» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Март, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №3 (12) 2018

Автор: Хромова Алина Олеговна, магистрант
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Учет психологических особенностей эксперта и экспертируемого в ходе экспертизы образовательной деятельности

Статья просмотрена: 299 раз
Дата публикации: 26.02.2018

УДК – 373.24

УЧЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭКСПЕРТА И ЭКСПЕРТИРУЕМОГО В ХОДЕ ЭКСПЕРТИЗЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Хромова Алина Олеговна

магистрант

Северный Арктический Федеральный Университет им. М.В. Ломоносова, г.Архангельск

 

Аннотация. Целью выполненной работы является разбор важности учета психологических особенностей эксперта и экспертируемого в ходе экспертизы образовательной деятельности. В работе выполнен анализ требований к личности эксперта и особенности личности экспертируемого.

Ключевые слова: Экспертиза, эксперт, экспертируемый, образовательная организация, образовательная деятельность, экспертиза образовательной деятельности.

 

В последнее десятилетие практика проведения экспертиз получила достаточно широкое распространение в сфере образования. Экспертизе подвергаются образовательные проекты и опытно-экспериментальная работа, программы развития образования и нормативно-правовые документы, педагогическая деятельность учителей в ходе аттестации и их инновационные разработки, авторские программы и учебно-методические комплексы. Активно вводятся в обиход новые понятия: «психолого-педагогическая экспертиза», «педагогический аудит», «гуманитарная экспертиза». В образовательных учреждениях, органах управления образованием, информационно-диагностических центрах, институтах системы дополнительного образования формируются научно-методические экспертные советы [4].

Экспертизу образовательного учреждения следует понимать как взаимодействие компетентных специалистов с представителями педагогического коллектива учреждения, направленное на совместный анализ степени соответствия деятельности данного педагогического коллектива заявленному уровню профессионально-педагогической компетенции, а также - совместный поиск решения возникающих проблем и путей развития педагогической деятельности данного учреждения [2].

Эксперт - это лицо, осуществляющее профессиональную деятельность, поэтому личность эксперта неотделима от экспертной деятельности. Раскрывая структуру личности эксперта, необходимо выделить в ней подструктуру -  индивидуальные особенности эксперта [1]

Индивидуальные особенности эксперта - это особенности протекания психических процессов личности - ее эмоции, чувства, воля, мышление, память, представления. Эмоции - непосредственное пристрастное переживание жизненного смысла явлений и ситуации, обусловленное отношением их объективных свойств и потребностями личности. Деятельность эксперта не будет успешной, если у него отсутствует положительное эмоциональное отношение к ней. Подъему духовных и физических сил способствует любовь к профессии эксперта. Особое значение уделяется чувствам. Чувства - одна из форм переживания экспертом своего отношения к предметам и явлениям. Из этих чувств необходимо выделить чувство нового, передового в науке, в жизни общества в целом Большое значение имеет чувство ответственности за принимаемые решения, морального удовлетворения от экспертной работы, а также чувства уверенности или неуверенности в своих выводах по конкретной экспертизе. Очень важно, чтобы чувство неуверенности эксперта перешло в чувство уверенности. Необходимо постоянно повышать требовательность к эксперту и экспертной деятельности, систематически анализировать допущенные экспертом ошибки и упущения, воспитывать у эксперта чувства ответственности за выполняемую работу.

Характер личности эксперта тесно связан со способностями. Способности эксперта - это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения экспертной деятельности. Способности  эксперта проявляются в потребности заниматься экспертной деятельностью, в эффективном приобретении экспертом необходимых знаний, навыков, умений, в воспитании таких психологических качеств, как широта, глубина, личности и самостоятельность мышления, быстрота, прочность и точность памяти, живость воображения, устойчивость и переключаемость внимания и др. Способности тесно связаны с психофизиологическими предпосылками: стойкостью образования и прочностью его условных рефлексов и тормозных реакций, легкостью перестройки динамических стереотипов, влияющих на успешное развитие способностей. Успешность деятельности эксперта зависит не от какой-либо одной, а от сочетания разных способностей. В деятельности эксперта постоянно проявляются два вида развития способностей: репродуктивный (степень усвоения знаний, овладения навыками) и творческий (умение находить оригинальные решения в проблемных и конфликтных ситуациях, создавать новое). В деятельности эксперта особое значение придается психофизиологическому качеству  - совести. Совесть есть способность индивида к нравственному самоконтролю, самовыдвижению своих социальных обязанностей, к самооценке и самоконкуренции своих поступков. Эксперт может правильно оценить себя, лишь научившись объективно оценивать других [1].

Не менее важным во время проведения экспертизы является так же учет психологических и индивидуальных особенностей экспертируемого. Развитие личности человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания. С возрастом связаны характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения в развитии. Так, например, развитие мыслительных способностей и памяти наиболее интенсивно происходит в детские и юношеские годы.

В человеческом развитии проявляется общее и особенное. Общее свойственно всем людям определенного возраста, осо­бенное отличает отдельного человека. Особенное в человеке называют индивидуальным, а личность с ярко выраженным особенным - индивидуальностью. Индивидуальность характе­ризуется совокупностью интеллектуальных, волевых, моральных, социальных и других черт личности, которые заметно от­личают данного человека от других людей. Природа щедро одарила человеческий род: на Земле не было, нет и не будет двух совершенно одинаковых людей. Каждый человек - един­ственный и неповторимый в своей индивидуальности.

Индивидуальность выражается в индивидуальных особен­ностях. Возникновение индивидуальных особенностей (разли­чий) связано с тем, что каждый человек проходит свой особый путь развития, приобретая на нем различные типологические особенности высшей нервной деятельности. Последние влияют на своеобразие возникающих качеств. К индивидуальным осо­бенностям относятся своеобразие ощущений, восприятия, мыш­ления, памяти, воображения, особенности интересов, склонно­стей, способностей, темперамента, характера личности. Инди­видуальные особенности влияют на развитие личности. Ими в значительной мере обусловлено формирование всех качеств.

Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо, которое фотографически отображает внешнее воздействие, он выступает как субъект своего собственного формирования и развития, в процессе обучения и воспитания [3].

Следует иметь в виду, что от индивидуальных психологических особенностей экспертируемого зависит выбор форм и методов экспертизы. Именно поэтому одним из этапов экспертизы является сбор информации об экспертируемом.

Из всего вышесказанного следует, что учет психологических особенностей обеих сторон экспертизы немаловажен. И необходимо постоянное совершенствование требований к «фигуре» эксперта. Так как, вся ответственность за учет собственных личностных качеств, и за учет личностных качеств и особенностей объекта возлагается на эксперта.

 

 



Список литературы:

  1. Губина А. М. Влияние особенности личности на экспертную деятельность // Молодой ученый. — 2014. — №19. — С. 412-414. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http:// https://moluch.ru (дата обращения: 02.11.2017).
  2. Киселева Е.В. Профессиональное экспертное сообщество в педагогической экспертизе: характеристики, требования, потенциал / Е.В. Киселева // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - №5. – С. 216-219 . [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://cyberleninka.ru (дата обращения: 02.11.2017).
  3. Пугачев А. С. Возрастные и индивидуальные особенности развития личности // Молодой ученый. — 2012. — №12. — С. 506-510. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http:// https://moluch.ru (дата обращения: 02.11.2017).


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: