» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Февраль, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №2 (11) 2018
Автор: Слободяник Александр Петрович, нет
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Критерии и показатели оценки уровня экономической безопасности высшего учебного заведения
Дата публикации: 11.02.2018
УДК 2964
КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ УРОВНЯ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
Слободяник Александр Петрович
Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург
Аннотация. В статье рассматриваются критерии и
показатели экономической безопасности вуза. Рассматривается способ оценки
уровня риска. Изложены основные пороговые значения экономической безопасности.
Ключевые слова: показатели, критерии, высшее учебное
заведение, экономическая безопасность.
Безопасность становится обязательным условием и
одним из критериев эффективности деятельности вуза. Комплексная безопасность
вуза включает антитеррористическую, пожарную, конструкционную, экологическую,
санитарно-эпидемиологическую, информационную, экономическую и другие виды
безопасности, проблемы обеспечения которых в целом не
являются достаточно разработанными.
Каждая из функциональных составляющих
экономической безопасности вуза характеризуется собственным содержанием,
набором функциональных критериев и способами обеспечения. Для обеспечения своей
экономической безопасности вуз использует совокупность своих ресурсов.
«Критерии экономической безопасности
вуза диктуют выбор определенных индикаторов, характеризующих динамику вуза,
уровень основных количественных и качественных параметров. Особое место
занимает также определение и использование пороговых значений индикаторов,
призванных сигнализировать о приближении критического состояния объекта
управления и необходимости изменения стратегии развития объекта. Таким образом,
показатели, по которым определены пороговые значения, выступают системой индикаторов экономической безопасности» [2].
Одним из трех
определений индикатора (от позднелат. Indicator – указатель),
предлагаемого Т.Ф. Ефремовой в Современном толковом словаре русского языка,
является следующее: «прибор, устройство, отражающее изменение параметра
какого-либо процесса или состояния, характерного для какого-либо объекта
наблюдения» [4].
Д.Н. Ушаков под показателем понимал
«явление или событие, по которому можно судить о ходе какого-нибудь процесса»
[4]. Процессы, в соответствии с которыми рассматривается
степень защищенности объекта могут характеризовать его показатели как
качественные, так и количественные, которые можно рассматривать как оценку
защищенности или незащищенности объекта. Необходимо отметить, что не все
процессы могут быть представлены количественными показателями.
Обеспечение экономической
безопасности вуза реализуется посредством комплекса методических рекомендаций и
практических инструментов повышения уровня безопасности краткосрочного
(оперативного), среднесрочного и долгосрочного характера [1].
Рассмотрим способ оценки уровня риска
с использованием теории надежности, который позволит оценить уровень риска с
помощью формулы (1):
(1)
где Ур –
уровень риска; Тр – плановый показатель работы; – сумма потерь
(отклонений от планового показателя); п – количество потерь; i – вид потерь.
Разработана интервальная оценка
уровня риска, при которой каждой зоне риска соответствует определенное
финансовое состояние хозяйственной деятельности, которое, в свою очередь,
характеризуется качественной характеристикой уровня экономической устойчивости
вуза представлен в таблице 1.
Уровень риска (Ур)
принимает значения от нуля до единицы.
Таблица 1. Зона
интервальной оценки уровня риска
Качественная характеристика зоны риска |
Зона недопустимого риска |
Зона критического риска |
Зона повышенного риска |
Зона нормального риска |
Зона минимального риска |
Безрисковая
зона |
Интервальная оценка риска |
0,95-1 |
0,75-0,95 |
0,5-0,75 |
0.25-0.5 |
0,05-0,25 |
0-0,05 |
Экономический эффект от выполнения
отдельного мероприятия или целого комплекса рассчитывается по методу чистых
финансовых потоков.
Рассмотрим классификацию и оценку
экономической безопасности вуза.
Применительно к специфике
образовательного учреждения и в соответствии с фактическими и нормативными
значениями его экономических показателей и величиной их отклонения от барьерных
(пороговых) значений индикаторов экономической безопасности «состояние вуза
можно характеризовать как:
- нормальное, когда индикаторы экономической безопасности находятся
в пределах пороговых значений, а степень использования имеющегося потенциала
близка к технически обоснованным нормативам загрузки оборудования и площадей;
- предкризисное, когда
переступается барьерное значение хотя бы одного из индикаторов экономической
безопасности, а другие приблизились к некоторой границе своих барьерных
значений, при этом не были утрачены технические и экономические возможности
улучшения условий и результатов деятельности путем принятия к угрозам мер
предупредительного характера;
- кризисное, когда
переступается барьерное значение большинства основных (по мнению экспертов)
индикаторов экономической безопасности и появляются признаки необратимости
спада основной деятельности и частичной утраты потенциала вследствие исчерпания
ресурса оборудования и площадей, сокращения персонала, неудовлетворительного
качества услуг;
- критическое, когда
нарушаются все (или почти все) барьеры, разделяющие нормальное и кризисное
состояния развития вуза, а частичная утрата потенциала становится неизбежной и
неотвратимой» [2].
Существуют различные методы
(корреляционных связей, весовых коэффициентов и др.) определения интегрального
показателя экономической безопасности, характеризующего действие разнородных
факторов на состояние организации.
Качественный анализ состояния экономической
безопасности вуза, обладающею сложной структурой потенциала и
характеризующегося определенной системой показателей экономической безопасности
в нормальных условиях его функционирования, пороговыми параметрами (значениями
индикаторов) критического уровня состояния и показателями фактического
состояния.
Поэтому расчет оценки показателя,
влияющий на обеспечение необходимого уровня экономической безопасности вуза,
можно представить в виде таблицы 2, а критерии оценки в виде таблицы 3.
Таблица 2. Расчет
оценки показателя [3]
Таблица 3.
Критерии оценки показателя
Наименование показателя |
Критерии оценки значения показателя |
Удельный вес направления /показателя |
Доля поступлений от приносящий доход деятельности
в общем объеме поступлений от приносящий доход деятельности и субсидии на
финансовое обеспечение выполнения государственного задания |
Мин. (0 баллов) = <=29% Удовл. (0,1-0,9 балла) = 30% - 69% Макс. (1 балл) = >=70% |
2 |
Прирост доходов от приносящий доход деятельности
в отчетном периоде по отношению к периоду, предшествующему отчетному |
Мин. (0 баллов) = <0% Удовл. (00,1-0,9 балла) = 0% - 8% Макс. (1 балл) = >8% |
3 |
Зависимость образовательной
организации высшего образования от заемных источников финансирования
(коэффициент долговой нагрузки) |
Мин. (1 балл) = 0%-10% Удовл. (0,1-0,9 балла) = 11% - 24% Макс. (0 баллов) = >=25% |
2 |
Доля просроченной
кредиторской задолженности |
Мин. (1 балл) = 0% Макс. (0 баллов) = >=1% |
1 |
Доля просроченной
дебиторской задолженности |
Мин. (1 балл) = 0% Макс. (0 баллов) = >=1% |
1 |
Наличие
остатков средств субсидии на иные цели |
Мин. (1 балл) = 0%-<0% Удовл. (0,1-0,9 балла) = >0% - 1% Макс. (0 баллов) = >1% |
3 |
Соответствие
средней заработной платы профессорско-преподавательского состава |
Мин. (0 баллов) = ≤ЗДК-5% Удовл. (0,1-0,9 балла) = от (ЗДК-4%) до (ЗДК-1%) Макс. (1 балл) = ≥
ЗДК где ЗДК – значение
показателя в соответствии с планом мероприятий Дорожной карты |
3 |
Рассмотренный методический
подход, инструментарий анализа и диагностики, состояния высшего учебного
заведения позволяют с достаточной полнотой исследовать уровень экономической
безопасности вуза, осмысленно и целенаправленно организовать, и выполнить
необходимый мониторинг, системно анализировать динамично меняющуюся
социально-экономическую ситуацию, проводить технико-экономическое обоснование
принимаемых управленческих решений, которые будут способствовать повышению
уровня экономической безопасности.
В то же время, какую бы модель оценки
уровня экономической безопасности ни выбрал вуз, организация эффективной
системы профилактических и предупредительных мер окажется гораздо дешевле, чем
борьба с их последствиями.
Список литературы:
- Карпунина Е.С. Инструменты обеспечения экономической безопасности высших учебных заведений в современных условиях [Текст]: Автореф. дис. … канд. эконом. наук: 08.00.05 / Е.С. Карпунина. - М., 2010 – 27 с.
- Корнеев А.Н. Современные инновации в области экономической безопасности организаций [Электронный ресурс] / А.Н. Корнеев / Интернет - журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». – 2016. – Том 8. – №5. Режим доступа: URL: http://naukovedenie.ru/index.php?p=vol8-5-economics-management
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 5 сентября 2017 г. № 872 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 августа 2016 г. № 1052 «О формировании рейтинга качества финансового менеджмента образовательных организаций высшего образования, подведомственных Министерству образования и науки Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71666166/.
- Толковый словарь [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://slovorus.ru.
Комментарии: