» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июнь, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №3 2017

Автор: Носов Андрей Сергеевич, Студент
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: Мотивация и обоснование выбора студентом вида спорта

Статья просмотрена: 179 раз

УДК 740

МОТИВАЦИЯ И ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА СТУДЕНТОМ ВИДА СПОРТА

Носов Андрей Сергеевич

Студент Института экономики и менеджмента

Кемеровский государственный университет

Россия, гемерово

Рыкова Надежда Федоровна

Ассистент кафедры физического воспитания

Кемеровский государственный университет

Россия, гемерово

 

Аннотация. Статья посвящена проблеме выбора студентом определенного вида спорта. Какие мотивы существуют у человека при выборе спорта, каких целей придерживаются студенты и какой спорт подойдет именно вам? На все эти вопросы дается ответ в данной статье.

Ключевые слова: мотивы выбора спорта, спорт, занятие спортом, физкультура.

 

С давних, античных времен дошло до нас послание Сократа «Познай самого себя!». Поэтому осознание мотивов при выборе спорта очень важно для каждого человека и для студента в частности. Роль спорта в жизни человека тяжело переоценить. Физическая нагрузка положительно влияет как на телесное, так и на духовное здоровье человека. Но для усиления положительного эффекта от занятия спортом необходимо осознанно и рационально подходить к выбору вида спорта. Все люди имеют свои физиологические и психологические особенности. Очень важно познать себя в этом аспекте. Ведь при выборе спорта нужно изначально иметь определенную информационную базу о самом себе. С физиологической точки зрения все прошло, все лежит на поверхности. Но что же касается психологического состояния, какие у вас потребности, чего вы поистине хотите? Чтобы определиться с этим нудно прибегнуть к рефлексии, осознанно подойти к выбору спорта именно для себя.

Согласно “Программе физического воспитания высших учебных заведений” спортивная деятельность студентов может осуществляться по избранным специализациям соответственно интересам. К сожалению выбор студентами видов спорта ограничен рамками установленных программ. Например, не рекомендуется использовать в учебных заведениях программы по физической культуре, не содержащие занятия с высоким уровнем физической активности. Если вам особенно нравиться йога, вы видите этот вид спорта самым продуктивным для себя, то увы вы не сможете им заниматься, так как он не соответствует стандартам.

В данных реалиях студенту приходится выбирать из того, что есть. На практике в основном наблюдается пять мотивационных вариантов выбора студентами вида спорта и системы физических упражнений:

- Укрепление здоровья, коррекция недостатков физического развития и телосложения. Здоровье является важнейшим фактором, определяющим полноценное выполнение всех жизненных функций, гармоническое развитие молодого человека, успешность овладения профессией и плодотворность будущей трудовой деятельности. Физические упражнения, физическая культура и спорт широко используются для укрепления здоровья. Человеку свойственна активность. Как известно, движение – жизнь. Особенно это актуально в двадцать первом веке, когда существует множество «сидячих» профессий. Огромное количество людей, в том числе студенты, проводят колоссальное число часов в сидячем положении за партой и компьютерным столом. Все это негативно отражается на здоровье человека. Можно объяснять недостатки физического развития и телосложения наследственностью, условиями воспитания, но молодому человеку от этого не легче. Подобные недостатки постоянно портят настроение, и нередко порождают комплекс неполноценности. Поэтому физическая культура оказывает огромное влияние на психологического здоровье человека. Спорт помогает человеку полюбить свое тело, жить в гармонии с самим собой.

- Повышение функциональных возможностей организма. Вузовской программой по учебной дисциплине «Физическая культура» предусматривается регулярный контроль за динамикой физической подготовленности каждого студента. С этой целью Используются три обязательных простейших теста, отражающих уровень развития основных физических качеств: скоростно-силовой подготовленности, силовой подготовленности «ключевых» групп мышц для мужчин и женщин.

- Психофизическая подготовка к будущей профессиональной деятельности и овладение жизненно необходимыми умениями и навыками. Многие профессии сопряжены с большими физическими нагрузками. В этом случае крайне необходимо в студенческие годы позаботиться о своем физическом состоянии, готовности к трудностям в будущем. Планирование поможет снизить вероятность травматизма, перенапряжения. Использование прикладных видов спорта и систем физических упражнений для обеспечения психофизической надежности и безопасности при выполнении профессиональных видов работ основано на том, что занятия различными видами спорта, а также уровень квалификации спортсменов откладывают отпечаток на его функциональную подготовленность, на степень владения прикладными двигательными умениями и навыками.

- Активный отдых. Значительная часть студентов при всей программной зарегламентированности занятий по учебной дисциплине «Физическая культура» воспринимает их как активный отдых, как «разрядку» от однообразного аудиторного учебного труда. Также студенты воспринимают занятия физической культурой, как способ социализации в коллективе. Многим гораздо проще проявить себя, познакомиться именно во время занятий сортом.

- Достижение наивысших спортивных результатов. Данный путь предполагает попытку совмещения успешной подготовки к избранной профессии в вузе с объемной, физически и психологически тяжелой спортивной подготовкой к достижениям высоких результатов в большом спорте. Специалистами установлены спортивные нормативы и требования к физическому развитию, физической подготовленности, к параметрам психической устойчивости, которые определяют успешность и своевременность прохождения установленных этапов спортивного пути индивида, который в среднем занимает около десяти лет непрерывной подготовки. Их можно сопоставить со своими наличными и объективно оценить собственные возможности в достижении поставленной цели – показать результаты мирового уровня. Кроме того, современная спортивная подготовка требует больших ежедневных временных затрат. Поэтому студент, совмещая активные занятия спортом с полноценной учебой в вузе, неизбежно сталкивается с проблемой времени. Выход из этого положения – предоставление ведущим спортсменам- студентам индивидуальных графиков прохождения и освоения учебного материала, а также продление сроков обучения в вузе, учитывая то, что студент конкретного вуза на соревнованиях различного уровня реализует не только собственные притязания и амбиции, но и делает огромную рекламу своему учебному заведению.

Но какой мотив играет ключевую роль в жизни студентов? Для того, чтобы ответить на этот вопрос был проведен социологический опрос среди учащихся 1-4 курсов. В опросе участвовало 400 человек (200 мужчин и 200 женщин). По результатам опроса было выявлено, что что опрашиваемые 1-го курса руководствуются мотивами, которые способствуют их самоутверждению и удовлетворяют потребность в общении. Первокурсники считают очень важным социализирующую функцию спорта. Студенты старших курсов в качестве мотивов выбора видов спорта выбирают возможность путешествовать, престижность и важность видов спорта для страны. Студенты всех курсов отмечают важную роль спорта в здоровье. Можно сделать вывод, исходя из опроса, что поддержание здоровья и красоты является основным мотивом занятия спортом. Студенты осознают, что здоровье – это ни нечто заданное человеку от рождения, что необходимо беречь и сохранять, оно поддается изменению и развитию, способно воссоздаваться человеком посредством ведения им здоровье созидающего образа жизни, где самостоятельные занятия физическими упражнениями являются обязательным и важным элементом.

Психологи, исследующие мотивационную сферу, утверждают, что на формирование мотивации на начальной стадии спортивной деятельности влияет успешность человека в том или ином виде спорта. В основе мотивов чаще всего лежит опыт человека, проявляющийся в его физическом потенциале, а также возможность освоения человеком определенного вида спорта. В дальнейшем формирование мотивационной сферы зависит от множества факторов, которые в свою очередь влияют на результаты достижений спортсмена. Но вместе с тем следует отметить, что работ, посвященных исследованию формирования мотивационной сферы у спортсменов, занимающихся определенными видами спорта, недостаточно [2].

Существуют ли особые свойства личности, характера, темперамента, кото­рые предопределяют занятие спортом и достижения высоких результатов в опре­деленном виде? Исследования подтверждают наличие корреляции между спортив­ными достижениями и определенными чертами личности спортсмена. И в боль­шей степени спортивные достижения определяет высшая нервная деятельность (ВНД). На современном уровне спортивного мастерства среди высококвалифи­цированных спортсменов побеждает тот, кто обладает не только высокой трени­рованностью, но еще и соответствующими свойствами и типами ВНД.

Занятия спортом не оказывают существенного влияния на прирожденные свой­ства нервной системы, типологические особенности высшей нервной деятельно­сти (подвижность, уравновешенность и сила нервных процессов). Например: для занимающихся спринтом характерна высокая подвижность нервных процессов и, наоборот, для длинных дистанций - уравновешенность.

Но еще большее значение для спортивных достижений - имеет сила нервных процессов. Таким образом, тип высшей деятельности (особенности ЦНС) игра­ют существенную роль в достижении высоких спортивных результатов, но не следует абсолютизировать это положение. Так, И.П.Павлов писал: "Тепличная обстановка при воспитании может привести к тому, что человек с сильной нерв­ной системой на всю жизнь останется жалким трусом".

Таким образом, изучив мотивы выбора вида спорта у студентов, мы можем сделать вывод, что испытуемые первого курса руководствуются мотивами, которые способствуют их самоутверждению и удовлетворяют потребность в общении. Студенты старших курсов в качестве мотивов выбора вида спорта выбирают возможность путешествовать, престижность и важность видов спорта для страны.

 



Список литературы:

  1. Горбунов Г.Д. Практическая психология и ее основные направления в современном спорте // Нева. – 2013. – С. 220.
  2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы М.: Питер, 2014. 512 с.
  3. Волков И.П. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов. М.: Питер, 2014. 384 с
  4. Пилоян Р.А. Мотивация спортивной деятельности. М.: Наука, 2015. 198 с


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: