» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Февраль, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №2 (11) 2018

Автор: Долганова Евгения Владимировна, студентка-магистр
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Правовые основы системы экологического менеджмента

Статья просмотрена: 500 раз
Дата публикации: 08.02.2018

УДК  4414

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Долганова Евгения Владимировна

студентка 2 курса магистратуры

Башкирский государственный университет, г. Уфа

 

Аннотация. Данная статья посвящена современной системе экологического управления, а также применению экологических методов и инструментов при переходе к концепции устойчивого развития. Рассмотрена правовая основа развития данной концепции и ее инструментов, таких как экологическое нормирование и стандартизация. Затронута проблема современного природоохранного законодательства.

Ключевые слова: экология, экологическое управление, экологический менеджмент, концепция устойчивого развития, экологическое нормирование, экологическая стандартизация.

 

Настоящее время характеризуется глобальным потреблением продукции различного рода, находящейся на мировом рынке, которая связана с увеличением промышленного производства, а именно техногенной нагрузкой. При этом, эффективность используемых экологических механизмов находится на очень низком уровне, что приводит к развитию экологического кризиса XXI века.

Одним из экологических механизмов, появившихся сравнительно недавно, является экологический менеджмент, т.е. система экологического управления, которая постепенно приведет к отказу от традиционных административно-командных методов и переходу к современным рыночным механизмам экологического регулирования.

Многие современные ученые пытались усовершенствовать систему управления природоохранной деятельностью и юридически обосновать ее, но в настоящее время накопленный научный опыт еще не выработал точный и обоснованный механизм внедрения принципов устойчивого развития в систему реально существующих промышленных предприятий. Именно поэтому внедрение экологического управления (менеджмента), а также его правовое обоснование в условиях повышенной техногенной нагрузки является актуальной проблемой.

Одной из основных концепций, которая дала развитие экологической составляющей политики Российской Федерации, с недавних пор, стала «Концепция устойчивого развития». Данное понятие появилось после принятия программных документов на Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Риоде-Жанейро,1992 г.), на основе которого был издан Указ Президента РФ от 1 апреля 1996 г. № 440 «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию».

Как считают авторы учебного пособия для студентов «Экологический менеджмент и аудит» М. Н. Струкова и Л. В. Струкова: «Устойчивое развитие - это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности»[3, с.7].

Из данного определения вытекают два основных принципа, на которых базируется концепция устойчивого развития:

1)         рассмотрение потребностей беднейших слоев населения в качестве приоритетных;

2)         соотношение новых технологий с потенциалом самовосстановления окружающей среды.

Основным инструментом перехода существующей системы экологической безопасности на инновационный путь развития является введение в Российской Федерации экологического менеджмента, т.е. Международных стандартов в области охраны окружающей среды.

Экологический менеджмент, это, своего рода, система управления предприятием, основным направлением которой является формирование экологической службы. Основная задача такой службы - систематически контролировать и минимизировать уровень негативного (вредного) воздействия на окружающую среду в результате хозяйственной и иной деятельности. Именно в этом состоит сущность системы экологического менеджмента (СЭМ).

По определению, объектом изучения СЭМ являются эколого-экономические отношения, складывающиеся по поводу экологизации между:

1) человек-окружающая среда;

2) хозяйственная (или иная) деятельность – окружающая среда.

Автор учебного пособия «Экологический менеджмент» Н.А. Самойлова выделяет два типа менеджмента в области охраны окружающей среды: экологизированный менеджмент и экологический менеджмент [5, с.20].

Все типы менеджмента, существующие в данный момент, имеют общие принципы:

1)         формирование экологического сознания и дальнейшее мотивирование в области охраны окружающей среды;

2) ответственность за экологические правонарушения (проступки и преступления);

3)         предупреждение возникновения негативного воздействия на окружающую среду и своевременное реагирование на развитие неблагоприятных экологических условий;

4)         решение экологических проблем по принципу «от простого к сложному».

Основными средствами регулирования отношений в сфере природопользования и охраны окружающей среды выступают стандарты, нормирование и нормативные документы, которые разрабатываются, утверждаются и вводятся в действие в порядке, установленном Правительством РФ.

Основные требования  к разработке нормативов в области охраны окружающей среды содержатся в ст. 20 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Так же данный закон определяет следующие нормативы:

1)         качества окружающей среды (ст.21);

2)         допустимого воздействия на окружающую среду (ст.22);

3)         допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов (ст. 23);

4)         образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение (ст. 24);

5)         допустимых физических воздействий на окружающую среду (ст. 25);

6)         допустимого изъятия компонентов природной среды (ст. 26);

7)         допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду (ст. 27);

8)         иные нормативы в области охраны окружающей среды (ст. 28) [1].

 В Российском природоресурсном законодательстве выделяются специальные требования к экологическому нормированию, а именно к использованию отдельных природных объектов (земли, вод, полезных ископаемых и др.).

К таким нормативно-правовым документам относятся: Земельный кодекс РФ (ст. 13) [2] и Федеральный закон «О животном мире» (ст. 17) [3] и др.

В результате научно-технического развития разрабатываются государственные стандарты и иные нормативные документы в области охраны окружающей среды, то есть экологические стандарты. Утверждаются данные стандарты уполномоченными экологического контроля и управления, санитарно-эпидемиологической службой, а также Госкомитетом РФ по стандартизации и метрологии (Госстандартом). После этого утверждения природоохранные стандарты и нормативы приобретают обязательную юридическую силу.

Основными областями применения экологических стандартов и нормативов являются экологический контроль, прогнозирование, программирование и планирование экологических и природно-ресурсных мероприятий, экологическая экспертиза, аудит и др. [4, с. 103]

Наряду с российскими стандартами в области охраны окружающей среды, применяются  международные – из серии ISO 14000. Данная серия стандартов стала результатом Уругвайского раунда переговоров по Всемирному торговому соглашению и встречи на высшем уровне по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 году [5, с. 57].

В России спустя несколько лет на фоне мировых тенденций роста цен на потребление природных ресурсов были приняты и введены в действие постановлением Госстандарта России от 21.10.1998 года № 378 ряд следующих стандартов:

- ГОСТ Р ИСО 14001–98 «Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению» (в настоящее время заменен на стандарт ГОСТ Р ИСО 14001–2007);

- ГОСТ Р ИСО 14004–98 «Системы управления окружающей средой. Общие руководящие указания по принципам, системам и средствам обеспечения функционирования» (в настоящее время заменен на стандарт ГОСТ Р ИСО 14004–2007).

- ГОСТ Р ИСО 14040–99 «Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Принципы и структура» (постановление Госстандарта России от 22 февраля 1999 г. № 45); Применение настоящего ГОСТа прекращено с 01.06.2010 г. В данный момент действует ГОСТ Р ИСО 14040-2010.

- ГОСТ Р ИСО 14050–99 «Управление окружающей средой. Словарь» (постановление Госстандарта России от 22 февраля 1999 г. № 45). Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 г. № 1273-ст настоящий ГОСТ признан утратившим силу с 01.11.2010 г. Сейчас введен и действует ГОСТ Р ИСО 14050-2009.

- ГОСТ Р ИСО 14020–99 «Экологические этикетки и декларации. Основные принципы» (постановление Госстандарта России от 27 декабря 1999 г. № 716-ст). Приказом Росстандарта от 28.09.2011 № 361-ст настоящий ГОСТ отменен с 01.07.12 г. Сейчас введен и действует ГОСТ Р ИСО 14020-2011 и др.

В настоящее время накоплен богатый опыт внедрения и применения систем экологического менеджмента, но при этом сложившаяся экологическая ситуация до сих пор не имеет своего окончательного решения, а напротив-усугубляется. Главной причиной является низкий уровень экологического сознания и образования, а также несоответствие экономических интересов граждан и государства в целом. Это проявляется в пренебрежительном отношении крупных промышленных предприятий к действующему экологическому законодательству и приводит к росту экологических правонарушений и преступлений.

Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» достаточно четко указывает на виды ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды (ст.75) [1]. Помимо этого, ответственность за экологические правонарушения содержится в гл. 8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ [6].

При сравнении природоохранного законодательства РФ и законодательства ряда экономически развитых стран видна существенная разница. Например, сумма штрафов для средних и крупных предприятий ничтожна мала, результатом чего становится неоднократные нарушения без ущерба для бюджета данных предприятий. В Великобритании административная ответственность, применяемая в форме штрафа, рассматривается как разновидность гражданско-правовой ответственности, поскольку штраф взыскивается в судебном порядке. Так, по законам Великобритании о чистоте воздуха (1956 и 1968 гг.) размер штрафа составляет до 100 ф. ст., по Закону о контроле за загрязнением – до 400 ф. ст. [7, с. 309].

Таким образом, проблемы регулирования и управления в области охраны окружающей среды в Российской Федерации напрямую связаны с низкой экологической культурой и сознанием, из чего вытекает неприятие и непонимание промышленных секторов государства развития экологической политики. Также существенную роль играет несовершенство законодательной базы, которая затрудняет внедрение экологических методов и инструментов, таких как экологический менеджмент, что ведет к медленному переходу современной экономики к концепции устойчивого развития.

 



Список литературы:

  1. Об охране окружающей среды: [федер. закон: принят Гос. Думой 10 января 2002 г.] // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс»;
  2. Земельный кодекс Российской Федерации: [федер. закон: принят Гос. Думой 25 октября 2001 г.] // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс»;
  3. О животном мире: [федер. закон: принят Гос. Думой 24 апреля 1995 г.] // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс»;
  4. Экологический менеджмент и аудит: [учеб. пособие] / М. Н. Струкова, Л. В. Струкова; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. - 80 с.;
  5. Л.А. Черновский, О.М. Бонина, Е.А. Удальцов. Экология. Основы общей экологии и защита биосферы.: Учебное пособие /СибГУТИ. - Новосибирск, 2008 г.- 180 с.;
  6. Экологический менеджмент: учебное пособие / Н.А. Самойлова; Кемеровский технологический институт пищевой промышленности. – Кемерово, 2014. – 184 с;
  7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: [федер. закон: принят Гос. Думой 30 декабря 2001 г.] // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс»;
  8. Синченко К.О. «Правовые основы экономического менеджмента»// Сборник научных трудов конференции. Национальный исследовательский Томский политехнический университет, 2013. С. 307-309.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: