» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Февраль, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №2 (11) 2018

Автор: Иванова Эльвира Сергеевна, Студент
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: К вопросу об эмпатической культуре школьников

Статья просмотрена: 410 раз
Дата публикации: 01.02.2018

УДК 37.042.2

К ВОПРОСУ ОБ ЭМПАТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ШКОЛЬНИКОВ

Иванова Эльвира Сергеевна

студент 3 курса, факультет Технологический

Федеральное Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Высшего Образования "Тамбовский Государственный Технический университет", гамбов

Иванова Людмила Викторовна

учитель географии

МАОУ «Лицей №28 им. Н.А.Рябова», гамбов

 

Аннотация. В статье рассмотрены понятия эмпатических способностей и инклюзивного образования. Приведены результаты исследования обучающихся старшей школы на выявления уровня эмпатических способностей. Сделаны выводы по динамике изменения через 1 год.

Ключевые слова: Инклюзивное образование, дети-инвалиды, эмпатические способности.

 

Инклюзивное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является ведущей тенденцией развития современного образования. Инклюзивное образование – «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» [2].

В настоящее время идет активный поиск путей внедрения инклюзивного образования в практикуо-нашему мнению, существенным потенциалом в работе по социализации, коррекции и развитию детей с ОВЗ обладает система дополнительного образования. Образовательная, досуговая, коррекционно-развивающая и другие виды деятельности в

системе дополнительного образования не регламентированы жесткими временными, возрастными рамками и требованиями стандартов. Благодаря изменению темпа педагогического воздействия у детей с ОВЗ в этих условиях возможно повысить прочность и сознательность овладения знаниями, навыками и умениями [2].

Создание системы инклюзивного образования в России и других странах сталкивается с массой проблем различного уровня сложности, характера и природы.

Включённое образование базируется на восьми принципах:

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

2. Каждый человек способен чувствовать и думать.

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

4. Все люди нуждаются друг в друге.

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных

взаимоотношений.

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они

могут делать, чем в том, что не могут.

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Хотим обратить внимание читателя, что из восьми принципов инклюзивного образования только два относятся к образованию. Шесть в той или иной мере являются не принципами, а обоснованием инклюзивного образования и важности социализации ребенка.[1]

Одной из основ реализации инклюзивного образования является способность детей к сопереживанию, состраданию и оказании помощи другим людям, в частности детям-инвалидам.

В этой связи особенно остро стоит проблема формирования эмпатической культуры. Она связана с превалированием в молодежной и детской среде образа сильной, прагматической личности, у которой отсутствует чувство сопереживания, сострадания к окружающим, даже близким людям. Эмпатия, как самое естественное чувство, не возводится в ранг необходимого средства человеческого взаимодействия.[3]

Истоки эмпатического отношения к ближнему уходят далеко в глубь истории духовной культуры народа и находят отражение в народных представлениях об идеале совершенного человека. Идеал являет собой образец, нечто совершенное, высшую цель стремлений. Именно в идеале осуществляется «предвосхищенное воплощение» того, чем сможет стать человек. Идеал — это то, к чему стремится народ, мечта и вместе с тем ее постепенная реализация на практике, приближение к заветной цели. Вот почему для наших предков мечта о совершенной личности предваряла действия по осуществлению этого идеала. Именно в идеале показывается конечная цель воспитания и самовоспитания человека, дается общий образец, к которому он должен стремиться [4].

В своем исследовании была проведена диагностика по методике В.В.Бойко. Мы выявили уровень эмпатических способностей у школьников старшей школы в 2016 и 2017 годах.  И по результатам исследования было установлено, что уровень эмпатии стал более низким, что означает не готовность детей к внедрению инклюзивного образования.

После первого исследования уровня эмпатических способностей в 2016 году, мы призывали педагогов-психологов проводить беседы, воспитывающие в детях стремление оказывать помощь детям-инвалидам и принятие их в свою школьную среду. Но по результатам исследования уровня эмпатии у тех же школьников в 2017 году выявлены улучшения.

            Рис.2. Уровень эмпатических способностей( 2016 год)

Рис.1. Уровень эмпатических способностей( 2017 год)

Важной задачей педагога является формирование эмпатических качеств личности и накопление опыта эмпатийного поведения у школьников. Для ее решения целесообразно вовлекать учащихся в деятельную помощь людям, организовывать межличностное общение в классе на основе взаимопонимания и сочувствия, предоставлять каждому ребенку средства защиты и восстановления личностной гармонии в общении с природой, в труде, на примерах-идеалах. При этом необходимо использовать следующие методы воспитания: формирования сознания личности (разъяснение, рассказ, внушение, этическая и оценочная беседы, создание экстремальных и этнопедагогических ситуаций, диспут, лекция, пример); организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (педагогическое требование, общественное мнение, приучение, упражнение, поручение, создание воспитывающих ситуаций); стимулирования и мотивации этнопедагогической деятельности и поведения (соревнование, поощрение, наказание, увещевание, одобрение, похвала, намек, просьба, совет, благопожелание и т. д.); контроля, самоконтроля этнопедагогической деятельности и поведения (наблюдения за учащимися, беседы, опросы и анкеты, анализ результатов общественно полезной деятельности, самоанализ и самоконтроль, педагогическая рефлексия); этнопедагогики (показ, наставление, благопожелание, совет, просьба, одобрение и др.) и методы обучения: диспут, творческие работы, эвристические беседы, иллюстрация, демонстрация. [3] Значительную роль в становлении, развитии личности играет семья как важнейший социальный институт. Стабильность во взаимоотношениях членов семьи друг с другом и окружающими оказывает влияние на формирование эмпатической культуры у подростков. Характер ребенка, его интересы, способности проявляются прежде всего в семье, которая является естественной и благоприятной средой воспитания ребенка. Так, родители, а прежде всего мать, испокон веку являлись первоисточником формирования эмпатии. Соответственно формирование у подростков эмпатической культуры должно осуществляться в условиях взаимодействия школы, семьи и общества.[3]

 



Список литературы:

  1. Кошелева А.Д., Инклюзивное образование:образование или социализация? Заметки к дискуссии // Новая наука:От идеи к результату, 2016 №2-2 с.80-85
  2. А. В. Родионова, Инклюзивное образование ребенка с ОВЗ в системе дополнительного образования //Сб.: Всероссийский студенческий конвент «Инновация», 2016 с.345-348
  3. Буданцова А.А. Эмпатическая культура личности школьника:сущность, структура, пути формирования./Сибирский педагогический журнал, 2008 №13 с.110-122
  4. Волков Г. Н. Этнопедагогика : Учебник для средних и высших педагогических учебных заведений / Г. Н. Волков. - М.: Academia, 1999. - 168 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: