» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Февраль, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №2 (11) 2018

Автор: Нестеренко Виктория Викторовна, учитель начальных классов
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Семья и школа как важнейший фактор гражданско-патриотического воспитания

Статья просмотрена: 334 раз
Дата публикации: 03.02.2018

УДК  371.486

СЕМЬЯ И ШКОЛА КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Нестеренко Виктория Викторовна

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Пролетарская средняя общеобразовательная школа №1»

Ракитянского района Белгородской области, п. Пролетарский

 

Аннотация. В статье рассмотрена проблема воспитательной работы гражданско-патриотического воспитания среди младших школьников.

Ключевые слова: воспитание, обучающийся, родители, традиции, страна.

 

 «Только тот, кто любит, ценит и уважает

 накопленное и сохранённое предшествующим поколением,

 может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».

С.В. Михалков

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится гражданско-патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны. [4]

Быть гражданином, патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в начальной школе, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к школе, к родным местам, родной стране. Начальный школьный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относится чувство патриотизма.

Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм? » в разные времена пытались дать многие люди нашей страны, так С. И. Ожегов определял патриотизм как «… преданность и любовь к своему отечеству и своему народу».  Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а поэтому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отчизне.

Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитания, начиная с самого раннего возраста.

Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: школьникам, особенно начальных классов, доступно чувство любви к родному городу, поселку, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

Базой патриотического воспитания являются нравственное, эстетическое, трудовое и умственное воспитание маленького человека. Начинать работу по патриотическому воспитанию желательно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в школе должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родной школе, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет формироваться более сложное образование – чувство любви к своему отечеству.

Чтобы воспитать ребенка достойным гражданином России, патриотом своего отечества надо в нем формировать:

         чувство привязанности к своему дому, друзьям в школе, своим близким;

         чувство любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре, к традициям наших предков, к уважению и быту своего народа;

         формировать представления о России как о родной стране, о Москве как столице России;

         воспитывать уважение к культурной прошлой России средствами эстетического воспитания;

         воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение символики родного города, края, России.

Очень хорошо, что для реализации гражданско-патриотического воспитания введено в образовательных учреждениях Белгороской области внедряется интегрированный курс «Белгородоведение», где бы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять знания о своей семье, родном поселке, крае, стране. Мы, учителя начальной школы, внедрили курс «Белгородоведние» на уроках окружающего мира, где материал по изучению родного края будет изучаться не только во внеурочное время, но и во время уроков. Основной формой патриотического воспитания является непосредственно образовательная деятельность. Поскольку главная цель этих занятий формирование определенного отношения к общественной жизни, воспитание патриотических чувств, педагогу следует продумывать форму, структуру занятия, средства и методы, позволяющие реализовать поставленные задачи, он должен продумывать использование специальных приемов, повышающих познавательную активность и эмоциональную нагрузку каждого занятия. Тематическое планирование поможет педагогу устанавливать логическую связь между различными рода сведениями. Важно, чтобы дети, воспринимая материал, активно думали. Этому помогает такие методические приемы, как сравнение, вопросы, индивидуальные задания, обращение к опыту детей, предложение задавать вопросы друг другу и учителю, игровые приемы и так далее. [1]

На уроках, экскурсиях "Наш поселок", "Природа нашего края", "Улицы поселка" и "Моя семья" дети знакомятся с памятными местами и с достопримечательностями, с символикой и с известными людьми страны. Проводим наблюдения на разные темы: "Как изменяется природа в разные времена года", "Как меняется наш поселок в культурном развитии", "Богатыри земли русской", "Известные люди поселка, района". Такие мероприятия помогают формировать конкретные представления о предметах быта, их назначении. Важнейшим средством педагогического воздействия при формировании патриотических чувств у школьников является организованное наблюдение окружающей действительности. Они видят, как люди трудятся, как оценивают этот труд окружающие, как они выражают свое уважение к тем, кто хорошо работает. Большое значение для патриотического воспитания детей имеет их активная, разнообразная деятельность, так как быть патриотом – это не только знать и любить свою страну, но и активно действовать на ее благо.

Большое место в организации работы интегрированного курса «Белгородоведение принадлежит игре, так как она также является деятельностью обучающегося начальной школы. Поэтому мы внесли игры по изучению курса и во внеурочную деятельность в разделе «Игровая деятельность». Игры так же, как и уроки, способствуют решению задач патриотического воспитания. Игра, начатая детьми после наблюдения за трудовым процессом, а также под влиянием понравившегося им художественного произведения, может перерасти в длительную игру, в которой ребята применяют свои знания и уже накопленный жизненный опыт. Задача учителя поддержать интерес к игре, дать ей нужное направление. Беседой можно подвести детей к распределению ролей, функций между играющими. В беседе происходит и обмен мнениями о проведенной игре, которую следует продолжить. В процессе беседы отмечаются успехи и достижения детей, обсуждается поведение и поступки того или иного ребенка. Необходимо использовать игры с бытовыми, трудовыми, общественными сюжетами; игры-драматизации по сказкам с использованием различных видов театра: кукольный, пальчиковый, настольный, плоскостной. Очень важно, что в процессе творчества происходит приобщение ребёнка к традициям народной культуры, при этом ребёнок испытывает радость, удовольствие, восхищение. [2]

Одно из главных условий патриотического воспитания – приобщение детей к трудовой деятельности. Труд с общественной мотивацией следует организовывать и в начальной школе и дома систематически, а не от случая к случаю. Обучающиеся начальной школы могут выполнять постоянные трудовые поручения не только по самообслуживанию, но и на общую пользу. Следует воспитывать у детей бережное отношение к школьному имуществу, общественному добру, к природе родного края. [3]

Крылатая фраза «Все начинается с детства» как нельзя больше относится к данному вопросу. Задумываясь об истоках патриотических чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и родные напевы, и одинокая березка в белом сарафане под окном, и встречи с интересными, добрыми людьми. Вспомним слова педагога Сухомлинского: «…от того, что открылось ребенку в окружающем мире в годы детства, что его изумило и восхитило, от этого зависит, каким гражданином будет наш ученик. Поэтому формирование у школьников любви к своей Родине, своему краю заключается, прежде всего, в необходимой логической взаимосвязи разных сторон этого процесса, а также во взаимосвязи различных средств и методов воспитания.

 



Список литературы:

  1. Белгородоведение: Учебник для общеобразовательных учреждений/ Под редакцией В.А. Шаповалова.-Белгород: Изд-во БелГу, 2002.-410с.
  2. География Белгородской области. Методическое пособие для учителей географии.-Белгород: БелРИПКППС, 2005, 84с.
  3. Галимская К.К. География Белгородской области. Учебное пособие для средних школ.- Воронеж:Центрально-Черноземное книжное издательство, 1989,110с.
  4. «Патриотическое воспитание», газета «Начальная школа», № 12, 2007 год


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: