» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Февраль, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №2 (11) 2018
Автор: Цыганков Виталий Валерьевич, воспитатель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Школа нового времени. Какой ей быть?
Дата публикации: 11.02.2018
УДК 371
ШКОЛА
НОВОГО ВРЕМЕНИ. КАКОЙ ЕЙ БЫТЬ?
Цыганков
Виталий Валерьевич
воспитатель учебного курса
Оренбургское президентское кадетское
училище, г. Оренбург
Аннотация. В
статье представлены основные направления
работы педагогов по созданию новой модели учреждения, ориентированной на новое
содержание образования и новые технологии обучения; модели школы будущего,
школы нового времени.
Ключевые слова: содержание образования,
инновации, педагогическая поддержка, направления педагогической деятельности,
модель учреждения.
Сегодня весь современный мир
волнует вопрос: «Какой должна быть школа нового времени?».
По мысли
педагогов-исследователей, школа должна соответствовать запросам времени. Как и у всех учебных учреждений, ее
главными задачами на сегодня
остаются: максимальное развитие каждого ребёнка, сохранение его неповторимости,
раскрытие его талантов и создание условий для нормального духовного, умственного,
физического совершенства; формирование человека и гражданина, включенного в
современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
воспитание трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, бережного
отношения к окружающей природе, нравственного поведения в семье и обществе.
Одним словом, воспитание «Благородного
человека». Особая роль в данном процессе отводится образовательным учреждениям
инновационного типа: школы полного дня, авторские
школы развивающего обучения, профильные классы с ценностно-ориентированным
подходом к личности. Отличительной
особенностью этих учебных заведений является формирование особой воспитательной
среды; учет воспитательном процессе; реализация в единстве основных и
дополнительных образовательных программ.
В Оренбургском Президентском кадетском
училище ведется работа по созданию новой модели учреждения личностных особенностей
воспитанников в учебно-ориентированной на новое содержание образования, новые
технологии обучения. Создаются условия для раскрытия и развития индивидуальных
особенностей каждого воспитанника.
Отвечая
требованиям современного общества, училище нацелено на формирование мобильной и конкурентоспособной
личности, умеющей ориентироваться в огромном потоке информации, владеющей
навыками самообразования и исследовательской деятельности.
Являясь
инновационной школой, основанной на
стратегии создания свободной среды, училище проектирует саморазвитие личности
конкретного воспитанника в индивидуальной модели. Выстраивание индивидуальной
траектории каждого воспитанника осуществляется
через:
-формы
обучения (модульное построение учебного плана и интеграция предметов для
целостного мировосприятия, вариативность программ в дополнительном образовании,
проектно-исследовательская деятельность для самообразования);
-средства
обучения (современные ИКТ, мобильная связь для возможности проводить видеоуроки, видеоконсультации).
Создание
особой учебно-воспитательной среды
позволяет вести учет личностных
особенностей воспитанника, что
способствует формированию инновационного
мышления.
В
реализации единства основных и дополнительных образовательных программ заложен
приоритет развития личности, что предполагает: учет познавательных интересов и
индивидуальных особенностей воспитанника в обучении; педагогическую поддержку в
учебной деятельности; предоставление права выбора воспитанником видов и форм
деятельности в системе дополнительного образования и обусловленность
высокопрофессиональным уровнем преподавателей, воспитателей и руководителей,
работающих в единстве по реализации модели воспитанника.
Создаваемая модель выпускника Оренбургского президентского
кадетского училища, педагогический коллектив основывается на такие ценностные
ориентиры: конкурентоспособность, физическое и душевное здоровье, мобильность,
компетентность в современных информационных технологиях, коммуникабельность,
духовно-нравственная культура, направленность на самосовершенствование и
самореализацию, на способность мыслить на
языке основных проблем современного общества на
основе гуманистического подхода.
Разрабатывая образовательные программы,
преподаватели нацеливают воспитанников на осознание и принятие ценности здорового
образа жизни и регулировании своего поведения; готовность к активному
взаимодействию с окружающим миром;
приобретение желания и умения учиться, готовность к образованию в
старшем звене школы и самообразованию; развитие самостоятельности, инициативы,
навыков сотрудничества в разных видах деятельности.
Сам образовательный процесс представлен как
система, состоящая из трех компонентов – содержание обучения, дополнительное
образование, внеклассная и воспитательная работа, связующей идеей которой является идея приобретения воспитанниками
способов деятельности, опыта творчества и эмоционально ценностного отношения
действительности, к самому себе.
Целостная по характеру
образовательная программа становится индивидуальной для каждого
воспитанника школы, поскольку она
создает условия для решения личностью задач самопознания, самоопределения,
самореализации и саморегуляции в той
последовательности и такой интеграции, какие необходимы именно этому
воспитаннику. Результаты освоения разработанной образовательной программы
состоят из двух частей: выполнение воспитанниками требований федерального
образовательного стандарта и приобретение ими творческой деятельности и
эмоционально-творческих отношений.
Уделяя немало важную роль «целостности ребенка, мы выделяем следующие аспекты существования целостного “Я” человека:
·
знания, обязательные для усвоения;
·
мои физические возможности;
·
мои личные интересы;
·
мои способности;
·
мои ценности, моя картина мира;
·
моя деятельность;
·
мой внутренний мир.
Достижение целостности – это создание в рамках образовательной среды условий, позволяющих воспитаннику реализовать и развивать разнообразные стороны своего “Я”, чему и подчинены все аспекты предметов, технологии и методы обучения, стиль общения, система дополнительного образования, воспитательная и психологическая работа, оформление личностного пространства, что положительно способствует реализации принципа активности воспитанника в образовательном процессе.
Обеспечение целостности существования воспитанника в училище и поддержка его активности требуют специальной – целенаправленной и продуманной деятельности педагогов и воспитателей. Опираясь на принципы гуманно-личностной педагогики, воспитанники получают возможность постоянно обогащаться в профессиональном общении со своими «наставниками», где основной формой общения становится диалог, позволяющий «вариативное постижение мира и людей».
На наш взгляд, особая роль в данном образовательном учреждении отведена педагогам-воспитателям.
По
мысли ученых, «воспитатель должен
выбирать себе большие цели, несоразмерные с его усилиями, и это потому,
что только так сможет он возвысить своих воспитанников
и возвыситься сам. Цели, которые превыше его самого сделают его
оптимистом, идущим, романтиком, и он сможет
тогда сотворить невозможное…».
Деятельность
педагогов-воспитателей в нашем учреждении во многом обусловлена индивидуальными
и групповыми особенностями воспитанников
класса, где необходимо увидеть и
понять специфические черты классного сообщества, определить уровень развития
каждого воспитанника и основные направления:
- построение
системы воспитания, основанной на традициях кадетского воспитания, на традициях
равных взаимоотношений младших и старших; уважения и подчинения с соблюдением
кадетских ритуалов, полным выполнением всех основных требований правил
внутреннего распорядка с учетом возрастных особенностей и психологии
воспитанников;
- привитие с
первых дней пребывания воспитанников чувства ответственности за свои поступки,
ответственности за товарищей при развитии чувства собственного достоинства –
формирование организованных, дисциплинированных граждан России;
- культивирование
в воспитанниках-кадетах понятия чести, справедливости, благородства, верности
долгу и ответственности за порученное дело, за свою судьбу, служению Отечеству.
В настоящий момент вся сложившаяся система
способствует проявлению у воспитанника большого
интереса к учебной, досуговой, спортивной, трудовой деятельности; планированию
своей работы, выделению главного, обобщению и выводам, осуществлению самоконтроля.
Воспитанникам присуще стремление и способность
преодолевать трудности в учебе, личном поведении, собранность и
организованность. Все увлечены каким-либо учебным предметом, кружком, секцией,
коллективным творческим делом; добровольно включаются в общественные дела.
Умелое внедрение новейших
научных достижений, новаторских принципов педагогической мысли и владение
традиционной педагогикой дает свои положительные результаты.
Так, например, к 280-летию
кадетского образования в России в училище был
проведен целый ряд мероприятий: открытие музея и встреча выпускников, в
ходе которой обсуждалось дальнейшее
развитие кадетского и суворовского движения в России и в Оренбурге, передача
раритетных материалов в музей. А тематические недели в рамках концептуального
образовательного проекта «От Руси к России» дали возможность воспитанникам проявить
свои способности в театральных постановок, викторинах, посредством изготовления
поделок и картин, приобщив их к новому пласту знаний обогатив новым опытом. Организация и проведение таких мероприятий
формирует новый уровень мышления, логической памяти, избирательного и
устойчивого внимания, что дает возможность воспитанникам разобраться в своих способностях, поступках;
выработать навыки личностного общения и взаимопонимания.
Таким образом,
создавая оптимальные условия для раскрытия и развития индивидуальных
особенностей каждого воспитанника на основе ценностных ориентаций и созидания
нового, разрабатывая инновационное содержание образования, в училище ведется
работа по созданию уникальной модели учреждения, модели школы будущего, школы нового времени.
Список литературы:
- Худякова Н. Л. Теория и методика воспитания: учебное пособие / Н. Л. Худякова, 2009.
- Бим-Бад Б.М. Воспитание человека человеком: начала современной педагогической антропологии. М., 1994. .
- Амонашвили III. Размышление о гуманной педагогике. М., 1996.
- Основные принципы и методики гуманистического воспитания молодежи в современный период. Томск, 2006.
- Рахлевская Л.К. Самовоспитание: культура мышления и развитие интеллекта учащихся. Томск, 1997.
- Козлов Н. Как относится к себе и людям. М., 2008.
- Соколова В. Культура человеческого общения. М., 1991.
- Рыбакова Н.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. М.,2001.
- Цурульников А. Педагогика, рожденная жизнью. М., 1988.
- Уваров Л.Н., Уткин В.Г. Педагогические проблемы повышения эффективности воспитательной работы. М., 2001.
- Грехнев В. Культура педагогического общения. М., 1990.
- Куликов В. Педагогическая антропология: истоки, направления, проблемы. - Свердловск, 1998.
Комментарии: