» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Февраль, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №2 (11) 2018
Автор: Долганова Евгения Владимировна, студентка-магистр
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Правовые основы системы экологического менеджмента
Дата публикации: 08.02.2018
УДК 4414
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Долганова Евгения
Владимировна
студентка
2 курса магистратуры
Башкирский
государственный университет, г. Уфа
Аннотация.
Данная
статья посвящена современной системе экологического управления, а также
применению экологических методов и инструментов при переходе к концепции
устойчивого развития. Рассмотрена правовая основа развития данной концепции и
ее инструментов, таких как экологическое нормирование и стандартизация.
Затронута проблема современного природоохранного законодательства.
Ключевые
слова: экология, экологическое управление, экологический
менеджмент, концепция устойчивого развития, экологическое нормирование,
экологическая стандартизация.
Настоящее время характеризуется
глобальным потреблением продукции различного рода, находящейся на мировом
рынке, которая связана с увеличением промышленного производства, а именно
техногенной нагрузкой. При этом, эффективность используемых экологических
механизмов находится на очень низком уровне, что приводит к развитию
экологического кризиса XXI века.
Одним из экологических
механизмов, появившихся сравнительно недавно, является экологический
менеджмент, т.е. система экологического управления, которая постепенно приведет
к отказу от традиционных административно-командных методов и переходу к
современным рыночным механизмам экологического регулирования.
Многие современные ученые
пытались усовершенствовать систему управления природоохранной деятельностью и
юридически обосновать ее, но в настоящее время накопленный научный опыт еще не
выработал точный и обоснованный механизм внедрения принципов устойчивого
развития в систему реально существующих промышленных предприятий. Именно
поэтому внедрение экологического управления (менеджмента), а также его правовое
обоснование в условиях повышенной техногенной нагрузки является актуальной
проблемой.
Одной из основных концепций, которая дала
развитие экологической составляющей политики Российской Федерации, с недавних
пор, стала «Концепция устойчивого развития». Данное понятие появилось после принятия
программных документов на Конференции ООН по окружающей среде и развитию
(Риоде-Жанейро,1992 г.), на основе которого был издан Указ Президента РФ от 1
апреля
Как считают авторы учебного
пособия для студентов «Экологический менеджмент и аудит» М. Н. Струкова и
Л. В. Струкова: «Устойчивое развитие -
это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не
ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные
потребности»[3, с.7].
Из данного определения вытекают
два основных принципа, на которых базируется концепция устойчивого развития:
1) рассмотрение
потребностей беднейших слоев населения в качестве приоритетных;
2) соотношение
новых технологий с потенциалом самовосстановления окружающей среды.
Основным инструментом перехода
существующей системы экологической безопасности на инновационный путь развития
является введение в Российской Федерации экологического менеджмента, т.е.
Международных стандартов в области охраны окружающей среды.
Экологический менеджмент, это, своего
рода, система управления предприятием, основным направлением которой является
формирование экологической службы. Основная задача такой службы -
систематически контролировать и минимизировать уровень негативного (вредного)
воздействия на окружающую среду в результате хозяйственной и иной деятельности.
Именно в этом состоит сущность системы экологического менеджмента (СЭМ).
По определению, объектом
изучения СЭМ являются эколого-экономические отношения, складывающиеся по поводу
экологизации между:
1) человек-окружающая среда;
2) хозяйственная (или иная)
деятельность – окружающая среда.
Автор учебного пособия «Экологический
менеджмент» Н.А. Самойлова выделяет два типа менеджмента в области охраны
окружающей среды: экологизированный менеджмент и экологический менеджмент [5,
с.20].
Все типы менеджмента,
существующие в данный момент, имеют общие принципы:
1) формирование
экологического сознания и дальнейшее мотивирование в области охраны окружающей
среды;
2) ответственность за экологические правонарушения
(проступки и преступления);
3) предупреждение
возникновения негативного воздействия на окружающую среду и своевременное
реагирование на развитие неблагоприятных экологических условий;
4) решение
экологических проблем по принципу «от простого к сложному».
Основными средствами
регулирования отношений в сфере природопользования и охраны окружающей среды
выступают стандарты, нормирование и нормативные документы, которые
разрабатываются, утверждаются и вводятся в действие в порядке, установленном
Правительством РФ.
Основные требования к разработке нормативов в области охраны
окружающей среды содержатся в ст. 20 Федерального закона от 10.01.2002 №
7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Так же данный закон определяет следующие
нормативы:
1) качества
окружающей среды (ст.21);
2) допустимого
воздействия на окружающую среду (ст.22);
3) допустимых выбросов и сбросов веществ и
микроорганизмов (ст. 23);
4) образования
отходов производства и потребления и лимиты на их размещение (ст. 24);
5) допустимых физических воздействий на окружающую среду
(ст. 25);
6) допустимого
изъятия компонентов природной среды (ст. 26);
7) допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду
(ст. 27);
8) иные
нормативы в области охраны окружающей среды (ст. 28) [1].
В Российском природоресурсном
законодательстве выделяются специальные требования к экологическому
нормированию, а именно к использованию отдельных природных объектов (земли,
вод, полезных ископаемых и др.).
К таким нормативно-правовым
документам относятся: Земельный кодекс РФ (ст. 13) [2] и Федеральный закон «О
животном мире» (ст. 17) [3] и др.
В результате
научно-технического развития разрабатываются государственные стандарты и иные
нормативные документы в области охраны окружающей среды, то есть экологические
стандарты. Утверждаются данные стандарты уполномоченными экологического контроля и управления, санитарно-эпидемиологической
службой, а также Госкомитетом РФ по стандартизации и метрологии
(Госстандартом). После этого утверждения природоохранные стандарты и нормативы
приобретают обязательную юридическую силу.
Основными областями применения
экологических стандартов и нормативов являются экологический контроль,
прогнозирование, программирование и планирование экологических и
природно-ресурсных мероприятий, экологическая экспертиза, аудит и др. [4, с. 103]
Наряду с российскими
стандартами в области охраны окружающей среды, применяются международные – из серии ISO 14000. Данная серия стандартов стала
результатом Уругвайского раунда переговоров по Всемирному торговому соглашению
и встречи на высшем уровне по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в
1992 году [5, с. 57].
В России спустя несколько лет
на фоне мировых тенденций роста цен на потребление природных ресурсов были
приняты и введены в действие постановлением Госстандарта России от 21.10.1998
года № 378 ряд следующих стандартов:
- ГОСТ Р ИСО 14001–98 «Системы
управления окружающей средой. Требования и руководство по применению» (в
настоящее время заменен на стандарт ГОСТ Р ИСО 14001–2007);
- ГОСТ Р ИСО 14004–98 «Системы
управления окружающей средой. Общие руководящие указания по принципам, системам
и средствам обеспечения функционирования» (в настоящее время заменен на
стандарт ГОСТ Р ИСО 14004–2007).
- ГОСТ Р ИСО 14040–99 «Управление
окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Принципы и структура»
(постановление Госстандарта России от 22 февраля
- ГОСТ Р ИСО 14050–99 «Управление
окружающей средой. Словарь» (постановление Госстандарта России от 22 февраля
- ГОСТ Р ИСО 14020–99 «Экологические
этикетки и декларации. Основные принципы» (постановление Госстандарта России от
27 декабря
В настоящее время накоплен
богатый опыт внедрения и применения систем экологического менеджмента, но при
этом сложившаяся экологическая ситуация до сих пор не имеет своего
окончательного решения, а напротив-усугубляется. Главной причиной является
низкий уровень экологического сознания и образования, а также несоответствие
экономических интересов граждан и государства в целом. Это проявляется в
пренебрежительном отношении крупных промышленных предприятий к действующему
экологическому законодательству и приводит к росту экологических правонарушений
и преступлений.
Федеральный закон от 10.01.2002
№ 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» достаточно четко указывает на виды
ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды
(ст.75) [1]. Помимо этого, ответственность за экологические правонарушения
содержится в гл. 8 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ [6].
При сравнении природоохранного
законодательства РФ и законодательства ряда экономически развитых стран видна
существенная разница. Например, сумма штрафов для средних и крупных предприятий
ничтожна мала, результатом чего становится неоднократные нарушения без ущерба
для бюджета данных предприятий. В Великобритании административная
ответственность, применяемая в форме штрафа, рассматривается как разновидность
гражданско-правовой ответственности, поскольку штраф взыскивается в судебном
порядке. Так, по законам Великобритании о чистоте воздуха (1956 и 1968 гг.)
размер штрафа составляет до 100 ф. ст., по Закону о контроле за загрязнением –
до 400 ф. ст. [7, с. 309].
Таким образом, проблемы
регулирования и управления в области охраны окружающей среды в Российской
Федерации напрямую связаны с низкой экологической культурой и сознанием, из
чего вытекает неприятие и непонимание промышленных секторов государства развития
экологической политики. Также существенную роль играет несовершенство
законодательной базы, которая затрудняет внедрение экологических методов и
инструментов, таких как экологический менеджмент, что ведет к медленному переходу
современной экономики к концепции устойчивого развития.
Список литературы:
- Об охране окружающей среды: [федер. закон: принят Гос. Думой 10 января 2002 г.] // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс»;
- Земельный кодекс Российской Федерации: [федер. закон: принят Гос. Думой 25 октября 2001 г.] // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс»;
- О животном мире: [федер. закон: принят Гос. Думой 24 апреля 1995 г.] // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс»;
- Экологический менеджмент и аудит: [учеб. пособие] / М. Н. Струкова, Л. В. Струкова; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. - 80 с.;
- Л.А. Черновский, О.М. Бонина, Е.А. Удальцов. Экология. Основы общей экологии и защита биосферы.: Учебное пособие /СибГУТИ. - Новосибирск, 2008 г.- 180 с.;
- Экологический менеджмент: учебное пособие / Н.А. Самойлова; Кемеровский технологический институт пищевой промышленности. – Кемерово, 2014. – 184 с;
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: [федер. закон: принят Гос. Думой 30 декабря 2001 г.] // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс»;
- Синченко К.О. «Правовые основы экономического менеджмента»// Сборник научных трудов конференции. Национальный исследовательский Томский политехнический университет, 2013. С. 307-309.
Комментарии: