» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Апрель, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №1 2017

Автор: Фаустова Елена Олеговна, учитель начальных классов
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Групповые технологии как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся

Статья просмотрена: 1251 раз

В современном, постоянно изменяющемся мире меняются требования к человеку. Экономика стала очень динамичной. Всё быстро меняется. Человек должен уметь быстро ориентироваться в пространстве, быстро создать команду или войти в неё, то есть быть компетентным, прежде всего в плане общения. Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов.

Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно-активным, социально компетентным, более адаптированным к социальной действительности, способным взаимодействовать и управлять процессами общения.[2]
В последнее время отмечается низкий уровень коммуникативной компетентности детей, которое находит своё отражение в увеличении числа детей с высокой социальной и межличностной тревожностью, росте одиночества, большом числе детей с низким социометрическим статусом, изолированных и отвергаемых в детском коллективе. В связи с этим новая система образования в условиях ФГОС ставит задачу воспитания научить сотрудничать и работать в группе, быть толерантным к разнообразию точек зрения и мнений, уметь слушать и слышать партнёра, свободно, чётко и понятно излагать свою точку зрения на проблему.[6]

Пути реализации коммуникативной компетенции учащихся в процессе обучения многообразны. Опираясь на  сотрудничество и согласие, на личное равенство педагога и воспитанника, сосредотачиваясь на потребностях ребенка, стремясь к творчеству, личностному и профессиональному росту, педагог сможет вовлечь детей в содержание обучения и сделать формирование коммуникативных действий результативным. [6]

Групповая работа – одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей. По определению Е.Н. Щурковой, групповая деятельность – это “организованное взаимодействие двух или более индивидов как совокупного субъекта с миром, объединенных единой целью и совместными усилиями по ее достижению”. [1]

Целью групповой технологии является: создание условий для формирования навыков групповой работы в начальной школе.

Групповые технологии как коллективная деятельность предполагают:

  • взаимное обогащение учащихся в группе;

  • организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно-познавательных процессов;

  • распределение начальных действий и операций;

  • коммуникацию, общение, без которых невозможны распределение, обмен и взаимопонимание;

  • обмен способами действия;

  • взаимопонимание;

  • рефлексию. [3]

Известный русский дидакт М.А.Данилов писал: “...работая в составе группы…, школьники на собственном опыте убеждаются в пользе совместного планирования, распределения обязанностей, взаимообщения. Учащиеся сплачиваются между собой, приучаются действовать согласованно и слаженно, испытывая чувство коллективной ответственности за результаты совместной деятельности. Групповая форма организации работы, кроме того, делает явными усилия и способности каждого, что является естественным стимулом здорового творческого соревнования”. [5]

Главными особенностями организации групповой работы учащихся на уроке являются:

  • класс делится на группы для решения конкретных учебных задач;

  • каждая группа получает определенное задание и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;

  • задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;

  • состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы. [3]

Задачи учителя при организации групповой работы: 
- организовать самостоятельную, познавательную, исследовательскую, творческую деятельность учащихся, объяснить цели предстоящей работы; 
- учить самостоятельно добывать нужные знания; 
- критически осмысливать полученную информацию; 
- делать выводы и аргументировать их; 
- решать возникающие проблемы, используя добытые факты. 
[7]

Одним из главных условий качественной работы группы является взаимопонимание между членами группы, умение вести диалог, вести споры, дискуссии, но избегать конфликтов. Для этого нужно предоставить “готовые” правила работы в группе или предложить учащимся разработать их самостоятельно.

Важным процессом групповой работы является обсуждение, которое состоит из нескольких этапов:

  • 1 этап: выдвижение каждым участником своих гипотез, изложение своей позиции, от остальных участников требуется терпение, уважение к чужой точке зрения.

  • 2 этап: обсуждение высказанных гипотез.

  • 3 этап: выработка группового решения, которое рождается в процессе критической оценки предложенных вариантов и выбора общего.

  • 4 этап: обсуждение итогов работы группы.

  • 5 этап: обсуждение процесса работы.

Организация групповой работы меняет функции учителя. Он не передает знания в готовом виде, является организатором и режиссером урока, соучастником коллективной деятельности. [4]

Учителю в своей работе надо обратить внимание на то, что при комплектовании групп важно учитывать характер межличностных отношений учащихся. Психолог Ю.Н. Кулюткин по этому поводу пишет: “В группу должны подбираться учащиеся, между которыми сложились отношения доброжелательности. Только в этом случае возникает психологическая атмосфера взаимопонимания и взаимопомощи, снимаются тревожность и страх”. [1]

Заключение

Классно-урочная система обучения не позволяет в полной мере ни сформировать навыки сотрудничества, ни поддержать инициативность и самостоятельность, ни сформировать у учащихся адекватную самооценку. Здесь учителю на помощь приходят групповые технологии в обучении. Вот тогда в совместной деятельности в процессе решения проблемы и столкновения мнений появляется возможность формировать навыки общения, развивать речь, учить договариваться друг с другом, видеть и понимать, что человек нуждается в твоей помощи. Если дети работают в группах, становятся очевидными все межличностные отношения, существующие в классе.

Как организовать совместную работу, как составить группу, как увидеть процессы, происходящие в ней? Всегда ли дети должны быть разделены на группы или только на отдельных уроках? Какие виды заданий можно использовать для групповой работы? Нужно ли изменять состав группы? Сколько в ней должно быть человек? Как разместить столы в кабинете, чтобы не испортить детям зрение и осанку? На все эти вопросы нетрудно найти ответ, если учитель понял и принял групповую работу как основную форму организации урока.



Список литературы:

1. Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. - М.,1985, с.119.

2. Пестова О.А. Формирование коммуникативной компетенции учащихся начальной школы на уроках литературного чтения http://rudocs.exdat.com/docs2/index-575805.html

3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М, 1998.

4. Ткаченко Р. А. Экспериментальная разработка “Обучение распределению ролей в группе (на примере решения задач на уроках математики)” 

5. Урок в восьмилетней школе. Под ред. М.А. Данилова. М., 1966. С. 184.

6. Формирование коммуникативной компетенции учащихся начальных классов через развитие культуры речи детей на уроках русского языка и литературного чтения. [Электронный ресурс] // Сайт «Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"». URL: http://festival.1september.ru/articles/565631/.

7. http://standart.edu.ru: «ФГОС: Начальное общее образование»





Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: