Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Февраль, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №2 (11) 2018

Автор: Гумерова Альфия Ильдусовна, студентка магистратуры
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Особенности рекламной информации как объекта информационных правоотношений, наносящей вред развитию детей

Статья просмотрена: 126 раз
Дата публикации: 12.02.2018

УДК 34.096

ОСОБЕННОСТИ РЕКЛАМНОЙ ИНФОРМАЦИИ КАК ОБЪЕКТА ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ, НАНОСЯЩЕЙ ВРЕД РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ

Гумерова Альфия Ильдусовна

студентка магистратуры

Башкирский государственный университет (Стерлитамакский филиал), г. Стерлитамак

Научный руководитель: Иванцова Г.А.

Кандидат юридических наук, доцент

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению рекламной информации как объекта информационных правоотношений, наносящей вред развитию детей. В статье раскрывается значение понятия «реклама». Также раскрываются нормы закона о рекламе, регулирующие вопросы связанных с несовершеннолетними.

Ключевые слова: информация, реклама, несовершеннолетние, вред, правоотношения, закон.

 

Одной из главных задач Российской Федерации на сегодняшний день является защита прав несовершеннолетних детей. В современном обществе, наравне с развитием научных и компьютерных технологий возрастает и количество вредной информации. Как показывает практика, основной источник распространения негативной информации является глобальная сеть Интернет. Формирование информационных и коммуникационных технологий, возникновение различных социальных сетей с легким доступом к информации никаким образом не способствует формированию мышления и крепкой нервной системы у детей, а наоборот - оказывает большое влияние в возникновение ряда комплексов и определенной информативной информационной зависимости у несовершеннолетних.

Весь мир уделяет огромное внимание защите несовершеннолетних детей от вредной информации для того, чтобы обеспечить им нормальное психическое и физическое развитие. Так, в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, которая вступила в законную силу 1 сентября 2012, информационную безопасность выделили как одну из главных направлений государственной политики Российской Федерации.

  Защита от вредной рекламы, которая наносит вред развитию, является одним из основных направлений обеспечения безопасности несовершеннолетних детей. Прежде чем продолжить, правильно будет раскрыть значение понятия рекламы, а также раскрыть понятие рекламы как объекта информационных правоотношений.

Реклама – это разновидность информации. Реклама имеет многочисленные особые свойства, понимание которых требуется для отграничения рекламы от другой информации. Это позволяет законно и обоснованно реализовывать рекламное законодательство – соблюдать, исполнять и применять его именно к рекламе, не путая с иными похожими информационными отношениями, грамотно разрешать вопросы, которые возникают по этому поводу.

Реклама должна быть выполнена так, чтобы неосведомленный покупатель не смог перепутать ее со статьей независимого журналиста, репортажем и т.п. [2]

В юридической литературе «реклама» определяется в основном исходя из определения, закрепленного в Федеральном законе «О рекламе» от 18 июля 1995 года. В соответствии со ст.2 данного закона реклама – это «распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для определенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний» [3].

В новом Федеральном законе «О рекламе» от 13 марта 2006 г. в ст.3 реклама определяется как «информация, распространенная любым способом, в особой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке» [4].

Таким образом, легальное определение рекламы на сегодняшний день необходимо рассматривать в совокупности трех категорий: «реклама», «объект рекламирования», «сведения, не признаваемые рекламой». Это необходимо учитывать при определении той или иной информации в качестве рекламы.

Одним из важных шагов по защите несовершеннолетних от вредной информации, явилось принятие Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» 29.12.2010 № 436-ФЗ. Данный закон затрагивает фактически всех, имеющих отношение к обороту информационной продукции. Но следует принять во внимании то, что реклама не поддается возрастной квалификации. Вся открыто распространяемая реклама должна быть безопасной для несовершеннолетних детей. По этой причине из-под действия закона выведены отношения, которые связаны с рекламой. Закон содержит классификацию видов информации, а также правила оборота информационной продукции для детей.

Как объективно подмечают исследователи данного вопроса, среди прочно вошедших в жизнь современного социума общественно-экономических явлений устремляет на себя особое внимание реклама, учитывая ее большое воздействие на формирование взглядов целых групп людей. Этот факт еще раз доказывает, что реклама не может не вызывать потребность в ее доскональном правовом регулировании, которая нужна для того, чтобы избежать негативного воздействия ненадлежащей рекламы [1]. Особенно вредной может оказаться ненадлежащая реклама   именно для несовершеннолетних детей.

Из области воздействия закона изъята информационная продукция, которая включает в себя научную, научно-техническую, статистическую информацию; а также информацию, доступ к которой не может быть ограничен; информационная продукция, которая имеет существенную историческую, художественную и другую культурную ценность для общества; и, конечно же, реклама.

Исключение коммерческой информации как потенциально возможной нанести вред информационной безопасности ребенка вызывает недоумение. Дети – очень активные потребители рекламы. Несовершеннолетние дети в возрасте от 1,5 до 10 лет смотрят рекламные ролики с таким же увлечением, как и мультфильмы.

Также необходимо отметить, что в законе о рекламе имеется норма, которая защищает несовершеннолетних детей. Но факт того, что законодатель не предпринял попытку совместить нормы 2-х законов даже простой ссылкой на закон о рекламе, на наш взгляд, существенная недоработка. Многочисленные положения отмеченных законов повторяются, однако условия закона о рекламе ограничены и заужены только некоторыми статьями.

К примеру, в законе о рекламе говорится, что в целях защиты несовершеннолетних детей от злоупотреблений их доверчивостью и не опытностью в рекламе запрещается:

1)                 умаление авторитета родителей и педагогов, подрыв доверия к ним у детей;

2)                 мотивирование несовершеннолетних к убеждению родителей или иных лиц к приобретению рекламируемого товара;

3)                 формирование у детей искривленного понятия о доступности товара для любых семей с различным уровнем заработка;

4)         формирование у детей мнения о том, что владение товарами, которые рекламируются, делает их более авторитетными в глазах их друзей;

5)         развитие комплекса неполноценности у несовершеннолетних детей, которые не обладают товарами, которые рекламируются;

6)         отображение несовершеннолетних в рискованных обстановках;

7)         уменьшение степени необходимых умений для потребления рекламируемого товара той возрастной группы, для которой данный товар рассчитан;

8)         развитие у несовершеннолетних детей комплекса неполноценности, которая связана с их внешней непривлекательностью.

Положения о защите прав несовершеннолетних содержаться и в других нормах закона о рекламе. Например, реклама алкогольной продукции, пива, табачной продукции, а также оружия не должна обращаться к несовершеннолетним, а также использовать образы несовершеннолетних детей.

Такая реклама не должна размещаться в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, аудио- и видеопродукции. Проведение рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов алкогольной продукции, пива и табачных изделий допускается только в организациях, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации о рекламе. При этом к участию в раздаче образцов алкогольной продукции запрещается привлекать несовершеннолетних, а также запрещается предлагать им такие образцы.

В законе о защите детей от информации, которая причиняет вред их здоровью и развитию, к запрещенной для распространения информации относится информация;

1)         побуждающая несовершеннолетних детей к совершению действии, которая представляет угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;

2)         способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

3)         обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным;

4)         отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и иным членам семьи;

5)         оправдывающее противоправное действия;

6)         включающая нецензурную брань;

7)         включающая данные порнографического характера.

Как мы можем видеть, большинство норм названных законов пересекаются и похожи по смыслу. Но, если следовать логике нового закона о защите детей, если подобная информация содержится в рекламе, то ее распространять можно.

Нормы закона о рекламе, которые регулируют вопросы, связанные с несовершеннолетними, должны быть компонентами общей системы защиты детей от вредной информации. И ответственность к участникам отношений по производству и распространению рекламы должна строиться на основе единых принципов.

Ведь закон о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью, помимо перечня запретов содержит также возрастную классификацию информации для несовершеннолетних, порядок и полномочия классификации информации, а также ответственность за нарушение закона. Соответствующая ссылка в законе о защите детей расширила бы объем гарантий защиты несовершеннолетних от вредной информации, чтобы систематизировать нормы разных законов. Как будут регулироваться возможные коллизии, покажет время.

 



Список литературы:

  1. Лисецкий P.M. Административная ответственность за нарушения законодательства о рекламе: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2015. С. 4.
  2. Макарьян Д.В. О некоторых новеллах закона о рекламе. М., 2014. С. 3.
  3. Федеральный закон "О рекламе" от 18.07.1995 N 108-ФЗ
  4. Федеральный закон "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: