» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Февраль, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №2 (11) 2018
Автор: Иванова Эльвира Сергеевна, Студент
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: К вопросу об эмпатической культуре школьников
Дата публикации: 01.02.2018
УДК
37.042.2
К
ВОПРОСУ ОБ ЭМПАТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ШКОЛЬНИКОВ
студент 3 курса,
факультет Технологический
Федеральное
Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Высшего Образования
"Тамбовский Государственный Технический университет", г.Тамбов
Иванова Людмила
Викторовна
учитель географии
МАОУ «Лицей №28
им. Н.А.Рябова», г.Тамбов
Аннотация. В статье
рассмотрены понятия эмпатических способностей и
инклюзивного образования. Приведены результаты исследования обучающихся старшей
школы на выявления уровня эмпатических способностей.
Сделаны выводы по
динамике изменения через 1 год.
Ключевые
слова: Инклюзивное образование, дети-инвалиды, эмпатические
способности.
Инклюзивное образование обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является ведущей тенденцией развития
современного образования. Инклюзивное образование – «обеспечение равного
доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых
образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» [2].
В настоящее время идет активный поиск путей внедрения
инклюзивного образования в практику.По-нашему
мнению, существенным потенциалом в работе по социализации, коррекции и развитию
детей с ОВЗ обладает система дополнительного образования. Образовательная,
досуговая, коррекционно-развивающая и другие виды
деятельности в
системе дополнительного
образования не регламентированы жесткими временными, возрастными рамками и
требованиями стандартов. Благодаря изменению темпа педагогического
воздействия у детей с ОВЗ в этих условиях возможно
повысить прочность и сознательность овладения знаниями, навыками и умениями
[2].
Создание системы
инклюзивного образования в России и других странах сталкивается с массой
проблем различного уровня сложности, характера и природы.
Включённое образование
базируется на восьми принципах:
1. Ценность человека
не зависит от его способностей и достижений.
2. Каждый человек
способен чувствовать и думать.
3. Каждый человек
имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
4. Все люди нуждаются
друг в друге.
5. Подлинное образование
может осуществляться только в контексте реальных
взаимоотношений.
6. Все люди нуждаются
в поддержке и дружбе ровесников.
7. Для всех
обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они
могут делать, чем в
том, что не могут.
8. Разнообразие
усиливает все стороны жизни человека.
Хотим обратить
внимание читателя, что из восьми принципов инклюзивного образования только два
относятся к образованию. Шесть в той или иной мере являются не принципами, а
обоснованием инклюзивного образования и важности социализации ребенка.[1]
Одной из основ
реализации инклюзивного образования является способность детей к сопереживанию,
состраданию и оказании помощи другим людям, в частности детям-инвалидам.
В этой связи особенно
остро стоит проблема формирования эмпатической
культуры. Она связана с превалированием в молодежной и детской среде образа
сильной, прагматической личности, у которой отсутствует чувство сопереживания,
сострадания к окружающим, даже близким людям. Эмпатия,
как самое естественное чувство, не возводится в ранг необходимого средства
человеческого взаимодействия.[3]
Истоки эмпатического отношения к ближнему уходят далеко в глубь истории духовной культуры
народа и находят отражение в народных представлениях об идеале совершенного
человека. Идеал являет собой образец, нечто совершенное, высшую цель
стремлений. Именно в идеале осуществляется «предвосхищенное воплощение» того,
чем сможет стать человек. Идеал — это то, к чему стремится народ, мечта и
вместе с тем ее постепенная реализация на практике, приближение к заветной
цели. Вот почему для наших предков мечта о совершенной личности предваряла
действия по осуществлению этого идеала. Именно в идеале показывается конечная
цель воспитания и самовоспитания человека, дается общий образец, к которому он
должен стремиться [4].
В своем исследовании
была проведена диагностика по методике В.В.Бойко. Мы выявили уровень эмпатических способностей у школьников старшей школы в 2016
и 2017 годах. И по результатам
исследования было установлено, что уровень эмпатии
стал более низким, что означает не готовность детей к внедрению инклюзивного
образования.
После первого исследования уровня эмпатических способностей в 2016 году, мы призывали
педагогов-психологов проводить беседы, воспитывающие в детях стремление
оказывать помощь детям-инвалидам и принятие их в свою школьную среду. Но по
результатам исследования уровня эмпатии у тех же школьников в 2017 году выявлены улучшения.
Рис.2.
Уровень эмпатических способностей( 2016
год)
Рис.1.
Уровень эмпатических способностей( 2017
год)
Важной задачей педагога является формирование эмпатических качеств личности и накопление опыта эмпатийного поведения у школьников. Для ее решения
целесообразно вовлекать учащихся в деятельную помощь людям, организовывать
межличностное общение в классе на основе взаимопонимания и сочувствия,
предоставлять каждому ребенку средства защиты и восстановления личностной
гармонии в общении с природой, в труде, на примерах-идеалах. При
этом необходимо использовать следующие методы воспитания: формирования сознания
личности (разъяснение, рассказ, внушение, этическая и оценочная беседы,
создание экстремальных и этнопедагогических ситуаций,
диспут, лекция, пример); организации деятельности и формирования опыта
общественного поведения (педагогическое требование, общественное мнение,
приучение, упражнение, поручение, создание воспитывающих ситуаций); стимулирования и мотивации этнопедагогической
деятельности и поведения (соревнование, поощрение, наказание, увещевание,
одобрение, похвала, намек, просьба, совет, благопожелание и т. д.); контроля,
самоконтроля этнопедагогической деятельности и
поведения (наблюдения за учащимися, беседы, опросы и анкеты, анализ результатов
общественно полезной деятельности, самоанализ и самоконтроль, педагогическая
рефлексия); этнопедагогики (показ, наставление, благопожелание, совет, просьба, одобрение и
др.) и методы обучения: диспут, творческие работы, эвристические беседы,
иллюстрация, демонстрация. [3] Значительную
роль в становлении, развитии личности играет семья как важнейший социальный институт. Стабильность во взаимоотношениях членов
семьи друг с другом и окружающими оказывает влияние на формирование эмпатической культуры у подростков. Характер ребенка, его интересы,
способности проявляются прежде всего в семье, которая
является естественной и благоприятной средой воспитания ребенка. Так, родители,
а прежде всего мать, испокон веку являлись первоисточником формирования эмпатии. Соответственно формирование у подростков эмпатической культуры должно осуществляться в условиях
взаимодействия школы, семьи и общества.[3]
Список литературы:
- Кошелева А.Д., Инклюзивное образование:образование или социализация? Заметки к дискуссии // Новая наука:От идеи к результату, 2016 №2-2 с.80-85
- А. В. Родионова, Инклюзивное образование ребенка с ОВЗ в системе дополнительного образования //Сб.: Всероссийский студенческий конвент «Инновация», 2016 с.345-348
- Буданцова А.А. Эмпатическая культура личности школьника:сущность, структура, пути формирования./Сибирский педагогический журнал, 2008 №13 с.110-122
- Волков Г. Н. Этнопедагогика : Учебник для средних и высших педагогических учебных заведений / Г. Н. Волков. - М.: Academia, 1999. - 168 с.
Комментарии: