» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Февраль, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №2 (11) 2018
Автор: Шестопалова Анастасия Павловна, Студент
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Особенности формирования представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста
Дата публикации: 30.01.2018
ОСЯБЕННОСТИ
ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЬЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Шестопалова
Анастасия Павловна
студентка
Педагогический институт ФГБОУ ВО «Иркутский
государственный университет», г. Иркутск
Аннотация. Статья
посвящена проблеме формирования представлений о семье у детей старшего
дошкольного возраста. На основе анализа психолого-педагогической литературы
были подобраны методики по выявлению уровня сформированности представлений о
семье у детей старшего дошкольного возраста и проведен констатирующий этап
эксперимента.
Ключевые
слова: представления, представления о семье, образ семьи
С давних времен семья является
одним из основных социальных институтов формирования личностных качеств
человека. Общество нуждается в восстановлении традиционных ценностей, в том
числе бережного отношения к семье, популяризации семейного образа жизни.
Анализ психолого-педагогической
литературы говорит о том, что ученые различных областей знания затрагивают тему
развития семьи, семейных отношений. Все чаще мы слышим о кризисе формирования
семейных ценностей, а в частности о проблемах формирования представлений о
семье. И перспективы развития этого социального института оцениваются крайне
пессимистично.
В Федеральном государственном
образовательном стандарте дошкольного образования говорится о необходимости
формирования у ребенка чувства принадлежности, бережного отношения к своей
семье, к сообществу детей и взрослых.
Проблема ознакомления дошкольников
со столь серьезным и многогранным явлением общественной жизни, как семья,
требует четкого научного обоснования, прежде всего, из-за наличия
многочисленных, зачастую противоречивых, а иногда и взаимоисключающих точек
зрения на определение сущности и функций семьи, ее исторического прошлого и
перспектив развития.
О представлениях как о
психическом процессе говорили такие ученые как: И.П. Павлов, Л.М. Веккер, А.М Маклаков, М.А.
Можейко, Б.М. Теплов, Гербарт, Л.С. Рубинштейн и т.д.
А.М. Маклаков
определяет представления как психический процесс отражения предметов или явлений,
которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего
предыдущего опыта [4].
Также авторы выделяют функции,
характеристики и типы представлений. Одними из основных характеристик
представлений являются: фрагментарность, неустойчивость, обобщенность и т.д.
Вопросом формирования
представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста занимались такие
ученые как: Л. В. Коломийченко, Н. И. Демидова, С.И. Голод, М.С. Мацковский, А.Г. Харчев, Э.К.
Васильева.
Представления о семье у детей
дошкольного возраста складываются в определенную картину, некий «образ». «Образ
семьи» включает в себя представления о себе, о своих потребностях, о других
членах семьи, о характере семейных отношений.
В ходе возрастного и
личностного развития ребенка у него складывается неповторимая и уникальная
картина мира. Составляющими этой картины являются представления о всевозможных
предметах и явлениях. Одним из таких представлений является образ семьи. Который отличается фрагментарностью, неточностью, бедностью
эмоциональной «окраски», а зачастую не соответствует действительности [1].
Выбранная нами тема актуальна
тем, что период старшего дошкольного возраста охарактеризован как источник
развития личности ребенка, и в то же время ребенок находится в преддверии новой
социальной роли, важными качествами которого являются способность к анализу,
самоконтролю, оцениванию себя и других, способность к восприятию чужих оценок.
В этой связи особенно важно определить, какие факторы и как влияют на процесс
формирования личности детей дошкольного возраста. Основное влияние на развитие
личности человека имеет семья - те представления
которые о ней сформированы.
У каждого ребенка в ходе его
развития складывается своеобразная и неповторимая картина мира, отражающая
присущую ему специфику принятия окружающей действительности и являющаяся по
сути одной из характеристик его интеллектуальной деятельности. Составляющими
картины мира ребенка являются его представления о различных предметах и
явлениях природы, общества и т.д. Одним из этих представлений является образ
семьи. Феномен «образ семьи» применительно к детям дошкольного возраста
представляет собой подсистему «образа мира», характеризующуюся уровневой
структурой, категориальностью и прогностичностью
[2].
На основе анализа психолого-педагогической
литературы были подобраны методики и проведено исследование по выявлению уровня
сформированности представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста.
Цель данного исследования
заключается в следующем: выявить уровень сформированности представлений о семье
у детей старшего дошкольного возраста.
Для исследования особенностей
формирования представлений о семье были подобраны диагностические методики:
Рисуночный тест с кружками (Лонг, Вилер,
Хендерсон, модифицированный вариант); Методика «День
рождения» (М.А. Панфилова). При анализе научной литературы по проблеме
исследования, выявлены критерии и показатели сформированности детских
представлений.
Исследование особенностей
формирования представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста
проводилось на базе МБДОУ «Детский сад №103» г. Иркутска. В диагностике приняло
участие 40 детей 5-7 лет. Были сформированы две группы детей –
экспериментальная (20 детей) и контрольная (20 детей).
Первая диагностическая методика
«Рисуночный тест с кружками» авторы – Лонг, Вилер, Хендерсон, была направлена
на изучение видения ребенком своей позиции в семье, представления о своем месте
в кругу семьи.
Вторая диагностическая методика
«День рождения» - М.А. Панфилова, направлена на определение потребности в
общении, определения значимого социального окружения, эмоционального
предпочтения в общении [5].
Обобщив данные, полученные в
ходе проведения диагностических методик, получены следующие результаты:
К низкому уровню сформированности
представлений о семье отнесено 41% детей экспериментальной и 33% детей
контрольной группы. Низкий уровень характеризуется тем, что ребенок
затрудняется в выделении значимого для себя взрослого, плохо осознает свое
место среди других членов семьи, имеет неустойчивые представления о составе
семьи, семейных ролях, единстве семьи и ее принятие.
К среднему уровню сформированности
представлений о семье было отнесено 44% детей экспериментальной группы и 39%
детей контрольной группы. Средний уровень характеризуется тем, что ребенок,
опираясь на имеющиеся представления, определяет свое место в семье, при
посторонней помощи выделяет для себя значимого взрослого, не в полной мере
чувствует удовлетворенность в поддержке и защите со стороны родителей.
К высокому уровню
сформированности представлений о семье было отнесено 15% детей
экспериментальной группы и 28% детей контрольной группы. Высокий уровень
характеризуется тем, что ребенок имеет представления о составе семьи, семейных
ролях, единстве семьи и ее принятие. Проявляет самостоятельность при выделение значимого для себя взрослого в семье. Осознает
свое место среди членов семьи. Ребенок удовлетворен чувством поддержки и
защиты со стороны родителей, направленностью родителей
на него.
Таким образом, опираясь на
результаты исследования, можно сделать вывод о том, что с детьми старшего
дошкольного возраста необходимо проводить работу, направленную на формирование
представлений о семье.
Ориентиром для формирования у
дошкольников представлений о семье, будут являться такие характеристики, как:
действенность, которая стимулирует у детей желание повторять деятельность в
своем поведении и обеспечивает соблюдением требований; содержательная полнота,
что предполагает соответствие возрастным и индивидуальным особенностям детей,
их субъектному опыту в восприятии своей семьи и реализации положительной
направленности на мир семейных отношений (приобщение ребенка к культурным,
нравственным и социальным традициям и устоям, сложившимся в этой конкретной
семье; освоение способов познания и образцов деятельности); личностный смысл
его деятельности, за которым стоят личностные качества, значимые для ребенка:
заботливость, доброта, приветливость, преданность, ответственность,
справедливость и подобное [3]. Личностный, жизненно важный смысл и
побудительная сила приобретаются ребенком только в жизненной практике.
Список литературы:
- Захарова, Г. И. Психология семейных отношений [Текст] / Г.И. Захарова. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2012. – 63с.
- Казанская, В. Г. Психология и педагогика [Текст] / В.Г. Казанская. – СПб., 2008. – 240 с.
- Кулагина, И.Ю. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие для вузов [Текст] / И.Ю. Кулагина. - М.: Академический проект, 2015. - 420 c.
- Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст] / А. Г. Маклаков. — СПб.: Питер, 2016. — 583 с.
- Удова, О. В. Особенности взаимоотношений родителей с детьми и их изучение: Учебное пособие [Текст] / О. В. Удова. – Изд. 2-е – Иркутск: Изд-во Иркутс.гос. пед. ун-та, 2008. – 135.
Комментарии: