» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Февраль, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №2 (11) 2018

Автор: Ахмедьярова Айгуль Кадыржановна, учитель истории
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Формирование межпредметных взаимосвязей на уроках русского языка с историей.

Статья просмотрена: 729 раз
Дата публикации: 13.02.2018

УДК 371.321

ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА С ИСТОРИЕЙ

Ахмедьярова Айгуль Кадыржановна

Гущина Тамара Николаевна

МБОУ «СОШ с. Сасыколи им. Г.Г. Конаплёва», гстрахань

 

Аннотация. В данной статье затрагиваются вопросы о формировании межпредметных связей между русским языком и историей как школьных предметов изучения. Статья знакомит читателя с основными формами проведения уроков, на которых удобно выстраивать взаимосвязанную работу между учителями русского языка и истории. Приводятся примеры проблемных вопросов на уроках русского языка во взаимосвязи с историей.

Ключевые слова: межпредметные связи, русский язык, история, тип урока, формирование межпредметных взаимосвязей на уроках русского языка с историей.

 

Русский язык как школьный предмет взаимосвязан с другими учебными дисциплинами. В зависимости от дидактических целей можно разбавлять урок за счет межпредметных связей с различными учебными предметами.

Говоря о межпредметных связях, часто вспоминают К. Д. Ушинского, который считал, что, только работая вместе над всем умственном развитии ученика, учителя-предметники смогут сформировать целостную личность, навести порядок в голове учащегося. Со времен жизни Ушинского прошло много времени, но и в настоящее время актуальным представляется вопрос активизации знаний по истории на уроках русского языка. Это связано с тем, что язык представляется отражением всей истории народа, который на нём общается, образуя цепочку взаимосвязей между эпохами. Развиваясь, человек творит историю, запечатывая в каждое новое слово своё значение, свой смысл. Этот смысл, через века, превращается в код, который помогает раскрыть загадки истории.

Развивая тему истории на уроках русского языка, можно добиться следующих результатов:

·                    углубление филологических знаний школьников;

·                    формирование познавательного интереса к русскому языку;

·                    развитие речи;

·                    расширение возможностей учебно-воспитательного процесса;

·                    создание у учащихся целостной картины представления о мире и человеке.

Рассмотрим подробнее методы реализации взаимосвязей между двумя предметами на уроках русского языка и истории.

Для начала определим, что же такое межпредметные связи. Различные авторы дают свои определения данному понятию. Остановимся на одном из них.

Межпредметные связи – это связи между основами наук учебных дисциплин, а точнее - между структурными элементами содержания, выраженными в понятиях, научных фактах, законах, теориях.

Тогда, разбирая учебные предметы на структурные единицы, нужно находить общие знания. Это и будет формировать у учащихся целостную картину мира. Исходя из анализа содержания учебной программы, который устанавливает взаимосвязи между учебными дисциплинами, стоит выбирать методы обучения и, соответственно, подбирать тип урока, подходящий для реализации данных методов.

Стоит отдельно заострить внимание на том, что, устанавливая взаимосвязи между предметами, важно избегать дублирования учебного материала. К примеру, вы решили взять за структурную единицу фонетический разбор слов (это кладовая исторических знаний). Рассказывая про гласные звуки, добрались до гласных букв «У», «Ю», «Я». Но у этих букв огромная история их появления в современном виде и привычном нам звучании. Эта история берет свое начало ещё с 12 века, когда началась история исчезновения большого и малого юсов. Очень интересная тема, но страшно переродить урок русского языка в урок истории, и важно дополнить его историей. XII век ознаменован многими событиями нашего народа, что привело к ослаблению Киева и способствовало новых центров власти. Борьба выражена эмоциями. Эмоции наполнены звуками. Неудивительно, что и способы коммуникации между людьми стали меняться. В переломные моменты это особенно ярко выраженно. Так после октябрьской революции 1917 года исчезла буква «Ер» после реформы русского языка, а в девяностые годы того же столетия границы между написаниями букв «е» и «ё» стали стираться.

Как много здесь истории, но главным должен остаться фонетический разбор – история как способ пробуждения познавательного интереса учащихся.

Выстраивая взаимосвязи между двумя предметами, мы должны опираться на уже сформированные знания. То есть, если мы говорим о букве «Ер», мы должны объединить исторические знания учащегося о революции и о фонетике русского языка, заставить задуматься, направить его мысли в сторону собственных исканий, исследований, научить учиться.

Школьная программа по обучению русскому языку направлена на освоение теории и овладение практическими навыками. Говоря проще, мы должны научить детей владеть как письменной, так и устной речью. Сопоставив, структурные единицы и установив связи с другими учебными предметами, необходимо определиться с типом урока.

Для построения межпредметных связей между русским языком и историей хорошо подходят следующие типы уроков:

·                    урок-лекция;

·                    урок-путешествие;

·                    урок-экспедиция;

·                    урок-исследование;

·                    урок-инсценировка;

·                    учебная конференция;

·                    урок-экскурсия;

·                    мультимедиа- урок;

·                    проблемный урок.

Приведенные типы уроков легко комбинируются, что даёт возможность на уроках русского языка взглянуть через призму исторических знаний, сделать эти знания твёрже и шире.

Допустим мы решили остановиться на форме проведения урока-экскурсии (экскурсия может быть и виртуальной).  Структуру данного урока необходимо продумать таким образом, чтобы она ставила перед учащимися задачу по овладению навыков письменной и устной речи на фоне исторических событий, сопровождавших какой-либо объект экскурсии. Например, экскурсия к поклонному кресту святых Кирилла и Мефодия в Астрахани, может быть представлена как интегрированный урок истории и русского языка, результатом которого могут быть сочинение, основанное на исторических фактах, или же подготовка проектных исследовательских работ по образованию русской азбуки.

Формы контроля знаний также можно совмещать с расширением новых исторических знаний. Хорошо такую взаимосвязь между предметами устанавливать посредством диктантов. Конечно, текст диктанта, должен тщательно прорабатываться учителями русского языка и истории, чтобы его содержание соответствовало требованиям, предъявляемых к основному предмету, но помогло бы в актуализации или расширении новых знаний взаимосвязанному предмету.

Подводя итоги, стоит отметить, что, только работая вместе, кропотливо продумывая свои занятия, педагоги могут построить взаимосвязи на уроках, которые будут способствовать полному погружению учащегося в единый системный, а значит и понятный, мир знаний.

 



Список литературы:

  1. Баранов М.Т. Межпредметные связи русского языка в учебном процессе //Русский язык в школе.- 1979.- N3- С.9-14.
  2. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. М.-Л.: Изд-во Академии педагогических наук, 1950. Т9 327с.
  3. Межпредметные связи в процессе преподавания основ наук в средней школе: Материалы Всесоюзной конференции. М., 1975. С. 72.
  4. Межпредметные связи в процессе обучения. Сб. статей. Под ред. Кулагина П.Г. Пенза., 1971.- 59с.
  5. Теоретические проблемы использования искусства на уроках гуманитарного цикла. Сб. научных трудов,- М., 1977.- 42с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: