» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Февраль, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №2 (11) 2018

Автор: Агапова Милена Рашидовна, Музыкальный руководитель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Музыкальный театр как средство формирования у дошкольников эстетического вкуса

Статья просмотрена: 672 раз
Дата публикации: 08.02.2018

УДК 78

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЭСТЕТИЧЕСКОГО  ВКУСА

Агапова Милена Рашидовна

Тульский педагогический университет им. Л.Н. Толстого, гула

 

Аннотация. Одной из наглядных форм воспитания эстетического вкуса дошкольников представляет музыкальная театрализованная деятельность.

Проблема исследования: как организовать занятия детского музыкального театра для формирования у старших дошкольников эстетического вкуса

Цель исследования: разработать совокупность занятий в музыкальном театре, способствующих формированию у дошкольников эстетического вкуса и проверить их эффективность в ходе опытно-экспериментальной работы.

Объект исследования: эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: занятия в музыкальном театре как средство формирования эстетического вкуса у дошкольников.

Методы исследования:

          анализ психолого-педагогической литературы;

          педагогический эксперимент;

          беседа;

          наблюдение;

          количественный и качественный анализ результатов исследования.

Данная статья несет в себе новизну методик выявления уровня эстетического вкуса у старших дошкольников и раскрытия понятия эстетический вкус.

Ключевые слова: эстетический вкус; игры-драматизации.

 

Эстетическое воспитание созидает малыша целыми эстетически значимыми предметами и явлениями, в том числе и искусством. Эстетическое воспитание, развивает человека для функциональной эстетичной жизнедеятельности.

В ходе эстетического развития происходит постепенное осваивание детьми эстетической культуры, образование эстетического восприятия, а еще представлений, определений, суждений, заинтересованностей, потребностей, эмоций, художественной деятельности и креативных способностей. Формирование эстетических чувств и возникновение эстетической культуры протекает в несколько этапов в своей динамике, во многом эти этапы связаны с спецификами возрастного развития личности ребенка.

Психологи обосновали, что, хотя дети от естества обладают различными задатками, всем им присущи грандиозные вероятные возможности формирования, и у любого малыша с помощью обучения и занятий есть вероятность воспитать, развить эстетическое отношение к реальности, это имеет большое значение для каждого человека вне зависимости от его рода деятельности, занятия, профессии.

Музыкальный театр развивает чувство прекрасного, меры, цвета, умение сочетать, заметить стиль в стиле одежды актеров, учит  различать гармонично ли созданы и подобраны декорации, атрибуты, костюмы, помогает детям привить навык красиво одеваться, отличать нелепость внешнего вида, развивает вкус в увиденных окружающих предметах. 

Цель исследования: разработать совокупность занятий в музыкальном театре, способствующих формированию у дошкольников эстетического вкуса и проверить их эффективность в ходе опытно-экспериментальной работы.

Малышу предоставляется допустимость вжиться в роль актера, режиссера, художника, декоратора, бутафора, композитора. Любой ребенок забавляется  по-своему, но все они повторяют в своих играх-потешках взрослых. По играм и как в них играют дети можно олицетворить наше будущее окружение.

Присутствует избыток определений представления понятия «эстетический вкус», но, разобрав лишь определенные из них, возможно выделить главные положения раскрывающие его сущность» [1].

Эстетический вкус – суждение масштабное, оно охватывает в себе не только осознание, удовольствие основательными, отменными творениями искусства. Но и осмысление красоты одежды, природы, быта, труда  [2].

По мнению Н.А. Ветлугиной: эстетический вкус – это индивидуальное освоение объективных впечатлений прекрасного и безобразного, субъективное переживание, оценивающее соучастие к эстетическому предмету. В дошкольном возрасте у детей образовывается эстетическое мироощущение к окружающему, к искусству [3].

В нашем исследовании под эстетическим вкусом дошкольников понимаем исследование объективных впечатлений прекрасного и безобразного, оценочное отношение к эстетическому объекту.

Большую существенность в деле эстетического воспитания содержит учитывание возрастных особенностей тех, с кем имеет дело педагог. Признав настроение чрезвычайным единством объективного и субъективного, мы, неподдельно, соотносим отобранный метод не только лишь с областью воспитания, но и с внутреннем миром личности, с тем, на какой личной формой развития находится эта личность.

Важное значение в течении образования встроенных основ креативного музыкального становления детей выступили отечественные и зарубежные  композиторы – Ц.Кюи,  А.Гречанинов,  М.Красев,  М.Коваль,  Д.Кабалевский,  М.Минков, Б.Бриттен,  К.Орф,  З.Кодай,  П.Хиндемит [4].

Антипина Е.А в своей программе «Театрализованная деятельность в детском саду»,  характеризует современные этапы развития сценической работы малышей как поиск и разработку свежих технологий изучения и образования.  Педагог ставит на 1 место деятельностный подход к ребенку. Театр позволяет ребенку, реализовать природосообразность и культуру [3].

Организуя в дошкольном возрасте музыкальный театр, педагог использует установленные приёмы:

Словесные: прочитывание сказок и рассказов (затем используемые в сценарии спектакля), беседы с детьми, организация  конкурса чтецов.

Наглядные: совместный  выбор костюмов, декораций к постановкам, показ театральных постановок, где приглашаются профессиональные актёры или участвуют сами педагоги.

Практические: игры-драматизации, разыгрывание  этюдов, картин,  изображение моментов из сказок и рассказов, изготовление детьми декораций, атрибутов, масок и других элементов костюмов, приобщение родительского комитета и просто родителей в изготовлении костюмов, реставрации атрибутов, и в разучивании ролей.

Театрально-сценическая деятельность – это непосредственно распространённая форма детского творчества. Она родственна и ясна ребёнку, фундаментально заложена в его естестве и распределяет своё отражение не организованно, благодаря тому что объединена с игрой [5].

Компоненты музыкального театра имеют все шансы быть употреблены как при проведении увеселительных событий и празднеств, так и на первостепенных занятиях. В течении музыкального обучения малышей, прогрессивно усложняются упражнения, выполняемые дошкольником, и одновременно увеличивается и его самореализация в креативном процессе [6].

Игры – драматизации подразумевают свободное исполнение, того или иного содержания в согласовании со сценарием. Они образовываются на поступках исполнителя.  «Драматизировать – обозначает выдавать себя за образ какого-либо литературного персонажа и держать смысловую нить произведения, сохраняя непрерывность изложенных в нем моментов и изображая установки героев» [7].

Для формирования понимания прекрасного мы использовали постановки музыкально-театральных пьес: «Красная шапочка», «Волк и семеро козлят».

Организация постановки «Красная Шапочка»

Задачи:

Привлечь интерес  родителей к активному участию в жизни детского сада (пошив костюмов к спектаклю, изготовление декораций, отработка ролей);

Сблизить детей и родителей в процессе подготовки к спектаклю «Красная Шапочка»;

Развивать артистические данные детей в процессе выполнения упражнений творческого характера (работа над речью,  интонацией , мимикой ребенка);

Развивать в детях  уверенность, раскрепощенность на репетициях, умение выступать на публике;

Формирование эстетического вкуса путем оформления атрибутов, декораций, костюмов.

На базе детского сада «Ягодка» для формирования эстетического вкуса периодически демонстрируются музыкальные спектакли, пробуждающие у детей эстетические переживания, формирующие понимание прекрасного. Также в детском саду организуются театральные игры детей и педагогов, формирующие эстетическую оценку прекрасного и безобразного

Таким образом, гипотеза предполагающая формирование эстетического вкуса подтвердилась.

Цель определить эффективность театрализованных игр в эстетическом воспитании детей старшего дошкольного возраста, полностью достигнута.

Дети – это наш завтрашний день, поэтому педагогом должен быть человек, призванным им быть, иначе он поломает немало судеб и загубит многие детские души.

Методы

          анализ психолого-педагогической литературы;

          педагогический эксперимент;

          беседа;

          наблюдение;

          количественный и качественный анализ результатов исследования.

В результате диагностики, можно сделать вывод, о том, что уровень сформированности эстетического вкуса у старших дошкольников на среднем и низком уровнях (75%). У детей слабая эмоциональная отзывчивость на различные выразительные средства, не осознают эстетические качества в произведениях искусства, они не в состоянии заметить более тонкие различия, делать более тонкие сопоставления, найти выразительные слова.

Проанализировав психолого-педагогическую литературу и проведя педагогический эксперимент можно прийти к выводу, что проблема эстетического формирования малышей посредством музыкального театра может разрешиться, но это практически невозможно из-за нехватки знаний педагогов как действовать в тех или иных непредвиденных ситуациях.

При использовании театральной деятельности у ребенка пропадает чувство страха, боязнь выступать при большом количестве людей, развивает речь, исправляет некоторые проблемы с ОНР (общим недоразвитием речи)  и решает множества проблем с психофизическим здоровьем ребенка, помогает раскрыть те качества, о которых никто не подозревал.

Большую пользу предают детям театрализованные игры, игры-потешки, мюзиклы, и различные виды театра, дети любят этим заниматься, главное не принуждать ребенка, иначе есть риск навсегда загубить его интерес к творчеству.

Качественно изучена основная и дополнительная литература, интернет ресурсы для понимания значимости театра в эстетическом формировании дошкольников.

На основании полученных результатов в ходе диагностики раздела чувства красоты у детей старшего дошкольного возраста была разработана и испытана система методов, снабжающих образование эстетическими чувствами у ребят дошкольного возраста в процессе занятий в музыкальном театре.

Цель определить эффективность театрализованных игр в эстетическом воспитании детей старшего дошкольного возраста, полностью достигнута.

Дети – это наш завтрашний день, поэтому педагогом должен быть человек, призванным им быть, иначе он поломает немало судеб и загубит многие детские души.

 



Список литературы:

  1. Антипина Е.А. Программа по организации театрализованной̆ деятельности дошкольников Театрализованная деятельность в детском саду.-М., 2003
  2. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: ВЛАДОС, 2003г. – 103 с.
  3. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. 2-е изд., перераб. – М.: ТЦ Сфера, 2009. - 128 с.
  4. Абрамова Н.В. Присвоение старшими дошкольниками ценностей музыкальной культуры в процессе формирования системных знаний /
  5. Уральский Федеральный университет им. Б.Н. Ельцина «УПИ» Формирование основ эстетческого вкуса 5 стр. http://razvitielife.ru/vospitanie/khozyajke-na-zametku/23896-esteticheskij-vkus-u-rebenka
  6. Художественно-эстетическое развитие дошкольника направление развития ребенка и составная часть образовательного процесса дошкольной образовательной организации http://megaobuchalka.ru/3/22765.html
  7. Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>Трудовое воспитание детей дошкольного возраста "Дошкольная педагогика". Под редакцией В. И. Ядэшко и Ф. А. Сохина "Просвещение", Москва, 1978 г. OCR Detskiysad.Ru . Книга приведена с некоторыми сокращениями http://www.detskiysad.ru/ped/doshkol15.html


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: