» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Март, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №3 (12) 2018

Автор: Перекрестова Валерия Александровна, Старший преподаватель
Рубрика: Социологические науки
Название статьи: Применение информационных технологий в управлении карьерой специалиста

Статья просмотрена: 685 раз
Дата публикации: 23.02.2018

УДК 005.95:004.9

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УПРАВЛЕНИИ КАРЬЕРОЙ СПЕЦИАЛИСТА

Перекрестова Валерия Александровна

Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет, госква

 

Аннотация. Информационные технологии являются важным и незаменим инструментом в деятельности любого специалиста как в его профессиональной трудовой сфере, так и при планировании и управлении своим развитием, что является залогом построения эффективной карьеры. Построение межличностных коммуникаций для установления новых контактов и поддержки связи с уже существующими контактами стало более эффективным с появлением таких информационных технологий как социальные и профессиональные социальные сети, а процесс развития личностных, профессиональных знаний и умений стал доступным и удобным с появлением электронных курсов обучения и технологий проведения виртуальных конференций.

Ключевые слова: информационные технологии, карьера специалиста, управление персоналом, профессиональные социальные сети.

 

Современное общество живет в век информационных технологий. Под информационными технологиями будем понимать все, что связано с обработкой, хранением и передачей информации [1]. В настоящее время основные бизнес-процессы любой многих организаций автоматизированы и специалисту не нужно прилагать большое количество усилий для того, чтобы выполнить какое-либо действие, связанное будь то с его трудовой деятельностью или с бытовыми ситуациями. В России информационные технологии рассматриваются, как стратегически существенный инструмент, способствующий росту карьеры и улучшению общения с клиентами.

Использование информационных технологий оказывает весомое влияние на управление карьерой любого специалиста. Исходя из этого, следует рассмотреть основные понятия и виды карьеры.

Выбор карьеры является одним из важных решений, которые человек принимает в своей жизни, так как достижения человека в той или иной сфере жизнедеятельности зависит от соотношения между его личностью и характером его работы.А. Кибанов определяет карьеру следующим образом: «карьера – это поступательное продвижение личности в какой-либо сфере деятельности, изменение навыков, способностей, квалифицированных возможностей и размеров вознаграждения, связанных с деятельностью; продвижение вперед по однажды выбранному пути деятельности, достижение известности, славы, обогащения.» [2].

Принято выделять 2 основных вида карьеры: вертикальная и горизонтальная[3].

Под вертикальной карьерой подразумевает собой продвижение по службе вверх. Этот вид карьеры наиболее очевидный, так как сотрудник получает новую должность и новый уровень оплаты своего труда. Именно вертикальная карьера неразделима с понятием «карьерная лестница». Карьерная лестница предусматривает фиксированное время пребывания в каждой должности, после чего работника передвигают вверх на следующую позицию. Достигнув верха карьерного роста, работник по истечении срока не уходит сразу на пенсию, а переходит в другое качество с понижением полномочий по принятию решений (рисунок 1).

Screenshot_3.png

Рисунок 1. Карьерная лестница

Под горизонтальной карьерой подразумевают вид карьеры, который предполагает перемещение в другую функциональную область деятельности, либо выполнение определенной служебной роли на ступени, не имеющей жесткого формального закрепления в организационной структуре. Горизонтальная карьера не означает постоянное и непременное движение вверх по организационной иерархии. Этот вид карьерного роста включает в себя: новые обязанности и статус, увеличение заработной платы и ответственности.

Горизонтальное перемещение работника с одной должности на другую, путем назначения на непродолжительное время предусматривает модель карьеры «Змея». Карьера «змея» предполагает обязательные ротации перед последующими повышениями в должности. Система ротации позволяет работнику познакомиться с различными видами деятельности и стать специалистом широкого профиля (рисунок 2).

Screenshot_5.png

Рисунок 2. Модель «Змея»

Обычно применение данной модели сопровождается определением максимального срока нахождения на руководящих должностях. Например, руководитель предприятия в крупной компании с разветвленной филиальной сетью в регионах не может работать на одной должности более пяти лет, а начальник цехов – более трех лет. Поэтому их перемещают с одного завода на другой. Кроме горизонтальной и вертикальной карьеры, так же выделяют вид карьеры связанный с передвижением в одной или нескольких организациях: межорганизационная и внутриорганизационная.

Под внутриорганизационной понимают, что работник в процессе своей профессиональной деятельности проходит все стадии развития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, уход на пенсию, поддержка и развитие индивидуальных способностей. Эти все стадии работник должен проходить по порядку в стенах одной организации. Эта карьера может быть специализированной и неспециализированной.

Межорганизационная карьера предполагает, что работник в процессе своей профессиональной деятельности проходит все те же стадии развития, все эти стадии работник проходит по порядку, работая на разных должностях и на разных уровнях организации.

Можно рассмотреть возможный карьерный путь на примере профессии программист (рисунок 3).

Рисунок 3.  Карьерный путь программиста

Самая первая ступень «стажер». Обычно программисты начинают свой профессиональный путь именно с этого, часто еще обучаясь в ВУЗе. Но нужно учитывать то, что на входе в компанию молодым специалистам очень редко доверяют участие на крупных проектах.

Вторая ступень «разработчик». На такую должность принимают уже с законченным высшим образованием, нужно владеть различными методами и инструментами анализа и проектирования. В своей профессиональной области на этом этапе сотруднику доверяют разрабатывать программное обеспечение для деятельности компании.

Если сотрудник хорошо себя проявляет и быстро учится, если у него хорошие отношения в коллективе, то, скорее всего, следующей ступенью в его карьере будет должность старший разработчик. IT-специалист, который хорошо владеет не только профессиональными навыками и знаниями разработки, но и который обладает потенциалом в области управления коллективом, имеющий хорошие коммуникативные навыки и знающий специфику работы в команде, может стать уже руководителем группы разработки.

Следующая ступень в карьерном росте программиста – это менеджер проекта. На эту должность может претендовать сотрудник, который сочетает в себе такие навыки, как проектно-технической деятельности, так и управленческой работы.

Далее путь менеджера проекта может зависеть только от того, в какой области он хочет себя проявить. Он может перейти в другой проект, или стать менеджером программы, который может руководить сразу несколькими программами. А дальше уже можно развивать себя до должности директора по разработке и совершенствовать себя до позиции IT-директора.

Но не нужно забывать, что вертикальный карьерный рост не единственный вариант развития. Есть много IT-специалистов, кто оттачивает свой профессионализм и совершенствует себя в горизонтальном направлении, расширяя свой функционал, выполняя новые задачи, становясь универсальным работником. Как показано на рисунке 3 программисты могут попробовать себя в архитектуре, дизайне и даже в аналитике.

Управление карьерой дает возможность «вырастить» специалиста или руководителя организации в ее стенах. Поэтому можно сказать, что управление деловой карьерой является одним из важнейших направлений в управлении персоналом организации. Как  правило, в организациях, где отсутствует управление карьерой, мотивация поведения работает слабо, человек трудится не в полную силу и не стремится повышать квалификацию,  а  рассматривает свою работу в организации как временную [7].

Каждый сотрудник должен планировать и оценивать свою карьеру. Планирование карьеры заключается в том, что с момента принятия работника в организацию и до увольнения с работы, нужно организовывать планомерное горизонтальное и вертикальное продвижение работника по системе должностей или рабочих мест. Развитие профессиональных и личностных знаний и навыков, что является залогом успешной карьеры, которая требует от работника больших усилий, которые в дальнейшем дадут ему различные преимущества.

Процесс поиска работы и общения с коллегами, приобретение новых знаний и умений значительно упростился благодаря развитию информационных технологий.  В современных условиях, для построения эффективной карьеры, специалисту необходимы информационные технологии. Они помогут ему совершать различные трудовые функции где бы он не находился, упрощать сложные и затянутые бумажные процессы, общаться с большим количеством людей буквально одновременно. Эффективный работник тот, кто умеет оптимизировать свои трудовые функции с помощью информационных технологий.

Удобные персональные компьютеры, мобильная связь, интернет – все это появилось относительно недавно, но сейчас человеку сложно себя представить без какого - либо гаджета, связывающего его с окружающим миром.

В свою очередь, специалист должен быть в курсе различных тенденций, происходящих в сфере информационных технологий, чтобы данное взаимодействие было еще более продуктивным. В данное время до 65% совокупного рабочего времени работник расходует на создание, передачу и использование информации. Новый «информационный работник» должен обладать особой информационной культурой и культурой в области работы с информацией. Не следует недооценивать значения данной тенденции для построения управленческой карьеры.  Новые информационные технологии способствуют обмену знаниями, формированию умений и навыков, служат средством добычи карьерной информации и различных вариантов самопрезентаций и т [4].

Информационные технологии в управлении карьерой делятся на (рисунок 4):

Рисунок 4. ИТ управления карьерой

Массу возможностей открывают информационные технологии для обработки информации. Информация как ключевой ресурс развития любой организации должна быть представлена в структурированном виде, понятна и полезна для пользователя. Превращение необработанных, сырых фактов в структурированные отчеты становится доступнее для более широкого круга пользователей с помощью информационных технологий. Существует огромное количество IT- инструментов для обработки информации: от текстовых редакторов (Например, MS Word) до систем управления всеми ресурсами организации (ERP-системы) и различными системами управления базами данных. Навыки применения таких инструментов являются одними из ключевых в деятельности любого специалиста. Таким образом сотрудники обладающие определенной культурой в области работы с информацией и компьютерной грамотностью являются наиболее ценными для работодателя, а следовательно могут рассчитывать на успешный трудовой путь.

Для того, чтобы специалист соответствовал предъявляемым требованиям, ему необходимо с определенной периодичностью проходить обучение, повышать квалификацию, это связано с определенными трудностями: время, затраты, отрыв от производства и т.д. В таких случаях, ситуацию спасают вебинары, онлайн-конференции, позволяющие специалисту, находясь в любой точке города/страны/мира получать необходимую информацию, овладевать новыми знаниями и обсуждать насущные вопросы с коллегами [5].

В последнее время актуальным становится изучение возможностей применения информационных технологий для построения коммуникаций, необходимых в рамках трудового пути специалиста. Открываются такие возможности как: развитие профессиональных знаний путем общения с более опытными специалистами, поиск и общение с будущем работодателем, поиск работодателя наиболее соответствующего ожиданиям кандидата, а также достижения некоторых показателей эффективности работы для дальнейшего успешного продвижения по службе. Например, для сотрудников, занимающихся поиском новых партнеров и клиентов это поиск новых контактов в социальной или профессиональной социальной сети для достижения ключевых показателей эффективности своей трудовой деятельности, установленных в рамках его трудового договора, а при соответствии реализованной работы установленным показателям, производится повышение данного сотрудника по карьерной лестнице. Под термином «профессиональная социальная сеть» для развития карьеры в области информационных технологий понимают интерактивный многопользовательский веб-сайт, контент которого наполняется самими участниками сети. Сайт представляет собой автоматизированную социальную среду, позволяющую общаться на разнообразные темы в рамках профессиональной деятельности. Конечно, социальные сети и профессиональные социальные сети не являются главным средством сетевого развития карьеры, но их возможности в развитии карьеры очень велики на сегодняшний день [8].

Таким образом, можно сделать вывод, что информационные технологии играют очень важную роль в деятельности любого человека. Функционирование и развитие социальной сферы невозможно без обмена информацией. Умение применять в своей деятельности современные информационные технологии становятся одним из главных компонентов профессиональной подготовки любого специалиста.

 



Список литературы:

  1. Венделева, М.А. Информационные технологии в управлении: Учебное пособие для бакалавров / М.А. Венделева, Ю.В. Вертакова. - М.: Юрайт, 2013. – С.79-81
  2. Кибанов, А.Я. Основы управления персоналом: учебник / А.Я. Кибанов.- М.: ИНФРА-М, 2013. – 304 с.
  3. Веснин В. Р. Управление персоналом. Теория и практика: Учебник – М.: ТК Велби, Проспект, 2015. – C.60-65
  4. Акперов, И.Г. Информационные технологии в менеджменте: Учебник / И.Г. Акперов, А.В. Сметанин, И.А. Коноплева. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – С.56-58
  5. Германова В.А., Калинина К.А. Информационные технологии в обучении персонала: Современные тенденции развития науки и технологий. № 9-2016. - С.132-134
  6. Вражнова М.Н., Шастина А.Е. Особенности формирования управленческих компетенций инженерно-технических специалистов. Казанская наука. №3-2013. – С.187-192
  7. Шастина А.Е. Потребность современного инженера в развитии организационноуправленческих компетенций. Теория и практика общественного развития. №6-2013. – С.101-104
  8. Атабекян А.С., Перекрестова В.А., Перекрестов А.Е. Анализ существующих профессиональных социальных сетей как инструмента в профессиональной деятельности специалиста. В сборнике: «XVI международные научные чтения (памяти шувалова и.и.)» сборник статей Международной научно-практической конференции. 2017. С.164-169.
  9. Вражнова М.Н. Макаренко Е.И., Ахтеров А.В. Лезина О.В. Проектирование процессов формирования инженерно-технических кадров. В мире научных открытий. №6-2015. – С.281-290


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: