общественного порядка на территории муниципального района правоохранительными органами;

10)       организация мероприятий по охране окружающей среды;

11)       организация предоставления общедоступного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, предоставление дополнительного образования детей, реализация мер по организации отдыха детей о время летних каникул;

12)       создание условий для оказания бесплатной медицинской помощи населению на территории муниципального района;

13)       участие в организации деятельности по сбору, перевозке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов;

15)       принятие схем территориального планирования территории муниципального района;

16)       содержание на территории муниципального района кладбищ;

17)       снабжение населения муниципального района услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;

18)       создание условий по организации досуга, развитию традиционного народного творчества, сохранению и популяризации объектов культурного и природного наследия, которые расположены на территории данного муниципального образования;

19)       выравнивание бюджетной обеспеченности поселений за счет средств бюджета муниципального района;

20)       создание условий для развития сельского хозяйства;

21)       реализация различных мероприятий, направленных на противодействие коррупции в границах муниципального района.

Статья 15.1 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» законодательно закрепляет перечень прав органов местного самоуправления муниципального района на решение вопросов, которые не отнесены к вопросам местного значения муниципальных районов. Основные права, включённые в данный перечень:

1) создание музеев;

2) реализация деятельности в сфере опеки и попечительства;

3) создание условий для развития туризма;

4) реализация мероприятий, закреплённых Федеральным законом "О донорстве крови и ее компонентов";

5) организация условий для организации проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами;

6) осуществление мероприятий в сфере профилактики правонарушений, предусмотренных Федеральным законом "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации" [2].

В Республике Крым нормативно-правовым актом, регулирующим деятельность органов местного самоуправления является Закон Республики Крым от 08.08.2014 № 54 - ЗРК «Об основах местного самоуправления в Республике Крым» [6]. В целом данный закон дублирует положения, закреплённые в Федеральном законе №131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Таким образом, органы местного самоуправления муниципальных районов Российской Федерации наделены небольшим количеством полномочий, которые связаны, в основном, с такими сферами, как медицина, культура, образование и коммунальные службы. По мнению большинства учёных, органы местного самоуправления должны обладать большим количеством полномочий, в частности, иметь свои рычаги давления на высшие уровни государственной власти, особенно ярко это выражены в Севастополе.

Таким образом, местное самоуправление является одним из ключевых атрибутов в любом демократическом государстве, поэтому его функционирование крайне важно для любого современного государства. Местное самоуправление может осуществляться непосредственно или через местные представительные органы.

Основным законом, регулирующем местное самоуправление в РФ на федеральном уровне является Федеральный закон №131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». На региональном уровне законами, которые устанавливают основные принципы функционирования органов местного самоуправления являются Закон Республики Крым от 08.08.2014 № 54 - ЗРК «Об основах местного самоуправления в Республике Крым» и Закон города Севастополя от 30 декабря 2014 № 102-ЗС "О местном самоуправлении в городе Севастополе".

Выделяют 5 основных типов муниципальных образований:

1.Сельское поселение.

2.Городское поселение.

3.Муниципальный район.

4.Городской округ.

5.Внутригородское муниципальное образование.

Статья 15 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет перечень вопросов местного значения муниципального района.

Следует также подчеркнуть тот факт, что большинство учёных считают, что органы местного самоуправления недостаточно эффективно функционируют ввиду ряда причин, поэтому институт местного самоуправления нуждается в реформировании.

 



Список литературы:

  1. Большая советская энциклопедия : в 30 т. / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Сов. энцикл., 1969–1978.
  2. Всё для студента юриста [Электронный ресурс]. URL: http://allstatepravo.ru/index.php
  3. Данные всероссийской переписи населения за 2002 г.
  4. Данные всероссийской переписи населения за 2010 г.
  5. Закон Республики Крым от 08.08.2014 № 54 - ЗРК «Об основах местного самоуправления в Республике Крым»
  6. Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков. Муниципальный округ // Экономика и право: словарь-справочник. — М.: Вуз и школа, 2004.
  7. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/
  8. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.10.2017) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
  9. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: