» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Февраль, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №2 (11) 2018

Автор: Тужикова Валерия Дмитриевна, Студент
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Блог как средство обучения

Статья просмотрена: 162 раз
Дата публикации: 12.02.2018

УДК 37.018

БЛОГ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ

Тужикова Валерия Дмитриевна

студент

 Сургутский государственный педагогический университет, гургут

 

Аннотация. В статье раскрывается возможность использования блога как средство обучения. Целью данной работы является обобщение информации о блоге и особенностях его использования в процессе учения. Практическая значимость статьи заключается в описании созданного блога как средства обучения.
Ключевые слова:
средство обучения, блог, образовательный блог.

 

В настоящее время предъявляются новые требования к организации процесса обучения на всех уровнях образования. Организовать учение невозможно без каких-либо средств.   В  законе «Об образовании в РФ» предусматриваются определённые требования к реализации  образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников[3]. Отсюда можно сделать вывод о необходимости использования ИКТ-технологий в образовательном процессе. Одним из таких средств обучения является блог.

Как указывает Л.С. Чикилева, термин «блог» был создан путем сокращения слова «веблог». Слово «блог» использовалось как существительное для обозначения определенного типа сайта и как глагол, имеющий значение «вести блог». Появился производный термин «блоггер» − «ведущий блог»[6,с.198]. 

В.А. Стародубцев  считает, что основным назначением блога является предоставление пользователям возможностей для виртуального взаимодействия c собеседниками, имеющими общие интересы. По мнению автора, блог – это простой в использовании сервис Интернета для регулярного размещения авторских материалов общекультурного и профессионального назначения, для публикации мультимедийных образовательных ресурсов и т.д., позволяющий комментировать содержание страниц блога[5].

Действительно, в  настоящее время, когда так активно используется интернет, техника, востребованными являются различные информационные сайты, сайты педагогов, образовательные порталы, блог являются таким же необходимым средством обучения.

Л. А. Гриневич раскрывает достоинства внедрения блогов в процесс обучения: 

·                    позволяют индивидуализировать образовательный процесс;

·                    предоставляют обучающимся возможность овладеть обобщенными видами информационной деятельности (поиск, анализ, передача информации, ее оценка);

·                    способствуют овладению навыками письменной речи;

·                    влияют на формирование умения аргументировать свою точку зрения, работая в социальных сетях[2].

Благодаря рассматриваемому средству обучения возможно давать ученикам индивидуальные или дифференцированные задания, организовывать выполнение ими таких действий, как поиск необходимой информации, её передача, оценка, переработка на доступный язык и так далее. Также посредством комментирования постов, размещённых на образовательном блоге возможно формировать умение высказывать и отстаивать свою точку зрения.

И.А. Кудрявцева выделяет следующие виды блога с позиции целевого использования в сфере образования :

·          личный блог учителя, который возможно использовать для размещения различных материалов, ссылок на электронные ресурсы, заданий и организации обратной связи с учащимися;

 ·         коллективный блог, используемый, как правило, для организации взаимодействия (например, блог класса) или обмена опытом (например, педагогами);

·          блог проекта, предназначенный для реализации конкретного исследования и завершающий свою работу по его окончанию[4].

Самым распространённым является блог учителя или преподавателя, так как в этом случае, данный сервис облегчает работу в актированные, праздничные дни и позволяет организовывать дополнительную работу с обучающимися. Также встречаются коллективные блоги, созданные учебной группой для общения и обмена информацией.

Блог как средство обучения имеет дидактические свойства и соответствующие им функции[1](смабл.1).

Таблица 1. Свойства и функции блога в образовательной деятельности.

Дидактические свойства блога

Дидактические функции блога

Существование в контексте автора

Мотивация познавательной деятельности; создание благоприятной среды для индивидуального обучения; развитие учебной автономии и креативности.

Интерактивность

Формирование умения вести дискуссию (приводить аргументы и контраргументы, делать выводы, выносить собственное независимое суждение); развитие эмпатии; совершенствование навыков письменной речи разных стилей (формальный, разговорный, высокий).

Эффективность организации информационного пространства

Возможность оперативного поиска информации через систему рубрикации и архивы; возможность оперативного информирования и обновления информации с применением RSS-потоков для синдикации контента.

Максимальная степень реализации мультимедийности

Повышение мотивации обучающихся; формирование творческого мышления; совершенствование рецептивных видов речевой деятельности (аудирование, чтение); учет индивидуальных стилей обучения.

Простота использования

Повышение мотивации; устранение тревожности и неуверенности в отношении навыков пользования ИКТ.

Исходя из информации, представленной в таблице, можно сделать вывод о многофункциональности использования блога в обучении. Благодаря данному средству модно формировать личностные, коммуникативные, регулятивные универсальные учебные действия. Также, разместив  на странице тест, анкету ,опрос, возможно проверить уровень сформированности какой-либо компетентности, учебного действия.

В рамках дисциплины «Инновационные технологии обучения и воспитания» был создан блог «Кейс-технология», где два раза в неделю размещалась информация о кейс-технологии как инновационной технологии обучения младших школьников. Блог представляет собой платформу, содержащую теоретическую информацию о кейс-технологии, об особенностях использования кейсов в обучении, примеры кейсов, которые можно использовать. Были предусмотрены комментарии, где происходило обсуждение постов. Материал носил практическую значимость, поэтому был полезен для читателей. Блог был создан по инициативе преподавателя, с целью научить студентов работать с данным средством обучения, осуществлять отбор и систематизировать необходимую информацию. Работая с данным блогом в течении четырех месяцев, мы научились оформлять данный контент, публиковать посты с определённой целью и в определённой последовательности. Данный опыт стал очень ценным для нас как для будущих учителей. Подобный блог можно создать и посвятить любой теме, поэтому данное средство обучение можно назвать универсальным.

Таким образом, образовательный блог – это универсальное средство обучения, которое подойдёт для всех уровней образования, позволит получить опыт в области ИКТ-технологий, что в современном обществе является актуальным. Благодаря данному средству обучения возможно развить универсальные учебные действия, проверить уровень их сформированности.

 



Список литературы:

  1. Блоги в обучении [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://study-english.info/it-blogs.php.
  2. Гриневич, Л. А. Образовательные блоги как средство реализации деятельностного подхода в учебном процессе [Текст]. / Л. А. Гриневич // Мир науки, культуры, образования. 2015. – № 4 (53). – С.166–168.
  3. Закон об образовании РФ. Общие положения Федерального закона об образовании 2017-2018 [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/
  4. Кудрявцева И.А. Образовательный блог в деятельности учителя-предметника // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, фев- раль 2012 г.). СПб: Реноме, 2012. С. 408-410.
  5. Стародубцев В. А., Киселева А. А., Блог как средство электронного обучения[Текст]/В.А.Стародубцев,А.А.Киселёва // Высшее образование в России. 2014. № 7. С. 86-92.
  6. Чикилева,Л.С., Блог как средство электронного обучения английскому языку [Текст]/Л.С. Чикилева //Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 12-2 (42). С. 197-201.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: