» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Февраль, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №2 (11) 2018

Автор: Цыганков Виталий Валерьевич, воспитатель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Школа нового времени. Какой ей быть?

Статья просмотрена: 492 раз
Дата публикации: 11.02.2018

УДК 371

ШКОЛА НОВОГО ВРЕМЕНИ. КАКОЙ ЕЙ БЫТЬ?

Цыганков Виталий Валерьевич

воспитатель учебного курса

Оренбургское президентское кадетское училище, г. Оренбург

 

Аннотация. В статье представлены  основные направления работы педагогов по созданию новой модели учреждения, ориентированной на новое содержание образования и новые технологии обучения; модели школы будущего, школы  нового времени.

Ключевые слова: содержание образования, инновации, педагогическая поддержка, направления педагогической деятельности, модель учреждения.

 

Сегодня весь современный мир волнует вопрос: «Какой должна быть школа нового времени?». 

По мысли педагогов-исследователей, школа должна соответствовать запросам времени.  Как и у всех учебных учреждений,  ее  главными  задачами на сегодня остаются: максимальное развитие каждого ребёнка, сохранение его неповторимости, раскрытие его талантов и создание условий для нормального духовного, умственного, физического совершенства; формирование человека и гражданина, включенного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; воспитание трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, бережного отношения к окружающей природе, нравственного поведения в семье и обществе. Одним словом,  воспитание «Благородного человека». Особая роль в данном процессе отводится образовательным учреждениям инновационного типа: школы полного дня, авторские школы развивающего обучения, профильные классы с ценностно-ориентированным подходом к личности.   Отличительной особенностью этих учебных заведений является формирование особой воспитательной среды; учет воспитательном процессе; реализация в единстве основных и дополнительных образовательных программ.

  В Оренбургском Президентском кадетском училище ведется работа по созданию новой модели учреждения личностных особенностей воспитанников в учебно-ориентированной на новое содержание образования, новые технологии обучения. Создаются условия для раскрытия и развития индивидуальных особенностей каждого воспитанника.

Отвечая требованиям современного общества, училище нацелено на  формирование мобильной и конкурентоспособной личности, умеющей ориентироваться в огромном потоке информации, владеющей навыками самообразования и исследовательской деятельности.

Являясь инновационной школой,  основанной на стратегии создания свободной среды, училище проектирует саморазвитие личности конкретного воспитанника в индивидуальной модели. Выстраивание индивидуальной траектории каждого воспитанника осуществляется  через:

-формы обучения (модульное построение учебного плана и интеграция предметов для целостного мировосприятия, вариативность программ в дополнительном образовании, проектно-исследовательская деятельность для самообразования);

-средства обучения (современные ИКТ, мобильная связь для возможности проводить видеоуроки,  видеоконсультации).

Создание особой учебно-воспитательной  среды позволяет  вести учет личностных особенностей  воспитанника, что способствует  формированию инновационного мышления.

В реализации единства основных и дополнительных образовательных программ заложен приоритет развития личности, что предполагает: учет познавательных интересов и индивидуальных особенностей воспитанника в обучении; педагогическую поддержку в учебной деятельности; предоставление права выбора воспитанником видов и форм деятельности в системе дополнительного образования и обусловленность высокопрофессиональным уровнем преподавателей, воспитателей и руководителей, работающих в единстве по реализации модели воспитанника.

Создаваемая модель выпускника Оренбургского президентского кадетского училища, педагогический коллектив основывается на такие ценностные ориентиры: конкурентоспособность, физическое и душевное здоровье, мобильность, компетентность в современных информационных технологиях, коммуникабельность, духовно-нравственная культура, направленность на самосовершенствование и самореализацию, на способность мыслить на  языке основных проблем современного общества на основе гуманистического подхода.

  Разрабатывая образовательные программы, преподаватели нацеливают воспитанников на осознание и принятие ценности здорового образа жизни и регулировании своего поведения; готовность к активному взаимодействию с окружающим миром;  приобретение желания и умения учиться, готовность к образованию в старшем звене школы и самообразованию; развитие самостоятельности, инициативы, навыков сотрудничества в разных видах деятельности. 

   Сам образовательный процесс представлен как система, состоящая из трех компонентов – содержание обучения, дополнительное образование, внеклассная и воспитательная работа, связующей идеей которой  является идея приобретения воспитанниками способов деятельности, опыта творчества и эмоционально ценностного отношения действительности, к самому себе.   

Целостная по характеру образовательная программа становится индивидуальной для каждого воспитанника  школы, поскольку она создает условия для решения личностью задач самопознания, самоопределения, самореализации и саморегуляции в той последовательности и такой интеграции, какие необходимы именно этому воспитаннику. Результаты освоения разработанной образовательной программы состоят из двух частей: выполнение воспитанниками требований федерального образовательного стандарта и приобретение ими творческой деятельности и эмоционально-творческих отношений.

Уделяя немало важную роль «целостности ребенка, мы выделяем следующие аспекты существования целостного “Я” человека:

·                     знания, обязательные для усвоения;

·                     мои физические возможности;

·                     мои личные интересы;

·                     мои способности;

·                     мои ценности, моя картина мира;

·                     моя деятельность;

·                     мой внутренний мир.

Достижение целостности – это создание в рамках образовательной среды условий, позволяющих воспитаннику  реализовать и развивать разнообразные стороны своего “Я”, чему и  подчинены все аспекты предметов, технологии и методы обучения, стиль общения, система дополнительного образования, воспитательная и психологическая работа, оформление личностного пространства, что положительно  способствует реализации принципа активности воспитанника в образовательном процессе.

  Обеспечение целостности существования воспитанника в училище  и поддержка его активности требуют специальной – целенаправленной и продуманной деятельности педагогов и воспитателей. Опираясь на принципы гуманно-личностной педагогики, воспитанники  получают возможность постоянно обогащаться в профессиональном общении со своими «наставниками», где основной формой общения  становится диалог,  позволяющий  «вариативное  постижение  мира и людей».

На наш взгляд, особая роль в данном образовательном учреждении отведена  педагогам-воспитателям.

По мысли ученых,  «воспитатель должен выбирать себе большие цели, несоразмерные с его усилиями, и это потому, что  только так сможет он возвысить своих  воспитанников  и возвыситься сам. Цели, которые превыше его самого сделают его оптимистом, идущим, романтиком, и он сможет  тогда сотворить невозможное…».

Деятельность педагогов-воспитателей в нашем учреждении во многом обусловлена индивидуальными и групповыми особенностями воспитанников  класса, где  необходимо увидеть и понять специфические черты классного сообщества, определить уровень развития каждого воспитанника и основные направления:

-           построение системы воспитания, основанной на традициях кадетского воспитания, на традициях равных взаимоотношений младших и старших; уважения и подчинения с соблюдением кадетских ритуалов, полным выполнением всех основных требований правил внутреннего распорядка с учетом возрастных особенностей и психологии воспитанников;

-           привитие с первых дней пребывания воспитанников чувства ответственности за свои поступки, ответственности за товарищей при развитии чувства собственного достоинства – формирование организованных, дисциплинированных граждан России;

-           культивирование в воспитанниках-кадетах понятия чести, справедливости, благородства, верности долгу и ответственности за порученное дело, за свою судьбу, служению Отечеству.

 В настоящий момент вся сложившаяся система способствует проявлению у воспитанника большого  интереса  к учебной, досуговой, спортивной, трудовой деятельности; планированию своей работы, выделению главного, обобщению и выводам,  осуществлению самоконтроля.

 Воспитанникам присуще стремление и способность преодолевать трудности в учебе, личном поведении, собранность и организованность. Все увлечены каким-либо учебным предметом, кружком, секцией, коллективным творческим делом; добровольно включаются в общественные дела.

Умелое внедрение новейших научных достижений, новаторских принципов педагогической мысли и владение традиционной педагогикой дает свои положительные  результаты.  Так, например, к  280-летию кадетского образования в России в училище был  проведен целый ряд мероприятий: открытие музея и встреча выпускников, в ходе которой  обсуждалось дальнейшее развитие кадетского и суворовского движения в России и в Оренбурге, передача раритетных материалов в музей. А тематические недели в рамках концептуального образовательного проекта «От Руси к России» дали возможность воспитанникам проявить свои способности в театральных постановок, викторинах, посредством изготовления поделок и картин,  приобщив их  к новому пласту знаний обогатив новым опытом.  Организация и проведение таких мероприятий формирует новый уровень мышления, логической памяти, избирательного и устойчивого внимания, что дает возможность воспитанникам  разобраться в своих способностях, поступках; выработать навыки личностного общения и взаимопонимания.

 Таким образом,  создавая оптимальные условия для раскрытия и развития индивидуальных особенностей каждого воспитанника на основе ценностных ориентаций и созидания нового, разрабатывая инновационное содержание образования, в училище ведется работа по созданию уникальной модели учреждения,  модели школы будущего, школы  нового времени.

 

Список литературы:

  1. Худякова Н. Л. Теория и методика воспитания: учебное пособие / Н. Л. Худякова, 2009.
  2. Бим-Бад Б.М. Воспитание человека человеком: начала современной педагогической антропологии. М., 1994. .
  3. Амонашвили III. Размышление о гуманной педагогике. М., 1996.
  4. Основные принципы и методики гуманистического воспитания молодежи в современный период. Томск, 2006.
  5. Рахлевская Л.К. Самовоспитание: культура мышления и развитие интеллекта учащихся. Томск, 1997.
  6. Козлов Н. Как относится к себе и людям. М., 2008.
  7. Соколова В. Культура человеческого общения. М., 1991.
  8. Рыбакова Н.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. М.,2001.
  9. Цурульников А. Педагогика, рожденная жизнью. М., 1988.
  10. Уваров Л.Н., Уткин В.Г. Педагогические проблемы повышения эффективности воспитательной работы. М., 2001.
  11. Грехнев В. Культура педагогического общения. М., 1990.
  12. Куликов В. Педагогическая антропология: истоки, направления, проблемы. - Свердловск, 1998.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: