» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Февраль, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №2 (11) 2018

Автор: Иванова Эльвира Сергеевна, Студент
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Эмпатические способности детей-основа инклюзивного образования

Статья просмотрена: 266 раз
Дата публикации: 01.02.2018

УДК 37.042.2

ЭМПАТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ-ОСНОВА ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Иванова Эльвира Сергеевна

студент 3 курса, факультет Технологический

Федеральное Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Высшего Образования "Тамбовский Государственный Технический университет", гамбов

Иванова Людмила Викторовна

учитель географии

МАОУ «Лицей №28 им. Н.А.Рябова», гамбов

 

Аннотация. В статье рассмотрены понятия эмпатических способностей и инклюзивного образования. Приведены результаты опроса обучающихся старшей школы и диагностики на выявления уровня эмпатических способностей. Сделаны выводы.

Ключевые слова: Инклюзивное образование, дети-инвалиды, эмпатические способности.

 

Одной из приоритетных целей социальной политики России является модернизация образования в направлении повышения его доступности и качества для всех категорий граждан независимо от их социального положения, физического, эмоционального и интеллектуального развития. [1] Главное требование к современному образованию заключается в том, что оно должно стать гуманистически ориентированным, рассматривать человека как основную ценность, быть направленным на развитие личности. При таком подходе любые формы, методы, технологии образования являются не самоцелью, а должны рассматриваться в контексте одной из основных задач образования – обеспечения максимально благоприятных условий для саморазвития и адаптации.[4] Ведущая тенденция развития системы специального образования на современном этапе - внедрение в практику образовательных учреждений инклюзивного обучения.[2]

Распространение в нашей стране процесса инклюзии – включения детей с ограниченными возможностями психического и / или физического здоровья в образовательные учреждения вместе с их обычными сверстниками – является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с законодательством РФ [4].

В этой связи особенно остро стоит проблема формирования эмпатической культуры. Она связана с превалированием в молодежной и детской среде образа сильной, прагматической личности, у которой отсутствует чувство сопереживания, сострадания к окружающим, даже близким людям. Эмпатия, как самое естественное чувство, не возводится в ранг необходимого средства человеческого взаимодействия.[3]

Истоки эмпатического отношения к ближнему уходят далеко в глубь истории духовной культуры народа и находят отражение в народных представлениях об идеале совершенного человека. Идеал являет собой образец, нечто совершенное, высшую цель стремлений. Именно в идеале осуществляется «предвосхищенное воплощение» того, чем сможет стать человек. Идеал — это то, к чему стремится народ, мечта и вместе с тем ее постепенная реализация на практике, приближение к заветной цели. Вот почему для наших предков мечта о совершенной личности предваряла действия по осуществлению этого идеала. Именно в идеале показывается конечная цель воспитания и самовоспитания человека, дается общий образец, к которому он должен стремиться [5].

На основании мнения большинства опрошенных детей, можем сделать вывод, что идеал для современного общества - это постоянно развивающаяся личность, которая способна сопереживать и оказывать помощь своему ближнему.  Но при этом необходимо выяснить, стремятся ли они к этому идеалу и обладают ли они высоким уровнем эмпатических способностей.

Мы провели опрос среди детей старшей школы, который показал, что многие из испытуемых не имеют представления об инклюзивном образовании и не хотели бы учиться в одном школьном кабинете с детьми-инвалидами. В опросе приняло участие 75 человек.

 

ДА

НЕТ

Знаете ли Вы, что такое инклюзивное образование?

13

62

Готовы ли Вы учиться в одном классном кабинете с детьми-инвалидами?

16

59

Готовы ли Вы учиться с детьми-инвалидами в одной школе, но в разных кабинетах?

25

50

Считаете ли Вы, что детям- инвалидам необходимо обучение среди обычных детей?

23

52

Рис.1 Результаты опроса

Чтобы проанализировать уровень эмпатии школьников, мы провели диагностику по методике В.В.Бойко. [6]

 

Рис.2  Уровень эмпатических способностей.

В результате интерпретации данных, полученных в ходе тестирования, можно сделать вывод о том, что у испытуемых наблюдается преимущественно низкий уровень эмпатии. Следовательно, они не способны оказать детям с ограниченными возможностями здоровья необходимую эмпатическую поддержку. Это является очень большой проблемой на пути к инклюзивному образованию. Также такие результаты наталкивают на размышление о том, что современные дети не могут оказать поддержку и сочувствовать всем окружающим их людям.[6]

Из результатов опроса и диагностики на выявление уровня эмпатических способностей, можно сделать вывод о том, что дети обучающиеся в одной из школ города Тамбова не готовы к внедрению инклюзивного образования. Большая часть испытуемых не владеют информацией об инклюзивном образовании. Исходя из данного результата, было решено провести беседу со школьниками, в ходе которой мы рассказали о понятии инклюзии, видах инвалидности, эмпатии и помощи детям-инвалидам. И призываем всех педагогов-психологов проводить такие беседы как можно чаще и с обучающимися школ и с педагогами. Необходимо воспитывать способность к сопереживанию у детей. Важной задачей педагога является формирование эмпатических качеств личности и накопление опыта эмпатийного поведения у школьников. Для ее решения целесообразно вовлекать учащихся в деятельную помощь людям, организовывать межличностное общение в классе на основе взаимопонимания и сочувствия, предоставлять каждому ребенку средства защиты и восстановления личностной гармонии в общении с природой, в труде, на примерах-идеалах. При этом необходимо использовать следующие методы воспитания: формирования сознания личности (разъяснение, рассказ, внушение, этическая и оценочная беседы, создание экстремальных и этнопедагогических ситуаций, диспут, лекция, пример); организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (педагогическое требование, общественное мнение, приучение, упражнение, поручение, создание воспитывающих ситуаций); стимулирования и мотивации этнопедагогической деятельности и поведения (соревнование, поощрение, наказание, увещевание, одобрение, похвала, намек, просьба, совет, благопожелание и т. д.); контроля, самоконтроля этнопедагогической деятельности и поведения (наблюдения за учащимися, беседы, опросы и анкеты, анализ результатов общественно полезной деятельности, самоанализ и самоконтроль, педагогическая рефлексия); этнопедагогики (показ, наставление, благопожелание, совет, просьба, одобрение и др.) и методы обучения: диспут, творческие работы, эвристические беседы, иллюстрация, демонстрация. [3] Значительную роль в становлении, развитии личности играет семья как важнейший социальный институт. Стабильность во взаимоотношениях членов семьи друг с другом и окружающими оказывает влияние на формирование эмпатической культуры у подростков. Характер ребенка, его интересы, способности проявляются прежде всего в семье, которая является естественной и благоприятной средой воспитания ребенка. Так, родители, а прежде всего мать, испокон веку являлись первоисточником формирования эмпатии. Соответственно формирование у подростков эмпатической культуры должно осуществляться в условиях взаимодействия школы, семьи и общества.[3]



Список литературы:

  1. Одинцова Е.О. Эмоциональное принятие педагогом ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивного образования как важнейший фактор его успешной социализации/ Е.О. Одинцова, А.Н. Непеина//Сб.:Комплексное сопровождение образования и профессионального становления инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - Под ред. О.Л.Лухановой, 2016 с.194-196
  2. Дмитриева Е.Е. Личная готовность студентов-выпускников педагогического университета к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья/Е.Е. Дмитриева, К.А. Жнечкова//Сб.:Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии, 2016 №1 с. 53-60
  3. Буданцова А.А. Эмпатическая культура личности школьника:сущность, структура, пути формирования./
  4. Алехина О.М. Основные направления по формированию эмоционального компонента психологической готовности педагога к профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования//Сб.:Интегративные тенденции в медицине и образовании, 2014Т.1 с.17-20
  5. Волков Г. Н. Этнопедагогика : Учебник для средних и высших педагогических учебных заведений / Г. Н. Волков. - М.: Academia, 1999. - 168 с.
  6. Иванова Э.С. Оценка готовности детей к инклюзивному образованию//Международн. науч. журнал: Наука через призму времени, 2017 №9 с.248-250


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: