» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Февраль, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №2 (11) 2018

Автор: Иванова Эльвира Сергеевна, Студент
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Проблема зависимости современных детей от онлайн-игр

Статья просмотрена: 411 раз
Дата публикации: 01.02.2018

УДК 37.042.2

ПРОБЛЕМА ЗАВИСИМОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ ОТ ОНЛАЙН-ИГР

Иванова Эльвира Сергеевна

студент 3 курса, факультет Технологический

Федеральное Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Высшего Образования "Тамбовский Государственный Технический университет", гамбов

Иванова Людмила Викторовна

учитель географии

МАОУ «Лицей №28 им. Н.А.Рябова», гамбов

 

Аннотация. В статье рассмотрены основные аспекты интернет-зависимости у детей. Представлены результаты опроса обучающихся старшей школы и сделаны выводы об интернет-зависимости школьников.

Ключевые слова: зависимость, интернет, онлайн-игры.

 

Диагностика психологических аспектов зависимостей различного типа является одной из серьезных проблем, стоящих перед научным сообществом. Прежде всего она характеризуется сложностями в определении самого понятия зависимость. Эти сложности становятся критическими, когда мы начинаем говорить о компьютерной зависимости. [2]

Самое простое определение зависимости звучит как «навязчивая потребность, подвигающая человека к какой-либо деятельности», а самая простая классификация делит ее на химическую (например, наркомания, алкоголизм и т.п.) и нехимическую. К последнему виду зависимости относят компьютерную, которая заключается в пристрастии к занятиям, связанным с использованием компьютера [3]. О компьютерной зависимости заговорили в начале 80-х годов в Америке, однако в то время Интернет еще не был так распространен, появившись в домах среднестатистических обывателей только спустя полутора десятка лет, поэтому сравнивать этот вид зависимости в разные века было бы некорректно, как некорректно было бы говорить о компьютерной зависимости в наше время, т.к. работа за компьютером часто так или иначе сопряжена с выходом во «Всемирную паутину» (по данным ВЦИОМ пользуются Интернетом ежедневно около 60% жителей Москвы и Санкт-Петербурга [1]).

На протяжении уже нескольких лет проблема интернет-зависимости является достаточно актуальной. Интернет открыл для людей множество возможностей, которые, с одной стороны, представляют собой благо, а с другой - опасность. Остается нерешенным вопрос о том, какова доля выраженности положительного и отрицательного влияния на человека. Утвердительно лишь можно сказать, что Интернет – это многофункциональное средство для воплощения различного рода деятельности.[4]

Люди используют Глобальную сеть как средство получения информации, а также для общения, обучения, работы, получения новостей, для игры. Последнее стало возможным сравнительно недавно. Несмотря на то, что все большее количество людей увлекаются подобными играми, недостаточно нимания уделяется исследованию проблемы склонности к зависимости от онлайновых ролевых игр.[1]

Формирование зависимости от онлайн-игр начинается с того момента, когда личность получает эмоциональное удовлетворение и приятные переживания от процесса игры. Игра воспринимается как способ удовлетворения фрустрированных потребностей личности, позволяет человеку чувствовать себя комфортно за счет отождествления себя с героем, переноса в виртуальную реальность, достижения успеха в игровой деятельности. На первом этапе формирования зависимости закладывается основа возникновения условного рефлекса, когда онлайн-игра начинает восприниматься как средство получения удовольствия. На следующей стадии у личности возникает потребность играть в компьютерные игры, возникает тяга к игровой деятельности, онлайн-игры становятся уже не случайными, а превращаются в систематическую деятельность. Когда личность сталкивается с определенными препятствиями на пути к выходу в интернет, у нее возникает беспокойство и тревога, она может испытывать фрустрацию. Игра начинает занимать все больше времени, человеку трудно оторваться от нее.

О сложившейся зависимости можно говорить тогда, когда игра начинает занимать большую часть времени, что пагубно влияет на учебную и трудовую деятельность человека, на отношения с его близкими и друзьями. Предпочтение отдается пребыванию в виртуальном мире в ущерб реальным отношениям, сну и отдыху. Личность теряет способность контролировать время, проведенное за игрой, не способна оторваться от этого процесса.[5]

Он захватывает ее полностью, становясь средоточием жизни человека, ведущей потребностью, перед которой отступают даже биологические, поскольку личность выбирает игровую деятельность в ущерб отдыху и полноценному питанию. Аддикция приводит к тому, что человека полностью поглощают мысли об игре. Находясь вне сети, личность испытывает дискомфорт и напряжение, думает о том, что в настоящее время происходит в интернете, волнуется, чтобы кто-нибудь не побил ее рекорды т.д.[5] Нами был проведен опрос среди обучающихся одной из школ Тамбова. В опросе приняло участие 75 школьников.

 

Рис.1 Результаты опроса(вопрос 1)

Рис.2 Результаты опроса(вопрос 2)

Из результатов опроса можно сделать вывод, что современные дети очень много времени проводят за компьютером. И к тому же большую часть времени тратят на компьютерные игры. Что говорит о том, что в современном обществе остро стоит проблема зависимости детей от онлайн-игр.

 



Список литературы:

  1. Никулина Д.С. Социально-психологические характеристики людей с разным уровнем склонности к зависимости от ролевых онлайн-игр/ Д.С. Никулина, Н.А. Костюк//Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения, 2011 №19-1 с.109-114
  2. Кочетков Н.В. Социально-психологические аспекты зависимости от онлайн-игр и методика ее диагностики//Социальная психология и общество, 2016 Т.7 №3 с.148-163
  3. Психология развития. Словарь./Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в 6 томах./ред. А. Венгер, Л. Карпенко, А.Петровский. – М., 2005. – 176 с.
  4. База данных ВЦИОМ [Электронный ресурс]. –URL: http://wciom.ru/zh/ print_q.php?s_id=955&q_id=65612&date=30.03.2014 (дата обращения:20.01.2015).
  5. Каминская О.В. Характеристика зависимости от компьютерных онлайн-игр//Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2013 №1-2 с.169-171


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: