» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Февраль, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №2 (11) 2018

Автор: Митькина Евгения Павловна, магистрант
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Особенности развития коммуникативной компетентности педагога дошкольной образовательной организации

Статья просмотрена: 806 раз
Дата публикации: 29.01.2018

УДК 37.07

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Митькина Евгения Павловна

магистрант

Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, г. Архангельск

 

Аннотация. В статье рассматривается понятие коммуникативной компетентности, представлен исторический аспект появления и развития данной научной категории; а также актуализируется важность развития коммуникативной компетентности у педагогов дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, педагог, дошкольная образовательная организация.

 

Начиная с 90-х годов прошлого века, научная категория «коммуникативная компетентность» в системе педагогического образования становится предметом специального всестороннего исследования (Балл Г.А., Зимняя И.А., Кузьмина Н.В., Маркова А.К., Максименко С.Д., Митина Л.М., Петровская Л.А., Руденский Е.В., Емельянов Ю.Н. и др.). В научных работах представляются модели формирования коммуникативной компетентности как конечный результат профессиональной подготовки.

Понятие «коммуникативная компетентность» впервые было использовано Бодалевым А.А. и трактовалось, как способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии внутренних ресурсов (знаний и умений). В научных трудах понятие «компетентность» трактуется по-разному: и как синоним профессионализма, и как одна из его составляющих. Так, Петровская Л.А. указывает, что коммуникативная компетентность предполагает понимание мотивов, намерений, стратегий поведения, фрустрации партнеров по общению, социально-психологических проблем взаимосвязи, овладение техниками общения [1].

В педагогической деятельности общение играет ведущую роль, являясь основным средством, с помощью и в процессе которого реализуются профессиональные задачи. Таким образом, эффективность общения предполагает знание всех его компонентов, обеспечивающих коммуникативную компетентность педагога. Согласно этому, Бутенко Н.Ю. рассматривает коммуникативную компетентность как совокупность знаний, умений и навыков, включающую функции общения и особенности коммуникативного процесса, виды общения и основные его характеристики, средства общения (вербальные и невербальные), репрезентативные системы и ключи доступа к ним, виды слушания и техники его использования; специфику взаимодействия с различными собеседниками; формы и методы делового взаимодействия; технологии и приемы воздействия на людей, методы генерирования идей и интеграции людей для конструктивной коммуникации; самопрезентации и стратегию успеха. Развитие коммуникативной компетентности, по мнению ученого, является необходимым условием эффективной профессиональной деятельности [1].

Трофимова Г.С. определяет коммуникативную компетентность как способность к коммуникации; как способность человека взаимодействовать вербально, невербально или молча; как интегративную способность целесообразно взаимодействовать с другими на своем уровне обученности, воспитанности, развития, на основе гуманистических личностных качеств (общительности, искренности, такта, эмпатии и т.д.) и с учетом коммуникативных возможностей собеседника [2].

В психологии коммуникативная компетентность рассматривается как способность к быстрой и точной ориентации в ситуации общения, основанная на коммуникативном опыте индивида.

Руденский Е.В. определяет коммуникативную компетентность как систему внутренних ресурсов личности, необходимых для осуществления человеком эффективных коммуникативных действий в широком диапазоне ситуаций межличностного взаимодействия. Эти ресурсы включают в себя когнитивные возможности человека по восприятию, оценке и интерпретации ситуаций, планирование человеком его коммуникативных действий в общении с людьми, правила регуляции коммуникативного поведения и средства его коррекции. В свою очередь коммуникативная коррекция, опирающаяся на коммуникативную компетентность, ориентирована на изменение системы ценностных ориентации и установок личности [2].

Обобщив имеющиеся научные разработки по проблеме коммуникативной компетентности, можно сделать вывод, что коммуникативная компетентность – это система психологических знаний о себе и о других, умений, навыков в общении, стратегий поведения в социальных ситуациях, позволяющая строить эффективное общение в соответствии с целями и условиями профессионального и межличностного взаимодействия.

Можно выделить некоторые компоненты коммуникативной компетентности: умение определять цели коммуникации; умение ясно и четко излагать мысли, убеждать, аргументировать, строить доказательства, высказывать суждения; передавать рациональную и эмоциональную информацию; устанавливать межличностные связи; согласовывать свои действия с действиями коллег; выбирать оптимальный стиль общения в различных деловых ситуациях; организовывать и поддерживать диалог; быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения, в зависимости от ситуации. Сформированная коммуникативная компетентность педагога – это важнейший фактор эффективного педагогического общения [3].

Зимняя И.А. представляет следующий компонентный состав компетентности: мотивационный аспект компетентности (готовность к проявлению компетентности);  когнитивный аспект компетентности (владение знанием содержания компетентности); поведенческий аспект компетентности (опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях); ценностно-смысловой аспект компетентности (отношение к содержанию компетентности и объекту её приложения); эмоционально-волевой аспект компетентности (эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности) [5].

Опираясь на основные компоненты структуры, описанные Зимней И.А., можно представить следующую модель коммуникативной компетентности: мотивационно-ценностный компонент заключает в себе готовность педагога к профессиональному совершенствованию, отражает устойчивый интерес к инновационной деятельности, потребность в профессиональном росте, стремление к саморазвитию и самореализации; когнитивный компонент содержит знание сути содержания коммуникативной компетентности, отражает знание сущности и роли коммуникативной компетентности, связан с познанием другого человека, включает способность эффективно решать различные проблемы, возникающие в общении; операционно-деятельностный компонент содержит опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях, способность педагога к личностно-ориентированному взаимодействию в ходе образовательного процесса, умение сохранять эмоциональное равновесие, предотвращать и разрешать конфликты конструктивным способом, владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи и др. [5] .

Все три составляющих коммуникативной компетентности взаимосвязаны. Высокий уровень коммуникативной компетентности педагога предполагает всестороннее развитие всех ее компонентов, виртуозное владение и применение коммуникационных техник.

Указанные выше структурные компоненты коммуникативной компетентности педагога интегрированы. Развитие всех составляющих говорит о наличии высочайшей степени коммуникативной компетентности педагога.

Отличительными чертами коммуникативной компетентности педагога являются: теоретическая подготовленность в речевом этикете, коммуникационных технологиях, логической и аргументационной сфере, сфере межличностных отношений.

Анализ литературы показал, что в развитии коммуникативной компетентности педагога (как составляющей профессиональной компетентности) выделяют следующие уровни: базисный (предполагает социально-ценностные установки и ориентации и потенциально мотивирует становление коммуникативной компетентности педагога); основной (происходит моделирование тактических алгоритмов общения и интерпретация педагогических задач в коммуникативные); повышенный (отличается умениями выстраивать адекватную траекторию общения, эффективно воздействовать на собеседника) [4].

К условиям развития коммуникативной компетентности педагога, как составляющей профессиональной компетентности можно отнести следующие: осмысление педагогом важности коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности; моделирование самим педагогом коммуникативных ситуаций, которые обеспечивают свободный процесс общения; повышение квалификации педагогом; саморазвитие коммуникативных способностей.

Развитие коммуникативной компетентности педагога можно рассматривать и как один из способов развития и самореализации участников образовательных отношений, в том числе и повышения качества образования. Необходимость развития коммуникативной компетентности педагогов становится очевидной.

В современных условиях процесс развития коммуникативной компетентности педагога целенаправленно осуществляется посредством новых технологий обучения, инициирующих деятельное самообразование педагога, организационную культуру, мотивацию, развитие личностных качеств, позволяющих выстроить стратегическую и тактическую траекторию развития профессиональной компетентности.

Следует отметить, что коммуникативная компетентность педагога определяется в качестве ценностного личностно-профессионального образования, помогающего налаживать отношения и в сфере межличностного взаимодействия, и в сфере делового общения, именно поэтому, следует говорить об исключительной значимости этой составляющей в развитии личности педагога [4].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что развитие коммуникативной компетентности педагога оказывает благоприятное воздействие на психологический климат в образовательной организации, на результативность педагогической деятельности, на модель поведения (смена с экстенсивной на интенсивную), а также на степень эмоционального и мотивационного фона. Кроме того, развитие коммуникативной компетентности педагога позволяет совершенствовать профессиональную компетентность, что должно являться естественной потребностью для педагога. Однако следует помнить, что для того, чтобы данная потребность стала значимой, необходимо создавать организационные и образовательные условия.



Список литературы:

  1. Алмаши С.И. Коммуникативная компетентность как составляющая готовности к педагогической инновационной деятельности / С.И. Алмаши // Вестник НВГУ. 2013. № 4. С.13-18. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://cyberleninka.ru (дата обращения: 04.11.2017).
  2. Жураковская В.М. Коммуникативная компетентность как компонент индивидуального опыта личности / В.М. Жураковская // Сибирский педагогический журнал. 2008. № 12. С.114-127. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://cyberleninka.ru (дата обращения: 04.11.2017).
  3. Прохорова Т.В. Развитие коммуникативной компетентности педагога дошкольной образовательной организации в системе дополнительного профессионального образования / Т.В. Прохорова // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2015. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://cyberleninka.ru (дата обращения: 05.11.2017).
  4. Терещенкова Е.В. Кoммуникативнaя компетентность педагога: профессиональный аспект / Е.В. Терещенкова // Концепт. 2014. № 2. С.66-70. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://cyberleninka.ru (дата обращения: 04.11.2017).
  5. Филатова Е.В. Коммуникативная компетентность педагога: сущность и структура / Е.В. Филатова // Magister Dixit. 2012. № 1. С.18. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://cyberleninka.ru (дата обращения: 05.11.2017).


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: