» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Февраль, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №2 (11) 2018

Автор: Матвиишена Анастасия Викторовна, магистрант
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Разработка дистанционного курса для повышения компетентности риэлторов в области икт

Статья просмотрена: 246 раз
Дата публикации: 05.02.2018

УДК 377.44

РАЗРАБОТКА ДИСТАНЦИОННОГО КУРСА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ
КОМПЕТЕНТНОСТИ РИЭЛТОРОВ В ОБЛАСТИ ИКТ

Матвиишена Анастасия Викторовна

магистрант

Северный (Арктический) Федеральный университет им. М.В. Ломоносова, г. Архангельск

 

Аннотация. В данной статье рассмотрены структура профессиональной деятельности риэлтора, используемые в агентстве недвижимости ИКТ, показана важность умения эффективно их применять. В связи с этим выявлена необходимость разработки дистанционного курса для повышения компетентности риэлторов в области ИКТ.

Ключевые слова: риэлтор, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), компетентность в области ИКТ, дистанционное обучение (ДО), Sakai.

 

На сегодняшний день агентства недвижимости – это компании, весьма часто состоящие из нескольких подразделений: отдела продаж первичного жилья; вторичного жилья; коммерческой недвижимости; загородной недвижимости; отдела аренды. Большую часть от общего числа сотрудников составляют риэлторы. В обязанности риэлтора входит поиск клиентов, установление контакта с противоположной заинтересованной стороной, сбор необходимых документов и, как результат его усилий – проведение сделки купли-продажи объекта недвижимости.

К критериям, по которым судят о качестве оказываемых риэлтором услуг, относят: знание рынка недвижимого имущества, умение быстро сориентироваться в стоимости объекта, опыт работы на рынке недвижимости, объем клиентской базы, способность обеспечить юридическую чистоту сделки.

Рынок недвижимости постоянно видоизменяется: «рынок продавца» сменяется «рынком покупателя» и наоборот, каждый из которых требует от риэлторов применения все более совершенных методов работы. Среди них — информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшими современными устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией [3]. Значение ИКТ для риэлторов очень велико, ведь именно благодаря существующим базам данных можно найти и потенциальных клиентов, и сами объекты; более быстро «продвинуть» свой объект; прорекламировать себя, как специалиста. Работу риэлтора с использованием ИКТ можно разделить на следующие пункты:

1 наработка собственной клиентской базы, включающей в себя покупателей/нанимателей/арендаторов и продавцов/наймодателей/арендодателей. В большинстве случаев 80% дохода риэлтора составляют комиссионные, полученные от сделок купли-продажи, поэтому больше усилий риэлтор прилагает на работу с продавцами и покупателями.

1.1 в первую очередь риэлтор определяет для себя, с каким сегментом рынка недвижимого имущества своего города/области он будет работать (а возможно будет охватывать и все сегменты). Рекомендуется глубоко и качественно изучить выбранный сегмент: риэлтор должен изучить покупательский спрос; знать все имеющиеся в продаже объекты недвижимости; произвести анализ этих объектов, а также анализ уже проданных, для того, чтобы легко ориентироваться в ценах. На данном этапе риэлтор использует:

- базу данных агентства недвижимости, которая может быть, как на бумажных носителях, так и в электронном виде.  Многие агентства с целью автоматизации основных бизнес-процессов внедрили CRM-системы, т.к. решаемые с помощью их инструментов задачи охватывают разные аспекты деятельности типового агентства недвижимости. Применение CRM-системы - не только эффективный метод повышения результативности труда сотрудников, но и шаг в сторону развития и внедрения современных ИКТ. Вследствие этого риэлторам необходимо умение использовать в своей работе основные функции СRM-системы;

- МЛС (мультилистинговую систему). МЛС – профессиональная электронная база закрытого доступа, предназначенная только для риэлторов, и включающая в себя выставленные на продажу объекты недвижимости (при этом намерения собственника обязательно подтверждены наличием эксклюзивного договора). Несомненным преимуществом МЛС перед ресурсами свободного доступа является отсутствие объявлений о несуществующих объектах, объявлений с недостоверной информацией, то есть тех, которые могут ввести в заблуждение, и стать причиной непродуктивных действий риэлтора;

- средства массовой информации (СМИ) и сеть Интернет. Для полного охвата всех объектов недвижимости необходимо дополнительно прорабатывать рекламу в СМИ, а также в Интернете, поскольку именно из информации, полученной таким образом, формируются настоящие риэлторские наработки, в дальнейшем перерастающие в сделки.

1.2 обзвон потенциальных клиентов и продвижение своей услуги. Также используя базу данных агентства недвижимости (печатную или электронную (например, CRM-систему), СМИ и сеть Интернет, риэлтор предлагает собственникам услугу по продаже объекта недвижимости или потенциальным покупателям услугу по подбору недвижимости.

2 консультация клиентов по интересующим их вопросам. Для грамотной консультации своих клиентов риэлтору важно обладать актуальной информацией о состоянии рынка недвижимости, процентных ставках различных банков по ипотечному кредитованию, размере налога на имущество физических лиц, размере государственных пошлин за различные операции по купле-продаже недвижимости и т.п. Следовательно, риэлтору требуется иметь навыки работы с такими сайтами и порталами, как, например,  Госуслуги, Росреестр.

Далее рассмотрим пункт, который включает в себя работа с собственником:

3 после того, как риэлтор находит клиента, доверившего ему продажу объекта недвижимости, он лично проводит осмотр данного объекта с целью выявления его плюсов и минусов, делает привлекательные фотографии, а затем приступает к продвижению объекта:  

- подача рекламы в СМИ. В первую очередь следует определить наиболее популярные издания и количество выходов рекламы в неделю. Важным моментом является правильное составление текста объявления. В нем должна обязательно быть «изюминка»: великолепное расположение объекта недвижимости, чудесный авторский ремонт и т.п.;

- реклама на сайте агентства недвижимости и в сети Интернет. Важно помнить, значительное Интернет-присутствие как самого риэлтора, так и продаваемого им объекта, широкий охват целевой аудитории, приводят к увеличению притока клиентов.  Соответственно, для того, чтобы потенциальные покупатели как можно чаще видели рекламу объекта именно от конкретного риэлтора, он должен обладать навыками правильного и быстрого размещения объявлений на корпоративном сайте агентства; в социальных сетях, таких как ВКонтакте, Одноклассники, Instagramm и т.п.; через мобильные приложения (Viber, WhatsApp и т.п.); на торговых платформах, которые популярны именно в том городе/области, где риэлтор реализует продажу своей услуги. К примеру, если агентство недвижимости ориентировано на город Архангельск и Архангельскую область, то высока вероятность продажи объекта через такие сайты, как N1.RU  и Avito. Следовательно, риэлтор должен уметь осуществлять поиск по данным сайтам, выкладывать на них объявления в соответствии с правилами размещения.

Далее рассмотрим пункт, который включает в себя работа с покупателем недвижимости:

3 после того, как риэлтор находит клиента, готового доверить ему поиск подходящего объекта недвижимости, необходимо максимально вывить потребности покупателя, а затем изучить все источники, размещающие рекламу тех объектов, которые могут вызвать интерес покупателя: корпоративный сайт агентства недвижимости; реклама в СМИ; МЛС (мультилистинговая система), используемая в данном городе/области; популярные порталы по недвижимости в сети Интернет; группы по недвижимости в социальных сетях.

4 подготовка и проведение сделки. На данном этапе риэлтор производит сбор всех необходимых документов. Практически каждая сделка купли-продажи имеет свои особенности, в зависимости от ситуации продавца и покупателя. К примеру, если покупатель использует ипотечные денежные средства, то для одобрения объекта банком риэлтор направляет пакет документов на рассмотрение менеджеру. Осуществить это можно через партнерскую систему, например, ПартнерОнлайн от ПАО Сбербанк России (если у покупателя ипотека этого банка).

Руководители агентств недвижимости обеспечивают риэлторов необходимыми первичными материалами и брошюрами, а также риэлторы посещают различные семинары, тренинги, посвященные технологиям риэлторского бизнеса. Рассмотрев содержания учебных программ различных курсов, например, на сайте «Обучение риэлторов» (автор проекта Елена Моштакова - риэлтор-практик с 22-летним стажем, преподаватель, ИП, кандидат экономических наук), можно заметить, что обучению риэлтора в области ИКТ должного внимания не уделяется, а ведь умение владеть ИКТ в наше время является очень важным в работе риэлтора.

Исходя из всего вышесказанного, было принято решение разработать дистанционный курс для профессиональной подготовки риэлторов на удобной в использовании программной платформе с использованием ЦОР.

Дистанционная форма обучения для риэлторов будет наиболее удобной и эффективной. В силу выбранной профессии зачастую у риэлторов отсутствуют время, возможность, а иногда и желание посещать очные или заочные курсы; им будет удобнее выстроить свой учебный график самостоятельно и не зависеть от расписания. Также к преимуществам дистанционного обучения (ДО) относятся преодоление географических барьеров и экономия средств.

ДО представляет собой модель обучения, основанную на образовательном взаимодействии удаленных друг от друга педагогов и учащихся с использованием ИКТ. ДО предусматривает проведение систематических занятий с обучаемым с использованием средств коммуникаций и образовательных ресурсов сети Интернет (веб-квесты, телеконференции, виртуальные дискуссии, ситуационный анализ, проекты и т.д.). В условиях быстро развивающихся технических решений для проведения ДО преподавателя получает возможность автоматизировать деятельность обучаемого, используя новые технологии представления информации (инфографика, скрайбинг, интеллект-карты, скетч) [4].

Анализ литературы, посвященной вопросам разработки электронных дистанционных курсов, показал, что в ней не уделено внимания подготовке специалистов в сфере недвижимости, а именно формированию их компетентности в области ИКТ.

Научными основами при разработке электронного дистанционного курса будут служить работы таких ученых, как Роберт И.В., Панюкова С.В., Ширшов Е.В. и др.

Монография Роберт И.В. «Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты)» посвящена исследованию возможностей современных информационных технологий, представлен анализ педагогической целесообразности использования программных средств и систем [8].

В работе Панюковой С.В. «Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании» основное внимание уделено наиболее важным теоретическим и практическим аспектам оптимального использования современных средств информационных и коммуникационных технологий в общеобразовательных учреждениях [6].

В книге «Педагогические условия проектирования электронных учебно-методических комплексов» Ширшова Е.В. раскрываются условия проектирования электронных учебно-методических комплексов [7].

В монографии Трайнева В.А. «Электронно-образовательные ресурсы в развитии информационного общества (обобщение и практика)» проанализирована важная роль электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в развивающемся информационном обществе России. Перечислены условия, при которых этот процесс можно было бы значительно ускорить. Одна из таких определяющих предпосылок — всемирное развитие и широкое внедрение в образовательную сферу страны ЭОР [9].

Книга Журавлевой О. Б., Крук Б. И.  «Основы педагогического дизайна дистанционных курсов» представляет собой практическое руководство по разработке электронных учебных материалов для дистанционного обучения, которое осуществляется с использованием Web–технологий сети Интернет. Читатель узнает о целях, принципах и стратегии педагогического дизайна электронной образовательной среды дистанционного обучения. Важное место отведено практическим вопросам педагогического дизайна элементов электронной образовательной среды: мультимедийных учебных материалов, вебинаров, дискуссионных форумов [2].

В научной статье Чирковой Л.Н., Богданова А.А. «Формирование и развитие профессиональных компетентностей личности в системе непрерывного ИТ-образования (на примере содержания образования по фрактальной геометрии)» обсуждается модель непрерывного формирования ИКТ-компетентности личности, обеспечивающая поэтапный переход от пропедевтики до профессионализма на примере содержания образования по фрактальной геометрии [10].

В научной статье Аниськина В.Н., Ярыгина А.Н. «Информационно-технологическая компетентность личности как цель и ценность современного высшего профессионального образования» рассматриваются проблемы и пути формирования и развития информационно-технологической компетентности специалистов, как необходимого компонента их общей профессиональной компетентности, являющейся ценностным ориентиром современного высшего профессионального образования [1].

Использование специальных инструментальных средств и оболочек для разработки курсов дистанционного обучения имеет следующие преимущества: существенно снижается время на разработку курсов; снижаются общие затраты организации на разработку и использование курсов ДО; обеспечивается современный уровень функциональных и коммуникационных возможностей и пользовательского графического интерфейса курсов; исключаются многие ошибки начинающих разработчиков курсов ДО.

Обзор специальных инструментальных средств и оболочек для создания курсов ДО показал наиболее оптимальные варианты: программная обучающая среда Learning Space 5.0 (Lotus/IBM); ОРОКС организации-разработчика - МОЦНИТ МИЭТ; платформа Sakai - «система поддержки обучения».

Для разработки электронного дистанционного курса для формирования и развития компетентности риэлторов в области ИКТ была выбрана платформа Sakai. В первую очередь она русифицирована, бесплатна и имеет богатый набор модулей, который позволит сделать курс содержательным и практичным в использовании.

Sakai поддерживает пользовательские учетные записи с разграничением прав доступа. Создатель курса (который имеет над ним полную власть) для каждого пользователя определяет статус: «преподаватель» (полный контроль), «помощник преподавателя» (частичный контроль) или «студент» (только просмотр и обмен файлами). Для каждого пользователя создается отдельная учетная запись со своим рабочим пространством, в которое входят анкета пользователя, список его курсов, раздел персональных настроек и другие страницы.

Благодаря особому типу развития системы (Community developed software) Sakai содержит большое количество различных функциональных инструментов.

Возможность загружать, редактировать и предоставлять пользователям учебные материалы в Sakai реализована несколькими путями. Самый простой путь – загрузить уже готовый учебный материал (поддерживаются не только текстовые форматы, но и любой мультимедийный контент) в раздел «Ресурсы» курса или пользовательского профиля. Создать простой учебный текст можно и прямо внутри системы — в Sakai встроен WYSIWYG-редактор. Для более сложных задач существует ряд так называемых Authoring Tools – инструментов, автоматизирующих создание учебных программ со сложной структурой и разнообразным содержанием. Поскольку Sakai поддерживает спецификацию SCORM, созданные однажды курсы могут быть затем использованы повторно целиком или частично в рамках других курсов. По этой же причине довольно легко перенести курсы с любой другой учебной платформы.

Важнейшим функционалом Sakai является автоматизация тестирования, выдачи и сбора готовых заданий. Синхронизированные с календарем инструменты внутри Sakai позволяют выдавать задания и принимать работы в определенные временные интервалы. То же относится и к тестовому инструменту. Предлагаются различные виды тестирований, которые можно создать, используя встроенный Аuthoring tool, импортировать, конвертировать из текстового документа.

Помимо всего прочего, система ДО – это канал связи с пользователями. В Sakai можно связываться с участниками с помощью инструмента «Объявления», или делая нужную пометку в календаре. Не менее важно, что Sakai позволяет осуществлять централизованную e-mail рассылку, которая может быть адресована одному, группе или всем пользователям. Кроме того, с помощью сообщений через электронную почту преподаватель (а в некоторых случаях и студент) может информировать слушателей о своих действиях на сайте курса [5].

При разработке курса необходимо будет учесть специфику работы риэлторов города Архангельска и Архангельской области, просмотреть ИТ-технологии, доступные и используемые в агентствах недвижимости здесь. Курс будет включать в себя модули с лекционными материалами, обучающими видеоматериалами и практическими заданиями по темам. В конце курса участник должен будет пройти тестирование по изученным темам.

В требованиях к соискателю на должность риэлтора указывают «знание ПК на уровне пользователя», но при приеме на работу оказывается, что базовых знаний не всегда хватает, для того, чтобы качественно выполнять свою работу. Прохождение дистанционного курса сможет повысить компетентность риэлтора в области ИКТ, что сделает его более профессиональным и конкурентоспособным специалистом на рынке недвижимого имущества. Владея средствами ИКТ риэлтор сумеет увеличить свое присутствие в сети Интернет (например, сделать свой сайт, рекламировать себя в социальных сетях, вести свой блог) так, чтобы клиенты могли его найти и выделить среди множества конкурентов

Риэлтор не должен знать все, что касается вопросов недвижимости, но он обязан владеть достоверной и актуальной информацией, уметь быстро находить ответы, на поставленные перед ним вопросы, делать верные выводы и принимать правильные решения. Поэтому обучение риэлторов, с целью формирования их компетентности в области ИКТ, необходимо риэлторскому сообществу.

 



Список литературы:

  1. Аниськин В.Н., Ярыгин А.Н. Информационно-технологическая компетентность личности как цель и ценность современного высшего профессионального образования. – Журнал Вектор науки Тольяттинского государственного университета, выпуск 1 (23), 2013
  2. Журавлева, О.Б. Основы педагогического дизайна дистанционных курсов / Б.И. Крук, О.Б. Журавлева .— М. : Горячая линия – Телеком, 2013 .— 169 с.
  3. Информационные технологии в педагогическом образовании: Учебник / Г. М. Киселев, Р. В. Бочкова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. — 304 с.
  4. Информационные технологии: учеб. пособие / Под ред. проф. Л.Г. Гагариной. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2007. – 256с.
  5. Использование системы поддержки обучения Sakai при разработке образовательной среды учебного заведения / А.Ф. Касторнов/ Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе» (Россия, г. Москва, МПГУ,16 — 17 февраля 2016г.)
  6. Панюкова С.В. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании Учеб. пособие для студ. вузов. М.: Изд. центр «Академия», 2010.- 224 с.
  7. Педагогические условия проектирования электронных учебно-методических комплексов: монография / Е. В. Ширшов, О. В. Чурбанова. Федер. агентство по образованию, Арханг. гос. техн. ун-т. - Архангельск: Арханг. гос. техн. ун-т, 2005. - 307 с.
  8. Роберт, И. В. Теория и методика информатизации образования: психолого-педагогический и технологический аспекты[монография] эл. изд. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. — 400 с.
  9. Трайнев, В. А. Электронно-образовательные ресурсы в развитии информационного общества (обобщение и практика) [Электронный ресурс]: Монография / В. А. Трайнев. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. — 256 с.
  10. Чиркова Л.Н., Богданов А.А. Формирование и развитие профессиональных компетентностей личности в системе непрерывного ИТ-образования (на примере содержания образования по фрактальной геометрии). — Современные информационные технологии и ИТ-образование: сборник избранных трудов IX Международной научно-практической конференции / под ред. проф. В. А. Сухомлина. — М.: ИНТУИТ.РУ, 2014. — С. 715–726.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: