» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Февраль, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №2 (11) 2018

Автор: Селезнёва Альбина Рустамовна, воспитатель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Внеклассная работа как средство социализации личности воспитанников кадетского коллектива

Статья просмотрена: 521 раз
Дата публикации: 11.02.2018

УДК 371.8-055.1

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ КАДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА

Селезнёва Альбина Рустамовна

воспитатель учебного курса

Федеральное Государственное Казенное Образовательное Учреждение Оренбургское президентское кадетское училище, г. Оренбург

 

Аннотация. Статья посвящена раскрытию сущности внеклассной работы в учебном заведении. Умело организованная внеклассная работа формирует и развивает личность ребенка, повышает мотивацию обучения тому или иному учебному предмету, развивает самостоятельность и предоставляет возможность в самореализации личности.

Также рассматриваются основные задачи, функции (формы) внеклассной работы определяются основные направления его работы. Делается вывод о том, что  успех внеурочной воспитательной работы- это четкая организация  всей системы внеклассной работы в учебном заведении, это играет большую  роль в создании и развитии кадетского коллектива, развитии его творческих способностей.

Ключевые слова: воспитательный процесс, воспитатель, формирование коллектива, развитие коллектива, личностный подход, социализация кадет.

 

 «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу каждого ребенка».

(В. А. Сухомлинский)

Социальное воспитание детей является одним из важных факторов стабилизации общества. Социальное воспитание должно достигать двух целей: успешности социализации подрастающих поколений в современных условиях и саморазвития человека как субъекта деятельности и как личности.

Внеклассная работа формирует и развивает личность ребёнка. Управлять воспитательным процессом – значит не только развивать и совершенствовать заложенное в человеке природой, корректировать намечающиеся нежелательные социальные отклонения в его поведении и сознании, но и формировать у него потребность в постоянном саморазвитии, самореализации физических и духовных сил, так как каждый человек воспитывает себя, прежде всего, сам, здесь добытое лично - добыто на всю жизнь.

Любое общество заинтересовано в том, чтобы его члены могли бы и хотели компетентно участвовать в производительной деятельности, усвоили семейные роли, были законопослушными гражданами, - все это составляет содержание процесса социализации, т. е. «процесса формирования умений и социальных установок индивидов, соответствующих их социальным ролям» (Н. Смелзер, американский социолог). Известно, что образование реализует долг общества перед личностью и долг личности перед обществом. Поэтому социализация личности стала ключевой проблемой школьной педагогики. Работая над аспектами социализации личности, изучая работы И. С. Кона, А. В. Мудрика, педагогическую концепцию Р. Штейнера (Вальдорфская школа), опыт английской общинной школы, опыт «общинного воспитания» в США, материалы эксперимента в Германии «Город как школа – Берлин» и выяснила, что важнейшие педагогические принципы, которым я следую в своей работе, близки Вальдорфской школе:

-           ориентация на уровень развития, социальный опыт и потребности отдельного воспитанника, индивидуальное стимулирование;

-           акцент на развитие эмоционального восприятия;

-           расширение детского самоуправления, партнерский стиль взаимоотношений;

-           подготовка воспитанника  к роли хозяина, забота о здоровом образе жизни;

-           усиление гражданско-правового воспитания в духе толерантности и общечеловеческих идеалов (правды, добра, красоты и свободы);

- организация воспитательной работы на принципах единства прав и обязанностей;

- тесная связь с родителями.

В плане социализации личности я уделяю особое внимание нравственному аспекту по той же причине, по которой вXXI веке в наш лексикон прочно вошло понятие «толерантность». Толерантность – восприимчивость, уважение к чужой культуре и традициям. В ходе  работы, я сделала вывод, что многие воспитанники сильно закомплексованы. Возможно, в силу сложившихся жизненных обстоятельств. У некоторых учащихся долго сохраняется страх, скованность перед публичными выступлениями. В современном мире способность выступления на публике и презентационные навыки являются одними из главных деловых качеств. Невозможно представить себе топ-менеджера, который представляет на заседании новую идею и при этом краснеет, бледнеет, несколько раз проговаривает одну и ту же мысль, думая только о том, когда же закончится эта пытка.

Поэтому я стараюсь чаще включать в свою внеклассную работу разнообразные экспромты и беседы-диспуты – не только как средство для снятия напряжения, но и важный способ активизации мыслительной деятельности в тех случаях, когда удается разбудить дух соперничества, соревнования, создать ситуацию успеха, победы (прежде всего над самим собой).Здесь могут быть показаны не только примитивные материальные предметы, но и сказочные персонажи, пословицы и поговорки, известные фразеологические единицы также могут выступать в качестве задания пантомим. Так и любую беседу можно повернуть таким образом, что воспитанник будет поставлен перед необходимостью презентовать свою идею и отстоять её перед аудиторией.

В процессе игры застенчивые воспитанники (меланхолики по темпераменту), а также флегматики получают больше мотивации для выражения своих мнений и чувств. Они более охотно вступают в диалог.

Воспитанник должен научиться действовать в ситуациях неопределенности, уметь выслушивать и оценивать точку зрения других, уметь защищать свои интересы и адекватно воспринимать критику. Он должен суметь воспитать в себе определенные морально-этические нормы.

В процессе практической деятельности, я пришла к выводу, что одним из наиболее эффективных методов активного обучения, помогающих развитию умения понимать и критически оценивать альтернативы, формировать морально-этические установки, воспитанию деловых качеств, являются деловые и ролевые игры, проекты, дискуссии.

Моделируя ситуацию, предоставляя учащимся определенную информацию для принятия альтернативного решения, мы создаем определенное поле деятельности для принятия решений в воспроизводящей реальность обстановке. В чем же причина успешного воздействия таких занятий на воспитанника?

1.                  Включенность в игру стимулирует интерес к проблеме, воспитанник становится непосредственным участником, осуществляющим принятие решения, именно от него может зависеть общий успех.

2.                  В таких экспериментах воспитанник более критично оценивает мнение других, в том числе и воспитателя. Все участники игры выступают в разных ролях и принимают решения, которые совпадают с интересами своей роли, они вынуждены принимать решения в ситуации конфликта.

3.                  В играх решения принимаются и защищаются совместно. У воспитанника развивается умение выслушивать мнение товарищей по группе, подчинять личные интересы интересам коллектива, что, как мне кажется, является очень важным в процессе воспитания личности.

4.                  Процесс принятия решений становится творческим.

5.                  Напряженность игры вызывает актуализацию знаний и всех личностных ресурсов для решения проблемы.

6.                  Игровой характер включает в себя и фактор состязательности, что представляет собой эффективный мотивационный механизм мыслительной активности воспитанника.

В основе ролевой или деловой игры всегда стоит проблема. Путем последовательно усложняющихся задач или вопросов необходимо создать в мышлении обучающегося такую проблемную ситуацию, для выхода из которой ему не хватает имеющихся знаний, и он сам вынужден активно формировать новые знания с помощью воспитателя и с участием других воспитанников. Такие знания являются как бы его собственным открытием, продуктом его собственных выводов, познавательного труда. Это и есть самое ценное.

Прибавив элемент ролевой игры, мы в состоянии превратить иногда затянутое чтение докладов по тексту или научную конференцию в увлекательное общение. В игре умственная активность детей всегда связана с работой воображения; нужно найти себе роль, представить себе, как действует человек, которому хочется подражать, что он говорит. Воображение проявляется и развивается также в поиске средств для выполнения задуманного. Введение в традиционные формы проведения занятий элементов ролевой игры делают сами занятия увлекательными, яркими, запоминающимися. Окунаясь с головой в ход игры, ученик имеет возможность получить еще один жизненный урок. Введение деловых и ролевых игр дает возможность ученику самореализоваться. Именно во время таких занятий происходит приобщение личности школьника к морально-этическим нормам и ценностям общества, адаптация к его условиям. В ходе игры происходит процесс развития культуры личности воспитанника.

В нашем обществе дети в значительной мере усваивают роли и правила поведения из телевизионных передач, газет, фильмов и других средств массовой информации. Некоторые исследователи считают, что воздействие телевидения в качестве агента социализации почти так же велико, как влияние родителей; этот факт вызывает удивление многих родителей. Средний выпускник школы уже успел потратить в среднем около 15 тыс. часов на просмотр телепередач (сюда входят, помимо всего прочего, около 350 тыс. рекламных объявлений и 18 тыс. убийств). Единственное, что занимает еще больше времени в жизни ребенка, - это сон (Уотерс).

Организация ток – шоу, как одного из видов телевизионных передач, дает возможность реализации принципов научной углубленности отдельных тем и принципа прак­тической направленности (подготовка к социальной адаптации    в об­ществе),  принципа занимательности (служит толчком в появлении по­знавательного интереса, является опорой эмоциональной   памяти, по­зволяет привлечь внимание воспитанников к определенной проблеме,  настроить их на углубленное ознакомление с ней,  обогатить их новыми знаниями).

Когда на ток-шоу «Золотая молодёжь» систематически участвовали 60 человек (при зрительской аудитории более 100 человек), можно говорить об успешности опыта. Но успех стал возможен только при условии высокого уровня мотивации. И когда ребята задают вопрос: «А зачем мне это нужно?», я мотивирую следующим образом: вы в самостоятельной жизни (на уроке, среди приятелей, на дискотеке, во взрослой жизни) хотите стать успешными. Как стать успешным? Первое правило – проверить себя на практике, сыграть как можно больше ролей. Ты должен научиться искусству спора, написать сценарий ток-шоу, составить анкету и провести социологическое исследование, участвовать в олимпиадах, конкурсах и т. д.

Составь свою шкалу ценностей. Определи цели и задачи своей деятельности, как личности, как члена семьи, как учащегося. Вспомни, какие обязанности ты уже выполнял в своей жизни. Это твой социальный опыт. Где твоя планка? Соотнеси свою шкалу ценностей с моей, своей мамы, своей семьи, своего друга,  общественной организации, в которой ты состоишь.

Помня о том, что один и тот же материал воспринимается и усваивается воспитанниками по-разному, обычно провожу мини – исследование путем анкетирования:

1.                  Чем вас привлекают подобные мероприятия, чем не нравятся?

2.                  Что вам удалось, а что вызвало затруднения?

3.                  Ваши пожелания, в чём хотели бы попробовать свои силы?

Творческая коллективная игра является школой воспитания чувств воспитанников. Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка в жизни, в то же время навыки, сложившиеся в процессе повседневного общения детей друг с другом и со взрослыми, получают дальнейшее развитие в игре. Требуется большое искусство воспитателя, чтобы помочь детям организовать игру, которая побуждала бы к хорошим поступкам, вызывала бы лучшие чувства.

Индивиды постоянно ищут компромисс с обществом. Поведение некоторых воспитанников расходится с образцами, установленными наиболее влиятельными личностями. Хотя их дразнят за это, они отказываются изменить свое поведение. Сопротивление, протест, вызывающее поведение могут придать процессу социализации необычный характер. Поэтому результаты социализации детей не всегда, соответствуют ожиданиям их родителей, учителей или сверстников.

В коллективе моих воспитанников нередко возникали конфликтные ситуации, и игра стала одним из средств их разрешения. Главными составляющей перед игрой (неважно какой характер она будет носить) у нас является свод правил, которые все обязаны соблюдать:

-           сохранять тишину и проявлять уважение к оратору;

-           высказывать своё мнение, не оскорбляя оппонента;

-           если не можешь сдержать резких слов в адрес другого человека – замени их комплиментом.

Мы успешно использовали игровой практикум по толерантности и сказали друг другу о своих претензиях, недовольствах и негативном отношении максимально деликатно, не задев за живое ни одного из участников игры.

На мой взгляд, задача воспитателя состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанные на дружбе, справедливости и взаимной ответственности.

Так, в тематической неделе «Мы за здоровый образ жизни» все воспитанники нашли возможность принять участие и проявить свои уникальные способности в различных видах деятельности: подготовили плакаты,  рисунки,  тексты бесед,  мудрые мысли,  презентации, футболисты приняли участие в городском турнире по мини-футболу под девизом «Спорт против наркотиков», прошла агитбригада за ЗОЖ, листовки которой до сих пор украшают стены первого этажа.

Все вышеназванные примеры, по сути, являются проблемными ситуациями, т. е. создается обстановка, в которой у воспитанников возникает мысленное, интеллектуальное затруднение, преодоление которого требует поиска новых знаний, нового способа действий, направленных на выявление личной оценки сложных, противоречивых фактов. Важно ставить такие вопросы и задачи, которые учащиеся в состоянии решить, добиваться, чтобы у них укреплялось стремление самостоятельно разобраться, «почему это так?» Иногда проблема так «заводит» ребят, что её отголоски звучат и на других мероприятиях.

Решая проблемные вопросы и задачи, воспитанники наряду с приобретением новых знаний усваивают и способы мыслительной деятельности: учатся логическим рассуждениям, осмыслению процессов и явлений, умению делать научно-обоснованные выводы.

В игре все стороны детской личности формируются в единстве и взаимодействии. Организовать дружный коллектив, воспитать у детей товарищеские чувства, организаторские умения можно только в том случае, если удается увлечь их играми, отражающими труд взрослых, их благородные поступки, взаимоотношения. В свою очередь только при хорошей организации детского коллектива можно успешно развивать творческие способности каждого ребенка.

В.А.Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

 



Список литературы:

  1. Кон И.С. Социология личности. – М.: Политиздат, 2000.
  2. Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 1989.
  3. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. – Пенза: Минобразование РФ, 1994.
  4. Китаева М.В. Успешный учитель – успешный ученик: Практическое пособие для педагогов. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.
  5. Психология: Учебник. Ответственный редактор А.А. Крылов. – М.: Проспект, 2004.
  6. Таран Ю.Н. Солодкова М.В. Классное руководство: новый взгляд на практику воспитания школьников. – Волгоград:Учитель,2010.
  7. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. М., 2004. С. 7, 8.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: