» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Февраль, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №2 (11) 2018
Автор: Матракшин Александр Николаевич, начальник учебного курса
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Развитие регулятивных УУД кадет во внеурочной деятельности
Дата публикации: 11.02.2018
РАЗВИТИЕ
РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД КАДЕТ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Матракшин Александр Николаевич
начальник учебного курса
Оренбургское президентское кадетское училище, г.
Оренбург
Аннотация. Внеурочная деятельность является составной частью
учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации
свободного времени обучающихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня
преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для
удовлетворения потребностей обучающихся в содержательном досуге, их участии в
самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее
время в связи с переходом на новые стандарты второго
поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.
Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту
сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать
познавательные потребности и которая обеспечит воспитание свободной личности.
Воспитание воспитанников происходит в любой момент их деятельности. Однако
наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.
Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого воспитанника,
чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.
Ключевые слова: универсальные
учебные действия, внеурочная деятельность, формирование, планирование, учебный процесс.
Актуальность
проблемы формирования регулятивных универсальных учебных действий кадет связана
с тем, что на рубеже прошлого века
произошел новый виток развития человеческого общества. В
настоящее время, мы во главу угла процесса обучения и воспитания ставим формирование УУД, ведь образование,
как система передачи молодому поколению накопленных ценностей общества
существует с момента появления школы как социального института. Почему так
происходит?
Ответ на этот вопрос очевиден:
- перемены, произошедшие в России за
последние десять лет, а именно, скорость обновления системы научных знаний,
возрастание информационного объема;
- усложнение
содержания учебного материала школьного образования без должного внимания к
задаче формирования учебной деятельности приводит к несформированности
у обучающихся умения учиться.
- от стихийности учебной деятельности ученика
к ее целенаправленной организации;
- от
ориентации на учебно-предметное содержание школьных предметов к пониманию
учебного процесса;
- от индивидуальной формы усвоения знаний
к признанию ведущей роли учебного сотрудничества.
По сей день человечество переживает стремительное
развитие и распространение новых информационных и телекоммуникационных
технологий, которые приобретают сегодня характер глобальной информационной
революции. Эти процессы оказывают все большее влияние на политику, экономику, управление,
финансы, науку, культуру и другие сферы жизнедеятельности общества, как в
рамках национальных границ, так и в мире в целом.
Новыми нормами становятся жизнь в постоянно
изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые,
нестандартные проблемы; жизнь в условиях поликультурного общества, выдвигающая
повышенные требования к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству,
толерантности.
Появление новых вызовов времени вынуждает отвечать на
них модернизацией школьного образования, в том числе в специализированных
учебных заведениях.
“Концепция модернизации Российского образования”
указывает, что современному обществу
нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут
самостоятельно принимать решения… прогнозируя их
возможные последствия, отличаются мобильностью … способны к сотрудничеству…
обладают чувством ответственности за судьбы страны, её социально –
экономическое процветание.
Цель образования на сегодняшний день определена
как общекультурное, личностное и
познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию,
как умение учиться. Важнейшей задачей современной системы
образования является формирования универсальных учебных действий,
обеспечивающих учащимся умение учиться, способность к саморазвитию и
самосовершенствованию. Одним из видов универсальных действий являются
коммуникативные, которые обеспечивают социальную компетентность и учет позиции
других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать
в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в
группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со
сверстниками и взрослыми.
В настоящее время школа пока
ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека
обученного – квалифицированного исполнителя. Ведь сегодняшнее, информационное
общество запрашивает человека обучаемого и воспитанного, способного
самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся
жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений.
Вот почему перед школой остро
встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного
успешного усвоения школьниками новых
знаний, умений и компетенций, включая умение ставить цели перед собой. Большие
возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий
(УУД).
Универсальные учебные действия – это обобщенные
действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных
предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая
осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.
В широком смысле слова «универсальные учебные
действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путём
сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Регулятивные универсальные учебные
действия обеспечивают обучающимся умение
организовывать свою учебную и внеучебную
деятельность.
К ним относятся:
• целеполагание
как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и
усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
• планирование — определение
последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;
составление плана и последовательности действий;
• прогнозирование — предвосхищение
результата, в том числе уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
• контроль в форме сличения способа
действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и
отличий от эталона;
• коррекция — внесение необходимых
дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона,
реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим
обучающимся, учителем, товарищами;
• оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить,
осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
• саморегуляция
как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в
ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
Рассмотрим, как формируются регулятивные УУД во внеучебной деятельности кадет.
В
государственных стандартах прописана и внеурочная деятельность, осуществляемая
во второй половине дня. Для ее организации используются
различные формы: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции,
диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования,
поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики.
Реализуются возможности образовательных учреждений дополнительного образования,
культуры и спорта.
Концепция развития универсальных учебных действий позволяет выделить главные результаты обучения и воспитания. Ученик должен уметь учиться не только овладению знаниями, умениями, навыками, но и способности и готовности к сотрудничеству, самообразованию, саморазвитию. А это заложено и во внеурочной деятельности. УУД способствуют гармоничному развитию личности ребенка в любой сфере его деятельности, в том числе и внеурочной деятельности. Данная концепция разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, А. Г. Асмолов) группой авторов: А. Г. Асмоловым, Г. В. Бурменской, И. А. Володарской, О. А. Карабановой, Н. Г. Салминой и С. В. Молчановым под руководством А. Г. Асмолова.
Внеурочная деятельность организуется в
училище на протяжении всего учебного года. Она позволяет реализовать
дополнительные образовательные программы, программу социализации кадет,
воспитательные программы. Данная деятельность направлена, прежде всего, на
достижение воспитательных результатов. Направления внеурочной деятельности
включены в учебный план училища и составляют единую образовательную линию с
предметами базисного учебного плана.
Виды и направления внеучебной
деятельности кадет тесно связаны между собой. Например, ряд направлений
совпадает с видами деятельности (спортивно-оздоровительная,
познавательная деятельность, художественное творчество).
Военно-патриотическое направление и проектная
деятельность могут быть реализованы в любом из видов внеучебной
деятельности. Они представляют собой содержательные приоритеты при организации внеучебных занятий. Общественно-полезная деятельность может
быть определена в таких видах внеучебной
деятельности, как социальное творчество и трудовая (производственная)
деятельность. Следовательно, все направления внеучебной
деятельности необходимо рассматривать как содержательный ориентир.
Уровни воспитательных результатов
достигаются постепенно через организацию деятельности сначала педагогом, затем
педагогом и кадетам в виде
коллективно-творческих дел с использованием элементов ценностного общения, а
затем при поддержке педагога организации деятельности с элементами социального
проектирования с участием социума.
На нашем курсе реализуются программы
следующих типов:
- шахматы;
- психологика;
- работа с текстом;
- спортивно-массовая работа;
- классный час.
Программы реализуются на занятиях в среде
кадет одного класса, объединенных единым
интересом к деятельности и имеющих сходный уровень развития познавательного
интереса, инициативы, активности. Реализуемые проекты — долгосрочные, позволяют добиться
воспитательных результатов, не форсируя события.
Условия для формирования регулятивных УУД во внеучебной деятельности кадетов:
1. С самого начала необходимо приучать
кадет использовать во внешней речи планирование действий по решению любой
задачи, стимуляция действий, (для того чтобы…(цель)…надо…(действие)), контроль
над качеством выполняемых действий, оценку этого качества и полученного
результата, коррекцию допущенных в процессе деятельности ошибок.
2. Перед кадетом ставится задача оценивания
результатов деятельности. Предметом оценивания кадета должны стать действия и их результаты,
способы учебного взаимодействия, собственные возможности осуществления
деятельности.
3. С кадетами регулярно обсуждаются
изменения в деятельности на основе сравнения его предшествующих и последующих
достижений, анализ причин неудач и выделения недостающих операций и условий,
которые обеспечили бы успешное выполнение учебной задачи.
4. Оценка становится необходима, для того
чтобы разобраться и понять, что именно и каким образом следует
совершенствовать.
5. Использование цветных
и графических форм представления оценок (обозначается квадратами разных цветов
и представляется в таблицах, в которых отдельно фиксируются результаты
выполненной деятельности, использование «графика продвижения», который позволит
кадетам отслеживать свой рост и определять задачи и направления своей
деятельности.
6. Поощрение кадет за активность, познавательную инициативу,
любые усилия, направленные на решение задачи любое действие, даже неверное.
Для успешного существования в современном
обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить
себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные
ситуации. В школе учеников учат решать сложные математические примеры и задачи,
но не помогают в освоении способов преодоления жизненных проблем.
Ведущими психологами выделены следующие особенности регулятивных
процессов:
1. Они формируются на базе синтеза психических процессов: эмоциональных, волевых, мотивационных.
2. Регулятивные
процессы связующее звено, мост от эмоциональных, волевых, мотивационных процессов к исполнительским действиям.
3. Каждый
регулятивный процесс соотнесен с определенным этапом организации деятельности.
Начальный этап предполагает реализацию процесса целепологания,
затем его сменяет процесс прогнозирования; далее наиболее развернутыми
становятся процессы принятия решения, планирования, самоконтроля, а завершающие
этапы требуют максимальной включенности процессов оценки результатов и их
коррекции.
4. Регулятивные
процессы тесно связаны с некоторыми важнейшими личностными качествами. Так,
недостаточное развитие этих процессов обозначается негативными свойствами
личности: разбросанностью, «близорукостью», нерешительностью, спонтанностью,
отсутствием внутренней дисциплины и др.
В сфере регулятивных универсальных
учебных действий выпускники
специализированных учебных заведений получат возможность научиться:
·
планировать свои
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том
числе во внеурочном плане;
·
самостоятельно оценивать
правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требования данной задачи;
·
вносить необходимые
коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта
характера сделанных ошибок.
Главное для нас – это помнить, что все кадеты - звезды, маленькие и
большие, близкие и далекие, но одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает
свою траекторию полета. Каждая звездочка мечтает сиять. И наша задача - помочь
кадетам в этом. Желаю вам терпения и творчества!
Список литературы:
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. № 373.-29c.
Комментарии: