» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Февраль, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №2 (11) 2018

Автор: Шестопалова Анастасия Павловна, Студент
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Особенности формирования представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста

Статья просмотрена: 628 раз
Дата публикации: 30.01.2018

ОСЯБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЬЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Шестопалова Анастасия Павловна

студентка

Педагогический институт ФГБОУ ВО «Иркутский

государственный университет», г. Иркутск

 

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста. На основе анализа психолого-педагогической литературы были подобраны методики по выявлению уровня сформированности представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста и проведен констатирующий этап эксперимента.

Ключевые слова: представления, представления о семье, образ семьи

 

С давних времен семья является одним из основных социальных институтов формирования личностных качеств человека. Общество нуждается в восстановлении традиционных ценностей, в том числе бережного отношения к семье, популяризации семейного образа жизни.

Анализ психолого-педагогической литературы говорит о том, что ученые различных областей знания затрагивают тему развития семьи, семейных отношений. Все чаще мы слышим о кризисе формирования семейных ценностей, а в частности о проблемах формирования представлений о семье. И перспективы развития этого социального института оцениваются крайне пессимистично.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования говорится о необходимости формирования у ребенка чувства принадлежности, бережного отношения к своей семье, к сообществу детей и взрослых.

Проблема ознакомления дошкольников со столь серьезным и многогранным явлением общественной жизни, как семья, требует четкого научного обоснования, прежде всего, из-за наличия многочисленных, зачастую противоречивых, а иногда и взаимоисключающих точек зрения на определение сущности и функций семьи, ее исторического прошлого и перспектив развития.

О представлениях как о психическом процессе говорили такие ученые как: И.П. Павлов, Л.М. Веккер, А.М Маклаков, М.А. Можейко, Б.М. Теплов, Гербарт, Л.С. Рубинштейн и т.д.

А.М. Маклаков определяет представления как психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта [4].

Также авторы выделяют функции, характеристики и типы представлений. Одними из основных характеристик представлений являются: фрагментарность, неустойчивость, обобщенность и т.д.

Вопросом формирования представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста занимались такие ученые как: Л. В. Коломийченко, Н. И. Демидова, С.И. Голод, М.С. Мацковский, А.Г. Харчев, Э.К. Васильева.

Представления о семье у детей дошкольного возраста складываются в определенную картину, некий «образ». «Образ семьи» включает в себя представления о себе, о своих потребностях, о других членах семьи, о характере семейных отношений.

В ходе возрастного и личностного развития ребенка у него складывается неповторимая и уникальная картина мира. Составляющими этой картины являются представления о всевозможных предметах и явлениях. Одним из таких представлений является образ семьи. Который отличается фрагментарностью, неточностью, бедностью эмоциональной «окраски», а зачастую не соответствует действительности [1].

Выбранная нами тема актуальна тем, что период старшего дошкольного возраста охарактеризован как источник развития личности ребенка, и в то же время ребенок находится в преддверии новой социальной роли, важными качествами которого являются способность к анализу, самоконтролю, оцениванию себя и других, способность к восприятию чужих оценок. В этой связи особенно важно определить, какие факторы и как влияют на процесс формирования личности детей дошкольного возраста. Основное влияние на развитие личности человека имеет семья - те представления которые о ней сформированы.

У каждого ребенка в ходе его развития складывается своеобразная и неповторимая картина мира, отражающая присущую ему специфику принятия окружающей действительности и являющаяся по сути одной из характеристик его интеллектуальной деятельности. Составляющими картины мира ребенка являются его представления о различных предметах и явлениях природы, общества и т.д. Одним из этих представлений является образ семьи. Феномен «образ семьи» применительно к детям дошкольного возраста представляет собой подсистему «образа мира», характеризующуюся уровневой структурой, категориальностью и прогностичностью [2].

На основе анализа психолого-педагогической литературы были подобраны методики и проведено исследование по выявлению уровня сформированности представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста.

Цель данного исследования заключается в следующем: выявить уровень сформированности представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста.

Для исследования особенностей формирования представлений о семье были подобраны диагностические методики: Рисуночный тест с кружками (Лонг, Вилер, Хендерсон, модифицированный вариант); Методика «День рождения» (М.А. Панфилова). При анализе научной литературы по проблеме исследования, выявлены критерии и показатели сформированности детских представлений.

Исследование особенностей формирования представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста проводилось на базе МБДОУ «Детский сад №103» г. Иркутска. В диагностике приняло участие 40 детей 5-7 лет. Были сформированы две группы детей – экспериментальная (20 детей) и контрольная (20 детей).

Первая диагностическая методика «Рисуночный тест с кружками» авторы – Лонг, Вилер, Хендерсон, была направлена на изучение видения ребенком своей позиции в семье, представления о своем месте в кругу семьи.

Вторая диагностическая методика «День рождения» - М.А. Панфилова, направлена на определение потребности в общении, определения значимого социального окружения, эмоционального предпочтения в общении [5].

Обобщив данные, полученные в ходе проведения диагностических методик, получены следующие результаты:

К низкому уровню сформированности представлений о семье отнесено 41% детей экспериментальной и 33% детей контрольной группы. Низкий уровень характеризуется тем, что ребенок затрудняется в выделении значимого для себя взрослого, плохо осознает свое место среди других членов семьи, имеет неустойчивые представления о составе семьи, семейных ролях, единстве семьи и ее принятие.

К среднему уровню сформированности представлений о семье было отнесено 44% детей экспериментальной группы и 39% детей контрольной группы. Средний уровень характеризуется тем, что ребенок, опираясь на имеющиеся представления, определяет свое место в семье, при посторонней помощи выделяет для себя значимого взрослого, не в полной мере чувствует удовлетворенность в поддержке и защите со стороны родителей.

К высокому уровню сформированности представлений о семье было отнесено 15% детей экспериментальной группы и 28% детей контрольной группы. Высокий уровень характеризуется тем, что ребенок имеет представления о составе семьи, семейных ролях, единстве семьи и ее принятие. Проявляет самостоятельность при выделение значимого для себя взрослого в семье. Осознает свое место среди членов семьи. Ребенок удовлетворен  чувством поддержки  и  защиты  со  стороны родителей, направленностью родителей на него.

Таким образом, опираясь на результаты исследования, можно сделать вывод о том, что с детьми старшего дошкольного возраста необходимо проводить работу, направленную на формирование представлений о семье.

Ориентиром для формирования у дошкольников представлений о семье, будут являться такие характеристики, как: действенность, которая стимулирует у детей желание повторять деятельность в своем поведении и обеспечивает соблюдением требований; содержательная полнота, что предполагает соответствие возрастным и индивидуальным особенностям детей, их субъектному опыту в восприятии своей семьи и реализации положительной направленности на мир семейных отношений (приобщение ребенка к культурным, нравственным и социальным традициям и устоям, сложившимся в этой конкретной семье; освоение способов познания и образцов деятельности); личностный смысл его деятельности, за которым стоят личностные качества, значимые для ребенка: заботливость, доброта, приветливость, преданность, ответственность, справедливость и подобное [3]. Личностный, жизненно важный смысл и побудительная сила приобретаются ребенком только в жизненной практике.

 



Список литературы:

  1. Захарова, Г. И. Психология семейных отношений [Текст] / Г.И. Захарова. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2012. – 63с.
  2. Казанская, В. Г. Психология и педагогика [Текст] / В.Г. Казанская. – СПб., 2008. – 240 с.
  3. Кулагина, И.Ю. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие для вузов [Текст] / И.Ю. Кулагина. - М.: Академический проект, 2015. - 420 c.
  4. Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст] / А. Г. Маклаков. — СПб.: Питер, 2016. — 583 с.
  5. Удова, О. В. Особенности взаимоотношений родителей с детьми и их изучение: Учебное пособие [Текст] / О. В. Удова. – Изд. 2-е – Иркутск: Изд-во Иркутс.гос. пед. ун-та, 2008. – 135.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: