» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Февраль, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №2 (11) 2018

Автор: Костерина Алёна Леонидовна, студентка
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Таможенное регулирование как инструмент управления импортом спортивного питания в Российской Федерации

Статья просмотрена: 210 раз
Дата публикации: 14.02.2018

УДК 33

ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ИМПОРТОМ СПОРТИВНОГО ПИТАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Костерина Алёна Леонидовна

студентка 5 курса

Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых, Юридический институт им. М.М.Сперанского, гладимир

 

Аннотация. В данной статье рассматривается воздействие таможенного регулирования на экономику нашей страны, а в частности на импорт спортивного питания в Российскую Федерацию. Изучена процедура получения государственной регистрации при ввозе спортивного питания на территорию РФ, документы, необходимые для ее получения. Обращено внимание на специфику таможенного регулирования при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС.

Ключевые слова: таможенное регулирование, спортивное питание, импорт, ЕАЭС, государственная регистрация.

 

В настоящее время таможенное регулирование можно считать одним из главных методов воздействия на экономику страны со стороны государства.

Таможенное регулирование можно трактовать как государственное управление внешнеторговой деятельностью, взявшее за основу применение таможенных пошлин, процедур и правил.

Существует несколько целей, которые государство может можно достигнуть с помощью таможенного регулирования (рис.2):

Рис.2. Цели, достигаемые с помощью таможенного регулирования

Основными инструментами таможенного регулирования являются:

- таможенные тарифы, определяющие величину пошлин по каждой экспортируемой или импортируемой товарной группе;

- таможенное декларирование перемещаемых через границу товаров [1].

Если рассматривать таможенное регулирование лишь с экономической точки зрения, то станет очевидным факт существенного воздействия на развитие отдельных отраслей. Так, к примеру, высокие экспортные пошлины способны снизить конкуренцию со стороны иностранных производителей и дать некоторые преимущества для отечественных производителей.

Для импорта спортивного питания в Российскую Федерацию таможенное регулирование играет крайне важную роль.

Так, поскольку спортивное питание законодательно относят к биологически активным добавкам, то в случае ввоза БАД на таможенную территорию Таможенного союза (ТС) обязательным условием для ввоза такой продукции является государственная регистрация. Данная процедура необходима для двух целей:

- выполнение требований технического регулирования с целью подтверждения соответствия продукции требованиям Технического регламента (ТР) «О безопасности пищевой продукции» (решение Комиссии ТС от 09.12.2011 № 880) [2];

- прохождение санитарно-эпидемиологического контроля - подтверждение безопасности ввозимой продукции в части соблюдения санитарно-эпидемиологических требований (п. 2 разд. 2 Единого перечня товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории ТС, решение Комиссии ТС от 28.05.2010 № 299) [3].

Завершением процедуры государственной регистрации становится оформление свидетельства о государственной регистрации по единой форме, утвержденной решением Комиссии ТС от 28.05.2010 № 299.

По факту, значение государственной регистрации достаточно велико. Эта процедура предшествует ввозу товара и является обязательной, поскольку представляет собой некий вывод о безопасности ввозимой продукции и ее соответствии санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям, международным и национальным стандартам. В случае, если продукция представляет собой потенциальную угрозу безопасности для человека, то ее государственная регистрация проводится на этапе подготовки к производству на территории РФ, а регистрация продукции, впервые ввозимой на территорию РФ и ранее не реализовывавшейся на территории РФ, - до ее ввоза на территорию РФ.

В качестве документов, подтверждающих безопасность продукции в части ее соответствия санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям, считаются достоверными:

- оригинал документа, подтверждающего безопасность продукции на соответствие санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям, или его копия, заверенная выдавшим его органом или получателем указанного документа;

- выписка из Реестра свидетельств о государственной регистрации на товары, подлежащие санитарно-эпидемиологическому надзору на таможенной границе и таможенной территории ТС, выдаваемая органами и учреждениями, уполномоченными в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

- электронная форма указанных документов, заверенная электронной цифровой подписью;

- сведения электронной базы данных Единого реестра свидетельств о государственной регистрации на специализированном поисковом сервере сайта ТС в сети Интернет;

- наличие указания в документах, подтверждающих приобретение товаров, или иной сопроводительной документации номера и даты выдачи свидетельства о государственной регистрации (при наличии сведений в Едином реестре или национальных реестрах);

- наличие на товаре или его потребительской таре номера и даты выдачи свидетельства о государственной регистрации (при наличии сведений в Едином реестре или национальных реестрах) [4].

Также, нужно учесть, что в связи с санкциями против ввоза продукции из США, ЕС, Канады и ряда других стран в Российскую Федерацию продуктов, в перечень которых попало и спортивное питание, существуют некоторые оговорки со стороны таможенного регулирования в отношении этих товаров.

Теперь, после разрешения ввоза биологически активных добавок и специализированной готовой продукции  для питания спортсменов в целях обеспечения сборных команд РФ при подтверждении Министерством спорта РФ целевого назначения ввозимого товара необходимо установить, что ввоз на единую таможенную территорию Таможенного союза без документа, подтверждающего безопасность продукции, в части ее соответствия санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям, осуществляется при условии представления в таможенный орган пункта пропуска письменного подтверждения органа Стороны назначения, уполномоченного в сфере физической культуры и спорта, о том, что указанная продукция предназначена исключительно для применения кандидатами в национальные спортивные сборные команды по видам спорта, и без проставления в транспортных и коммерческих документах штампа «Ввоз разрешен».

Как известно, ключевым нормативным документом для регистрации спортивного питания становится вышеупомянутый технический регламент Таможенного Союза ТР ТС 021/2011, который устанавливает нормы безопасности для всей пищевой продукции в целом.

Что касается спортивного питания, находящегося в ТН ВЭД ЕАЭС под названием специализированная готовая продукция для питания спортсменов, то оно также является специализированной пищевой продукцией и также подлежит государственной регистрации в соответствии с вышеназванным техническим регламентом.

Стоит отметить, что Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 263 (ред. от 07.02.2017) «О порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары» гласит, что при помещении под специальную таможенную процедуру иностранных товаров (лекарственных препаратов, специального спортивного питания, биологически активных добавок к пище), ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза и предназначенных для проведения лечебных и восстановительных мероприятий для кандидатов в национальные и сборные команды по видам спорта и членов таких команд в интересах государств - членов Евразийского экономического союза на некоммерческой основе, а также с целью обеспечения деятельности научно-исследовательских групп в области спорта высоких достижений, задействованных министерств и ведомств государств - членов Евразийского экономического союза, в качестве таможенной декларации могут использоваться транспортные, коммерческие и иные документов с предоставлением перечня данных товаров [5].

            Необходимо уточнить, что помещение указанных товаров под специальную таможенную процедуру производится  без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения запретов и ограничений на основании Решения Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 329 (ред. от 28.04.2017) «О перечне категорий товаров, в отношении которых может быть установлена специальная таможенная процедура, и условий их помещения под такую таможенную процедуру» [6].

            Исходя из всего вышесказанного, следует сделать вывод о том, что таможенное регулирование воздействует не только на экономику страны в целом, но и на каждый отдельный ее элемент. Так, внешнеэкономические манипуляции в сфере спортивного питания невозможны без объективного и полного таможенного регулирования. В связи с санкциями в отношении некоторых категорий товаров, под которые попало и спортивное питание, контроль импорта данных товаров стал крайне необходим. Стоит отметить, что специфика ввоза данных товаров достаточно сложная и многоступенчатая, однако систематизация, порядок, прозрачность и четкость выполнения всех рассмотренных условий при импорте спортивного питания способна обеспечить легальность и правильность ввоза данной категории препаратов.

           



Список литературы:

  1. «Таможенный кодекс Евразийского экономического союза» (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // URL: http://www.eaeunion.org/. Дата обращения: 05.02.18.
  2. Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 880 (ред. от 10.06.2014) «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (вместе с «ТР ТС 021/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности пищевой продукции») // URL: http://www.tsouz.ru/. Дата обращения: 05.02.18.
  3. Решение Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 № 299 (ред. от 29.08.2017) «О применении санитарных мер в таможенном союзе» (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.09.2017) // URL: http://www.tsouz.ru/. Дата обращения: 06.02.18.
  4. Еремин М.В., Ступников А.А. Правовое регулирование трансграничного оборота биологически активных добавок к пище: таможенно-правовые аспекты / М.В. Еремин, А.А. Ступников // Таможенное дело. – 2015. - №1. – С.17-20.
  5. Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 263 (ред. от 07.02.2017) «О порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары» (вместе с «Инструкцией о порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары») // URL: http://www.eaeunion.org. Дата обращения: 06.02.18.
  6. Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 329 (ред. от 28.04.2017) «О перечне категорий товаров, в отношении которых может быть установлена специальная таможенная процедура, и условий их помещения под такую таможенную процедуру» // URL: http://www.eaeunion.org/. Дата обращения: 06.02.18.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: