» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июнь, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №3 2017

Автор: Карбаева Шолпан Шайкеновна, Бейкитова Альбина Нурахмятовна, докторант 1-курса
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Педагогические условия организации учебно-исследовательской деятельности будущих учителей

Статья просмотрена: 154 раз

УДК  373.1.013:37.033/.035

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

 

Карбаева Шолпан Шайкеновна

кандидат педагогических наук, доцент

Казахский национальный педагогический университет имени Абая,

Казахстан, г. Алматы

Бейкитова Альбина Нурахмятовна

PhD докторант 1-курса

Казахский национальный педагогический университет имени Абая,

Казахстан, г. Алматы

Аннотация. В статье рассматриваются основные направления, специфика и педагогические условия учебно-исследовательской деятельности. Организация учебно-исследовательской  деятельности  обучающихся   в    условиях  обновленного содержания образования  имеет важное значение. В научной и методической литературе основное внимание уделяется исследовательской деятельности в образовательных учреждениях. В профессиональной подготовке   будущих   учителей   организация учебно-исследовательской деятельности требуют от обучающихся владение комплексом исследовательских умений, необходимых для анализа и отбора предлагаемых инновационных технологий и совершенствования своей профессиональной деятельности на научной основе.

Ключевые слова: учебно-исследовательская деятельность; исследовательская деятельность; педагогические условия; подготовка будущих учителей; профессиональная деятельность.

 

Современная казахстанская образовательная система с подписанием Болонского соглашения предъявляет требования к организации учебного процесса высшего педагогического образования. В связи с этим обновлены структуры и содержания образования с традиционного стиля обучения, к новой конструктивной модели образования, обеспечивающей самостоятельность мышления обучающихся, реализуюшиеся личностно-ориентированный подход к обучению. Необходимость  качественного обновления содержания высшего образования предполагают:

- повышение престижа педагогического образования;

-  создание у студентов  высокого уровня мотивации в познавательном процессе;

- повышение уровня фундаментальной подготовки и общей культуры будущих учителей;

- активное включение будущих учителей в исследовательской деятельности и т.д.

По обновленному содержанию образования в результате обучения у обучающихся должны быть сформированы навыки критического мышления, самостоятельного исследования и глубокого анализа информации.  Особенно важной в этом отношении представляется учебно-исследовательская деятельность обучающихся в образовательном процессе.  В этой связи все более востребованными становятся у будущих учителей, не только фундаментальные знания, сформированные профессиональные умения, развитые творческие способности, но и владение комплексом исследовательских умений, необходимых для анализа и отбора предлагаемых инновационных технологий и совершенствования своей профессиональной деятельности на научной основе. Поэтому четко разработанная организация учебно-исследовательской деятельности позволяет формировать профессионально- значимые качества современного учителя [4].

Вопросы организации учебно-исследовательской деятельности будущих учителей рассмотрены у многих работ зарубежных и отечественных ученых-исследователей  (таблица 1)

 

Таблица 1.


№ п/п

Ф.И.О. авторов

Содержание рассматриваемых вопросов

1

И.М. Дубовик, И.П. Подласый, А.П. Тряпицына, Л.Ф.Авдеева, В.Б.Бондаревский, В.П.Борисенков, В.М.Вергасов, И.М.Грушко, Л.Г.Квиткина и др.

Организация учебно-исследовательской деятельности будущих учителей.

2

В.Д.Вильвеев, М.А.Данилов, И.Я.Лернер, П.И.Пидкасистый, Т.Е.Климова и др.

Активизация учебно-исследовательской деятельности в профессиональной подготовке будущих специалистов.

3

В.А. Артемов, Э.В.Белкина, В.Н.Намазов и др.

Развитие творческого потенциала студентов в учебной и исследовательской деятельности.

4

О.А.Абдуллина, О.И.Митрощ, В.А.Сластенин, Н.М.Яковлева и др.

Процесс формирования исследовательских  умений  студентов.

 

На основании анализа вышеуказанных научных работ выявлена направление (поиск, обьяснения, доказательства, эксперимент и др.) и специфика учебно-исследовательской деятельности (рисунок 1).

Исследовательская деятельность обучающихся, по своему смыслу и образовательным функциям является механизмам введения в мир ценностей интеллектуального сообщества, так как она служат включение обучающиеся в исследовательскую работу, в результате которой осуществляется творческий познавательный процесс познании мира.

 

Рисунок 1 -  Специфика учебно-исследовательской деятельности [2, с. 64]

(И.М. Дубовик, И.П. Подласый, А.П. Тряпицына)

В познавательных учебных действиях обучающиеся освоить элементы исследовательской деятельности (умение видеть проблему, работать разными источниками информации, способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, умения адекватно использовать коммуникативные средства и др.).  Например, в постановке целей и задач исследовательской деятельности обучающиеся:  

- выбирает целевые и смысловые установки в своих действиях, поступках;

- ставить цель и самостоятельно планирует деятельность по этапам;

- выбирает методы исследования и планирует эксперименты;

- оформляет результаты достижений и творчески подходит к исследованию и т.д. [3]. 

 Итак, главный смысл исследования в образовании – оно является учебным. В результате обучающиеся приобретают функциональные навыки исследования, у них развиваются способности к исследовательскому типу мышления. 

Проанализировав материалы, посвященные проблеме организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся определены следующие педагогические условия:

- создание исследовательско-творческой среды, обеспечивающей единство углубленного изучения учебных дисциплин (создает благоприятные условия для творческого развития);

- рассмотрение учебно-исследовательскую деятельность как интеграцию учебной и исследовательской деятельности;

- формирование обучающимся ценностное отношение к учебно-исследовательской деятельности и ее результатам. 

- организация субъект-субъектного взаимодействия в системе «учащийся-учитель» в процессе учебно-исследовательской деятельности;

- классификация учебно-исследовательские умения, обучающиеся (информационно-рецептивные, интеллектуально-исследовательские и продуктивные) в соответствии с учебно-исследовательскими действиями; 

- осуществление процесса приобретения исследовательских умений на основе междисциплинарного подхода;

- организация учебного процесса в рамках проектной методики, позволяющей обучать целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы в ходе выполнения задания [1, с. 30-35]. Здесь можно особо отмечать создание исследовательско-творческой среды и организацию субъект-субъектного взаимодействия в системе «учащийся-учитель» в процессе учебно-исследовательской деятельности. Создание благоприятного климата исследовательско-творческой среды развивают обучающиеся навыки самообразования и самостоятельной исследовательской работы.    В результате у них появляются:

- устойчивый интерес к учебному предмету;

- полное усвоение программного материала;

- овладение коммуникативными навыками;

- умение работать с различными источниками информации;

- развитие умений и навыков мыслительной деятельности;

- умение выделять главного, анализ, обобщение, участие в обсуждении проблемы, свое собственное суждение и др.

Соблюдение вышеперечисленных педагогических условий организации учебно-исследовательской деятельности обеспечивают процесс развития профессиональных умений будущего учителя.

 



Список литературы:

1.             Антонова А.М. Педагогические условия организации учебно-исследовательской деятельности учащихся – будущих учителей // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. I междунар. науч.-практ. конф. № 1. Часть I. – Новосибирск: СибАК, 2010.   С. 30-35

2.             Дубовик И.М. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся. – Гомель, 2005. 64 с.

3.             Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся (сборник статей). – М. 2003, Издание МГДД(Ю) Т. 1

4.             Краевский В.В., Бережнова Е.В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. – Москва: Издательский центр «Академия», 2006.  400 с.



Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: