» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Февраль, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №2 (11) 2018

Автор: Матракшин Александр Николаевич, начальник учебного курса
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Развитие регулятивных УУД кадет во внеурочной деятельности

Статья просмотрена: 351 раз
Дата публикации: 11.02.2018

РАЗВИТИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД КАДЕТ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Матракшин Александр Николаевич

начальник учебного курса
Оренбургское президентское кадетское училище, г. Оренбург

 

Аннотация. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса   и одной из форм организации свободного времени обучающихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей обучающихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время   в связи с переходом на новые стандарты второго поколения   происходит совершенствование внеурочной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание воспитанников происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Внеурочные занятия должны  направлять свою деятельность на каждого воспитанника, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.

Ключевые слова:  универсальные учебные действия, внеурочная деятельность, формирование, планирование, учебный процесс.

 

Актуальность проблемы формирования регулятивных универсальных учебных действий кадет связана с тем, что на рубеже прошлого века  произошел новый виток развития человеческого общества. В настоящее время, мы во главу угла процесса обучения и воспитания  ставим формирование УУД, ведь образование, как система передачи молодому поколению накопленных ценностей общества существует с момента появления школы как социального института. Почему так происходит?

Ответ на этот вопрос очевиден:

-           перемены, произошедшие в России за последние десять лет, а именно, скорость обновления системы научных знаний, возрастание информационного объема;

 -          усложнение содержания учебного материала школьного образования без должного внимания к задаче формирования учебной деятельности приводит к несформированности у обучающихся умения учиться.

-           от стихийности учебной деятельности ученика к ее целенаправленной организации;

 -          от ориентации на учебно-предметное содержание школьных предметов к пониманию учебного процесса;

-           от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию ведущей роли учебного сотрудничества.

По сей день человечество переживает стремительное развитие и распространение новых информационных и телекоммуникационных технологий, которые приобретают сегодня характер глобальной информационной революции. Эти процессы оказывают все большее влияние на политику, экономику, управление, финансы, науку, культуру и другие сферы жизнедеятельности общества, как в рамках национальных границ, так и в мире в целом.

Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; жизнь в условиях поликультурного общества, выдвигающая повышенные требования к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности.

Появление новых вызовов времени вынуждает отвечать на них модернизацией школьного образования, в том числе в специализированных учебных заведениях.

“Концепция модернизации Российского образования” указывает, что современному  обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения… прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью … способны к сотрудничеству… обладают чувством ответственности за судьбы страны, её социально – экономическое процветание.

Цель образования на сегодняшний день определена как  общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Важнейшей задачей современной системы образования является формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих учащимся умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Одним из видов универсальных действий являются коммуникативные, которые обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного – квалифицированного исполнителя. Ведь сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого и воспитанного, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений.

Вот почему перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения школьниками  новых знаний, умений и компетенций, включая умение ставить цели перед собой. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД).

Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. 

В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся умение организовывать свою учебную и внеучебную деятельность. 

К ним относятся:

         целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

         планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

         прогнозирование — предвосхищение результата, в том числе уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

         контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

         коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

         оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

         саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

 Рассмотрим, как формируются регулятивные УУД во внеучебной деятельности кадет.

 В государственных стандартах прописана и внеурочная деятельность, осуществляемая во второй половине дня. Для ее организации используются различные формы: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики. Реализуются возможности образовательных учреждений дополнительного образования, культуры и спорта.

Концепция развития универсальных учебных действий позволяет выделить главные результаты обучения и воспитания. Ученик должен уметь учиться не только овладению знаниями, умениями, навыками, но и способности и готовности к сотрудничеству, самообразованию, саморазвитию. А это заложено и во внеурочной деятельности. УУД способствуют гармоничному развитию личности ребенка в любой сфере его деятельности, в том числе и внеурочной деятельности. Данная концепция разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, А. Г. Асмолов) группой авторов: А. Г. Асмоловым, Г. В. Бурменской, И. А. Воло­дарской, О. А. Карабановой, Н. Г. Салминой и С. В. Молчановым под руководством А. Г. Асмолова.

Внеурочная деятельность организуется в училище на протяжении всего учебного года. Она позволяет реализовать дополнительные образовательные программы, программу социализации кадет, воспитательные программы. Данная деятельность направлена, прежде всего, на достижение воспитательных результатов. Направления внеурочной деятельности включены в учебный план училища и составляют единую образовательную линию с предметами базисного учебного плана.

 Виды и направления внеучебной деятельности кадет тесно связаны между собой. Например, ряд направлений совпадает с  видами деятельности (спортивно-оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество).

 Военно-патриотическое направление и проектная деятельность могут быть реализованы в любом из видов внеучебной деятельности. Они представляют собой содержательные приоритеты при организации внеучебных занятий. Общественно-полезная деятельность может быть определена в таких видах внеучебной деятельности, как социальное творчество и трудовая (производственная) деятельность.  Следовательно, все направления внеучебной деятельности необходимо рассматривать как содержательный ориентир.

Уровни воспитательных результатов достигаются постепенно через организацию деятельности сначала педагогом, затем педагогом и кадетам  в виде коллективно-творческих дел с использованием элементов ценностного общения, а затем при поддержке педагога организации деятельности с элементами социального проектирования с участием социума.

На нашем курсе реализуются программы следую­щих типов:

-           шахматы;

-           психологика;

-           работа с текстом;

-           спортивно-массовая работа;

-           классный час.

Программы реализуются на занятиях в среде кадет  одного класса, объединенных единым интересом к деятельности и имеющих сходный уровень развития познавательного интереса, инициативы, активности. Реализуемые проекты  — долгосрочные, позволяют добиться воспитательных результатов, не форсируя события.

Условия для формирования регулятивных УУД во внеучебной деятельности кадетов:

1.         С самого начала необходимо приучать кадет использовать во внешней речи планирование действий по решению любой задачи, стимуляция действий, (для того чтобы…(цель)…надо…(действие)), контроль над качеством выполняемых действий, оценку этого качества и полученного результата, коррекцию допущенных в процессе деятельности ошибок.

2.         Перед кадетом ставится задача оценивания результатов деятельности. Предметом оценивания кадета  должны стать действия и их результаты, способы учебного взаимодействия, собственные возможности осуществления деятельности.

3.         С кадетами регулярно обсуждаются изменения в деятельности на основе сравнения его предшествующих и последующих достижений, анализ причин неудач и выделения недостающих операций и условий, которые обеспечили бы успешное выполнение учебной задачи.

4.         Оценка становится необходима, для того чтобы разобраться и понять, что именно и каким образом следует совершенствовать.

5.         Использование цветных и графических форм представления оценок (обозначается квадратами разных цветов и представляется в таблицах, в которых отдельно фиксируются результаты выполненной деятельности, использование «графика продвижения», который позволит кадетам отслеживать свой рост и определять задачи и направления своей деятельности.

6.         Поощрение кадет  за активность, познавательную инициативу, любые усилия, направленные на решение задачи любое действие, даже неверное.

 Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. В школе учеников учат решать сложные математические примеры и задачи, но не помогают в освоении способов преодоления жизненных проблем.

Ведущими психологами  выделены следующие особенности регулятивных процессов:

1.         Они  формируются на базе синтеза  психических процессов:  эмоциональных, волевых, мотивационных.

2.         Регулятивные процессы связующее звено, мост от эмоциональных, волевых, мотивационных  процессов к исполнительским действиям.

3.         Каждый регулятивный процесс соотнесен с определенным этапом организации деятельности. Начальный этап предполагает реализацию процесса целепологания, затем его сменяет процесс прогнозирования; далее наиболее развернутыми становятся процессы принятия решения, планирования, самоконтроля, а завершающие этапы требуют максимальной включенности процессов оценки результатов и их коррекции.

4.         Регулятивные процессы тесно связаны с некоторыми важнейшими личностными качествами. Так, недостаточное развитие этих процессов обозначается негативными свойствами личности: разбросанностью, «близорукостью», нерешительностью, спонтанностью, отсутствием внутренней дисциплины и др.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники  специализированных учебных заведений получат возможность научиться:

·                    планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внеурочном плане;

·                    самостоятельно оценивать правильность выполнения действия  на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требования данной задачи;

·                    вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта  характера сделанных ошибок.

Главное для нас – это  помнить, что все кадеты - звезды, маленькие и большие, близкие и далекие, но одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свою траекторию полета. Каждая звездочка мечтает сиять. И наша задача - помочь кадетам в этом. Желаю вам терпения и творчества!

 



Список литературы:

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. № 373.-29c.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: