» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Февраль, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №2 (11) 2018
Автор: Иванова Эльвира Сергеевна, Студент
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Эмпатические способности детей-основа инклюзивного образования
Дата публикации: 01.02.2018
УДК 37.042.2
ЭМПАТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ-ОСНОВА ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
студент 3 курса, факультет
Технологический
Федеральное Государственное Бюджетное
Образовательное Учреждение Высшего Образования "Тамбовский Государственный
Технический университет", г.Тамбов
Иванова Людмила Викторовна
учитель географии
МАОУ «Лицей №28 им. Н.А.Рябова», г.Тамбов
Аннотация.
В статье рассмотрены
понятия эмпатических способностей и инклюзивного
образования. Приведены результаты опроса обучающихся старшей школы и
диагностики на выявления уровня эмпатических
способностей. Сделаны выводы.
Ключевые
слова: Инклюзивное образование, дети-инвалиды,
эмпатические способности.
Одной
из приоритетных целей социальной политики России является модернизация
образования в направлении повышения его доступности и качества для всех
категорий граждан независимо от их социального положения, физического,
эмоционального и интеллектуального развития. [1] Главное требование к
современному образованию заключается в том, что оно должно стать гуманистически
ориентированным, рассматривать человека как основную ценность, быть
направленным на развитие личности.
При таком подходе любые формы, методы, технологии образования являются не
самоцелью, а должны рассматриваться в контексте одной из основных задач
образования – обеспечения максимально благоприятных условий для саморазвития и
адаптации.[4] Ведущая тенденция развития системы специального образования на
современном этапе - внедрение в практику образовательных учреждений
инклюзивного обучения.[2]
Распространение в нашей стране процесса инклюзии – включения
детей с ограниченными возможностями психического и / или физического здоровья в
образовательные учреждения вместе с их обычными сверстниками – является не
только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на
образование в соответствии с законодательством РФ [4].
В этой связи особенно
остро стоит проблема формирования эмпатической
культуры. Она связана с превалированием в молодежной и детской среде образа
сильной, прагматической личности, у которой отсутствует чувство сопереживания,
сострадания к окружающим, даже близким людям. Эмпатия,
как самое естественное чувство, не возводится в ранг необходимого средства
человеческого взаимодействия.[3]
Истоки эмпатического отношения к ближнему уходят далеко в глубь истории духовной культуры
народа и находят отражение в народных представлениях об идеале совершенного
человека. Идеал являет собой образец, нечто совершенное, высшую цель
стремлений. Именно в идеале осуществляется «предвосхищенное воплощение» того,
чем сможет стать человек. Идеал — это то, к чему стремится народ, мечта и
вместе с тем ее постепенная реализация на практике, приближение к заветной
цели. Вот почему для наших предков мечта о совершенной личности предваряла
действия по осуществлению этого идеала. Именно в идеале показывается конечная
цель воспитания и самовоспитания человека, дается общий образец, к которому он
должен стремиться [5].
На основании мнения
большинства опрошенных детей, можем сделать вывод, что идеал для современного
общества - это постоянно развивающаяся личность, которая способна сопереживать
и оказывать помощь своему ближнему. Но
при этом необходимо выяснить, стремятся ли они к этому идеалу и обладают ли они
высоким уровнем эмпатических способностей.
Мы провели опрос среди
детей старшей школы, который показал, что многие из испытуемых не имеют
представления об инклюзивном образовании и не хотели
бы учиться в одном школьном кабинете с детьми-инвалидами. В опросе приняло
участие 75 человек.
|
ДА |
НЕТ |
Знаете ли Вы, что такое инклюзивное образование? |
13 |
62 |
Готовы ли Вы учиться в одном классном кабинете с
детьми-инвалидами? |
16 |
59 |
Готовы ли Вы учиться с детьми-инвалидами в одной школе, но в
разных кабинетах? |
25 |
50 |
Считаете ли Вы, что детям- инвалидам необходимо обучение среди
обычных детей? |
23 |
52 |
Рис.1 Результаты опроса
Чтобы проанализировать
уровень эмпатии школьников, мы провели диагностику по
методике В.В.Бойко. [6]
Рис.2
Уровень
эмпатических способностей.
В результате
интерпретации данных, полученных в ходе тестирования, можно сделать вывод о
том, что у испытуемых наблюдается преимущественно низкий уровень эмпатии. Следовательно, они не способны оказать детям с
ограниченными возможностями здоровья необходимую эмпатическую
поддержку. Это является очень большой проблемой на пути к инклюзивному
образованию. Также такие результаты наталкивают на размышление о том, что
современные дети не могут оказать поддержку и сочувствовать всем окружающим их
людям.[6]
Из результатов опроса
и диагностики на выявление уровня эмпатических
способностей, можно сделать вывод о том, что дети
обучающиеся в одной из школ города Тамбова не готовы к внедрению инклюзивного
образования. Большая часть испытуемых не владеют информацией об инклюзивном
образовании. Исходя из данного результата, было решено провести беседу со
школьниками, в ходе которой мы рассказали о понятии инклюзии, видах
инвалидности, эмпатии и помощи детям-инвалидам. И призываем всех педагогов-психологов проводить такие беседы как
можно чаще и с обучающимися школ и с педагогами. Необходимо воспитывать
способность к сопереживанию у детей. Важной задачей педагога
является формирование эмпатических качеств личности и
накопление опыта эмпатийного поведения у школьников.
Для ее решения целесообразно вовлекать учащихся в деятельную помощь людям,
организовывать межличностное общение в классе на основе взаимопонимания и
сочувствия, предоставлять каждому ребенку средства защиты и восстановления
личностной гармонии в общении с природой, в труде, на примерах-идеалах. При этом необходимо использовать следующие методы воспитания:
формирования сознания личности (разъяснение, рассказ, внушение, этическая и
оценочная беседы, создание экстремальных и этнопедагогических
ситуаций, диспут, лекция, пример); организации деятельности и формирования
опыта общественного поведения (педагогическое требование, общественное мнение,
приучение, упражнение, поручение, создание воспитывающих ситуаций); стимулирования и мотивации этнопедагогической
деятельности и поведения (соревнование, поощрение, наказание, увещевание,
одобрение, похвала, намек, просьба, совет, благопожелание и т. д.); контроля,
самоконтроля этнопедагогической деятельности и
поведения (наблюдения за учащимися, беседы, опросы и анкеты, анализ результатов
общественно полезной деятельности, самоанализ и самоконтроль, педагогическая
рефлексия); этнопедагогики (показ, наставление, благопожелание, совет, просьба, одобрение и
др.) и методы обучения: диспут, творческие работы, эвристические беседы, иллюстрация,
демонстрация. [3] Значительную роль в становлении, развитии личности играет
семья как важнейший социальный институт. Стабильность во
взаимоотношениях членов семьи друг с другом и окружающими оказывает влияние на
формирование эмпатической культуры у подростков.
Характер ребенка, его интересы, способности проявляются
прежде всего в семье, которая является естественной и благоприятной средой
воспитания ребенка. Так, родители, а прежде всего мать, испокон веку являлись
первоисточником формирования эмпатии. Соответственно
формирование у подростков эмпатической культуры должно
осуществляться в условиях взаимодействия школы, семьи и общества.[3]
Список литературы:
- Одинцова Е.О. Эмоциональное принятие педагогом ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивного образования как важнейший фактор его успешной социализации/ Е.О. Одинцова, А.Н. Непеина//Сб.:Комплексное сопровождение образования и профессионального становления инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - Под ред. О.Л.Лухановой, 2016 с.194-196
- Дмитриева Е.Е. Личная готовность студентов-выпускников педагогического университета к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья/Е.Е. Дмитриева, К.А. Жнечкова//Сб.:Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии, 2016 №1 с. 53-60
- Буданцова А.А. Эмпатическая культура личности школьника:сущность, структура, пути формирования./
- Алехина О.М. Основные направления по формированию эмоционального компонента психологической готовности педагога к профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования//Сб.:Интегративные тенденции в медицине и образовании, 2014Т.1 с.17-20
- Волков Г. Н. Этнопедагогика : Учебник для средних и высших педагогических учебных заведений / Г. Н. Волков. - М.: Academia, 1999. - 168 с.
- Иванова Э.С. Оценка готовности детей к инклюзивному образованию//Международн. науч. журнал: Наука через призму времени, 2017 №9 с.248-250
Комментарии: