» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Февраль, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №2 (11) 2018
Автор: Агапова Милена Рашидовна, Музыкальный руководитель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Музыкальный театр как средство формирования у дошкольников эстетического вкуса
Дата публикации: 08.02.2018
УДК 78
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ
ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА
Агапова Милена Рашидовна
Тульский педагогический
университет им. Л.Н. Толстого, г.Тула
Аннотация. Одной из наглядных форм
воспитания эстетического вкуса дошкольников представляет музыкальная
театрализованная деятельность.
Проблема
исследования: как организовать занятия детского музыкального театра для
формирования у старших дошкольников эстетического вкуса
Цель исследования:
разработать совокупность занятий в музыкальном театре, способствующих
формированию у дошкольников эстетического вкуса и проверить их эффективность в
ходе опытно-экспериментальной работы.
Объект
исследования: эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Предмет
исследования: занятия в музыкальном театре как средство формирования
эстетического вкуса у дошкольников.
Методы
исследования:
• анализ
психолого-педагогической литературы;
• педагогический
эксперимент;
• беседа;
• наблюдение;
• количественный
и качественный анализ результатов исследования.
Данная статья несет
в себе новизну методик выявления уровня эстетического вкуса
у старших дошкольников и раскрытия понятия эстетический вкус.
Ключевые слова: эстетический вкус; игры-драматизации.
Эстетическое
воспитание созидает малыша целыми эстетически значимыми предметами и явлениями,
в том числе и искусством. Эстетическое воспитание, развивает человека для
функциональной эстетичной жизнедеятельности.
В ходе
эстетического развития происходит постепенное осваивание детьми эстетической
культуры, образование эстетического восприятия, а еще представлений,
определений, суждений, заинтересованностей, потребностей, эмоций,
художественной деятельности и креативных
способностей. Формирование эстетических чувств и возникновение эстетической
культуры протекает в несколько этапов в своей динамике, во многом эти этапы
связаны с спецификами возрастного развития личности
ребенка.
Психологи обосновали, что, хотя дети от естества обладают
различными задатками, всем им присущи грандиозные вероятные возможности формирования,
и у любого малыша с помощью обучения и занятий есть вероятность воспитать,
развить эстетическое отношение к реальности, это имеет большое значение для
каждого человека вне зависимости от его рода деятельности, занятия, профессии.
Музыкальный театр
развивает чувство прекрасного, меры, цвета, умение сочетать, заметить стиль в
стиле одежды актеров, учит различать гармонично ли созданы и подобраны декорации,
атрибуты, костюмы, помогает детям привить навык красиво одеваться, отличать
нелепость внешнего вида, развивает вкус в увиденных окружающих предметах.
Цель исследования: разработать совокупность занятий в музыкальном театре,
способствующих формированию у дошкольников эстетического вкуса и проверить их
эффективность в ходе опытно-экспериментальной работы.
Малышу
предоставляется допустимость вжиться в роль актера, режиссера, художника,
декоратора, бутафора, композитора. Любой ребенок забавляется по-своему, но все они повторяют в своих играх-потешках взрослых. По играм и как в них играют дети
можно олицетворить наше будущее окружение.
Присутствует
избыток определений представления понятия «эстетический вкус», но, разобрав
лишь определенные из них, возможно выделить главные
положения раскрывающие его сущность» [1].
Эстетический
вкус – суждение масштабное, оно охватывает в себе не только осознание,
удовольствие основательными, отменными творениями искусства. Но и осмысление
красоты одежды, природы, быта, труда
[2].
По мнению Н.А. Ветлугиной: эстетический вкус – это индивидуальное
освоение объективных впечатлений прекрасного и безобразного, субъективное
переживание, оценивающее соучастие к эстетическому предмету. В дошкольном
возрасте у детей образовывается эстетическое мироощущение к окружающему, к
искусству [3].
В
нашем исследовании под эстетическим вкусом дошкольников понимаем исследование
объективных впечатлений прекрасного и безобразного, оценочное отношение к
эстетическому объекту.
Большую
существенность в деле эстетического воспитания содержит учитывание
возрастных особенностей тех, с кем имеет дело педагог. Признав настроение
чрезвычайным единством объективного и субъективного, мы, неподдельно, соотносим
отобранный метод не только лишь с областью воспитания, но и с внутреннем миром личности, с тем, на какой личной формой
развития находится эта личность.
Важное
значение в течении образования встроенных основ
креативного музыкального становления детей выступили отечественные и
зарубежные композиторы – Ц.Кюи, А.Гречанинов,
М.Красев,
М.Коваль, Д.Кабалевский, М.Минков, Б.Бриттен, К.Орф, З.Кодай, П.Хиндемит [4].
Антипина Е.А в своей программе «Театрализованная деятельность в
детском саду», характеризует современные
этапы развития сценической работы малышей как поиск и разработку свежих
технологий изучения и образования.
Педагог ставит на 1 место деятельностный
подход к ребенку. Театр позволяет ребенку, реализовать природосообразность
и культуру [3].
Организуя
в дошкольном возрасте музыкальный театр, педагог использует установленные
приёмы:
Словесные:
прочитывание сказок и рассказов (затем используемые в сценарии спектакля),
беседы с детьми, организация конкурса
чтецов.
Наглядные:
совместный выбор костюмов, декораций к
постановкам, показ театральных постановок, где приглашаются профессиональные
актёры или участвуют сами педагоги.
Практические:
игры-драматизации, разыгрывание этюдов,
картин, изображение моментов из сказок и
рассказов, изготовление детьми декораций, атрибутов, масок и других элементов
костюмов, приобщение родительского комитета и просто родителей в изготовлении
костюмов, реставрации атрибутов, и в разучивании ролей.
Театрально-сценическая деятельность
– это непосредственно распространённая форма детского творчества. Она
родственна и ясна ребёнку, фундаментально заложена в его естестве и
распределяет своё отражение не организованно, благодаря тому
что объединена с игрой [5].
Компоненты
музыкального театра имеют все шансы быть употреблены как при проведении
увеселительных событий и празднеств, так и на первостепенных занятиях. В течении музыкального обучения малышей, прогрессивно усложняются
упражнения, выполняемые дошкольником, и одновременно увеличивается и его
самореализация в креативном процессе [6].
Игры –
драматизации подразумевают свободное исполнение, того или иного содержания в
согласовании со сценарием. Они образовываются на поступках исполнителя. «Драматизировать – обозначает выдавать себя
за образ какого-либо литературного персонажа и держать смысловую нить
произведения, сохраняя непрерывность изложенных в нем моментов и изображая
установки героев» [7].
Для формирования понимания прекрасного мы использовали постановки
музыкально-театральных пьес: «Красная шапочка», «Волк и семеро козлят».
Организация
постановки «Красная Шапочка»
Задачи:
Привлечь
интерес родителей к активному участию в
жизни детского сада (пошив костюмов к спектаклю, изготовление декораций, отработка
ролей);
Сблизить детей и
родителей в процессе подготовки к спектаклю «Красная Шапочка»;
Развивать
артистические данные детей в процессе выполнения упражнений творческого
характера (работа над речью, интонацией , мимикой ребенка);
Развивать в
детях уверенность, раскрепощенность
на репетициях, умение выступать на публике;
Формирование
эстетического вкуса путем оформления атрибутов, декораций, костюмов.
На базе детского
сада «Ягодка» для формирования эстетического вкуса периодически демонстрируются
музыкальные спектакли, пробуждающие у детей эстетические переживания,
формирующие понимание прекрасного. Также в детском саду организуются
театральные игры детей и педагогов, формирующие эстетическую оценку прекрасного
и безобразного
Таким образом,
гипотеза предполагающая формирование эстетического вкуса подтвердилась.
Цель
определить эффективность театрализованных игр в эстетическом воспитании детей
старшего дошкольного возраста, полностью достигнута.
Дети –
это наш завтрашний день, поэтому педагогом должен быть человек, призванным им
быть, иначе он поломает немало судеб и загубит многие детские души.
Методы
• анализ
психолого-педагогической литературы;
• педагогический
эксперимент;
• беседа;
• наблюдение;
• количественный
и качественный анализ результатов исследования.
В результате диагностики, можно сделать вывод, о том, что уровень
сформированности эстетического вкуса у старших дошкольников на среднем и низком
уровнях (75%). У детей слабая эмоциональная отзывчивость на различные
выразительные средства, не осознают эстетические качества в
произведениях искусства, они не в состоянии заметить более тонкие различия,
делать более тонкие сопоставления, найти выразительные слова.
Проанализировав психолого-педагогическую
литературу и проведя педагогический эксперимент можно прийти к выводу, что
проблема эстетического формирования малышей посредством музыкального театра
может разрешиться, но это практически невозможно из-за нехватки
знаний педагогов как действовать в тех или иных непредвиденных ситуациях.
При
использовании театральной деятельности у ребенка пропадает чувство страха,
боязнь выступать при большом количестве людей, развивает речь, исправляет
некоторые проблемы с ОНР (общим недоразвитием речи) и решает множества проблем с психофизическим
здоровьем ребенка, помогает раскрыть те качества, о которых никто не
подозревал.
Большую
пользу предают детям театрализованные игры, игры-потешки,
мюзиклы, и различные виды театра, дети любят этим заниматься, главное не
принуждать ребенка, иначе есть риск навсегда загубить его интерес к творчеству.
Качественно
изучена основная и дополнительная литература, интернет ресурсы для понимания
значимости театра в эстетическом формировании дошкольников.
На основании полученных результатов в ходе диагностики раздела
чувства красоты у детей старшего дошкольного возраста была разработана и
испытана система методов, снабжающих образование эстетическими чувствами у
ребят дошкольного возраста в процессе занятий в музыкальном театре.
Цель
определить эффективность театрализованных игр в эстетическом воспитании детей
старшего дошкольного возраста, полностью достигнута.
Дети –
это наш завтрашний день, поэтому педагогом должен быть человек, призванным им
быть, иначе он поломает немало судеб и загубит многие детские души.
Список литературы:
- Антипина Е.А. Программа по организации театрализованной̆ деятельности дошкольников Театрализованная деятельность в детском саду.-М., 2003
- Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: ВЛАДОС, 2003г. – 103 с.
- Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. 2-е изд., перераб. – М.: ТЦ Сфера, 2009. - 128 с.
- Абрамова Н.В. Присвоение старшими дошкольниками ценностей музыкальной культуры в процессе формирования системных знаний /
- Уральский Федеральный университет им. Б.Н. Ельцина «УПИ» Формирование основ эстетческого вкуса 5 стр. http://razvitielife.ru/vospitanie/khozyajke-na-zametku/23896-esteticheskij-vkus-u-rebenka
- Художественно-эстетическое развитие дошкольника направление развития ребенка и составная часть образовательного процесса дошкольной образовательной организации http://megaobuchalka.ru/3/22765.html
- Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>Трудовое воспитание детей дошкольного возраста "Дошкольная педагогика". Под редакцией В. И. Ядэшко и Ф. А. Сохина "Просвещение", Москва, 1978 г. OCR Detskiysad.Ru . Книга приведена с некоторыми сокращениями http://www.detskiysad.ru/ped/doshkol15.html
Комментарии: