» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июнь, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №3 2017

Автор: Бадардинов Илья Константинович, студент
Рубрика: Социологические науки
Название статьи: Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом

Статья просмотрена: 161 раз

УДК 796/799

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ

Бадардинов Илья Константинович

студент бакалавр, 3 курс,

Кемеровский государственный университет

Россия, г. Кемерово

Рыкова Надежда Федоровна

ассистент кафедры физического воспитания,

Кемеровский государственный университет

Россия, г. Кемерово

Аннотация. Целью данной статьи является формирование мотивации у молодежи к занятиям физической культурой и спортом. Задачами будут являться: выявление наиболее значимых факторов, влияющих на мотивацию к занятию спортом; обоснование положительных результатов для текущей и дальнейшей жизни, связанных с повышением физической культуры среди молодежи. Практическим результатом данной статьи будет объективное мнение о пользе занятий физической культуры и спортом.

Ключевые слова: спорт, физическая культура, мотивация, студент

В физической культуре и спорте под мотивацией принято понимать процесс, в результате которого определенная деятельность приобретает для индивида известный личностный смысл, создает устойчивость его интереса к ней и превращает внешне заданные цели его деятельности во внутренние потребности личности.

Среди тех студентов, кто занимается физкультурой, на основании многих исследований, главными мотивами являются: получение удовольствия от занятий физкультурой, укрепление состояния здоровья и улучшение физической формы, а также своевременная сдача зачета или экзамена по физкультуре, при систематическом посещении занятий. Мотивы самоутверждения и самовыражения, помимо общественных и моральных, должны преобладать в структуре мотивации занятий спортом и физической культурой. Только правильное соотношение индивидуальных мотивов и мотивов общественных сформирует положительную мотивацию к занятиям физической культурой. Пренебрежение каким-либо из данных мотивов может привести, напротив, к негативным последствия, например, таким как мотивация избегания неудач. Для формирования положительной мотивации к занятиям спортом или физической культурой должны быть взяты во внимание следующие факторы:

  1. итогом деятельности должен являться осязаемый результат;
  2. необходимо оценивать данный результат качественно и количественно;
  3. требования к оценке данной деятельности должна быть адекватными, не завышенные и не заниженные;
  4. оценивая результаты необходимо создать определенную шкалу и определенный нормативный уровень, выполнение которого является обязательным и при достижении которого, возникает чувство гордости и радости;
  5. субъект должен сам хотеть заниматься данной деятельностью и добиваться получения определенного результата от этой деятельности.

Существует условное деление мотивов занятий физической культурой на конкретные и общие. К конкретным мотивам относится желание заниматься определенным видом спорта либо выполнять определенные упражнения на занятиях, которые, по мнению студента, являются наиболее эффективными и полезными для него самого. Интересы студентов достаточно дифференцированы: студенты интересуются каким-либо определенным видом спорта, кому-то нравится баскетбол, а кому-то гимнастика, а некоторые студенты вообще не имеют интереса к занятиям спортом и считают это ненужной тратой времени. К общим же можно отнести общее желание заниматься спортом и выполнять любые физические упражнения. При общих мотивах субъекту безразлично, чем конкретно заниматься.

Мотивы посещения уроков физической культуры имеют различную причинную обусловленность. Студенты, довольные занятиями, посещают их ради своего физического развития и укрепления здоровья. Учащиеся, неудовлетворенные уроками, вынуждены ходить на них ради отметок о посещении занятий, для ликвидации возможных неприятностей из-за прогулов. Так же, многие студенты либо давно профессионально занимаются каким-либо спортом и не имеют интереса к посещению занятий физической культуры, либо работают или учатся на дополнительных курсах и не имеют времени, по их мнению, на посещение данных занятий. Здесь уже встает вопрос о так называемых жизненных приоритетах.

Мотивы, связанные с процессом деятельности – это удовольствие, вызываемое получением острых впечатлений от таких явлений и чувств, как азарт, радость от победы, конкуренция; удовлетворение потребности в активности. Мотивы, связанные с результатом деятельности вызваны самосовершенствованием, самовыражением и самоутверждением. Формирование мотивов связано с воздействием определенных внешних и внутренних факторов. Внешними факторами являются условия или ситуации, в которых оказывается субъект. К внутренним факторам относятся убеждения, интересы и влечения, которые связаны с потребностями личности субъекта. Убеждения характеризуют мировоззрение студента и формируют значимость и направленность его действий. Социальные побудители активности человека являются основой личностных убеждений. Проблемы с лишним весом, слабая физическая форма, стремления к познанию новых видов спорта – все это можно отнести к внутренним факторам. Внешним же фактором может являться, например, массовая популяризация здорового образа жизни. Но, к сожалению, из опроса большого числа студентов выявлено, что основной мотивацией к посещению занятий по физической культуре у студентов является принуждение со стороны преподавателей и университета, в виде зачета по данной дисциплине и большинство не имеет желания, отрабатывать пропущенные занятия, так как посещение занятий – одно из главных условий получения зачета.

В данной ситуации необходимо популяризировать здоровый образ жизни среди студентов, как на федеральном и муниципальном уровне, так и на уровне компетенций университета. Причем, стоит отметить, что не нужно использовать принуждение в качестве основной мотивации для студентов, стоит создать условия по формированию индивидуального выбора для каждого отдельного студента в занятии спортом и физической культурой по наиболее интересующему направлению в этой сфере: создание различных секций по разным видам спорта и кружков, с нетрадиционной для университетов сферой деятельности, тесно связанной с физической культурой (йога, пилатес и др.), а так же, создание большого спектра соревнований по разным видам спорта, с целью создания конкурентного интереса среди студентов.



Список литературы:

1.             Андронов О. П. Физическая культура, как средство влияния на формирование личности / О.П. Андронов - Москва: Мир, 1992. – 321 с.

2.             Горбунов Г. Д. Психопедагогика спорта / Г.Д. Горбунов - Москва: Физкультура и спорт, 1986. - 182 с.

3.             Ильин Е. П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин – Санкт-Петербург: Питер, 2000. - 508 с.



Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: