» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Март, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №3 (12) 2018
Автор: Хромова Алина Олеговна, магистрант
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Учет психологических особенностей эксперта и экспертируемого в ходе экспертизы образовательной деятельности
Дата публикации: 26.02.2018
УДК
– 373.24
УЧЕТ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭКСПЕРТА И ЭКСПЕРТИРУЕМОГО В ХОДЕ ЭКСПЕРТИЗЫ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Хромова
Алина Олеговна
магистрант
Северный
Арктический Федеральный Университет им. М.В. Ломоносова, г.Архангельск
Аннотация. Целью
выполненной работы является разбор важности учета психологических особенностей
эксперта и экспертируемого в ходе экспертизы образовательной деятельности. В
работе выполнен анализ требований к личности эксперта и особенности личности
экспертируемого.
Ключевые
слова: Экспертиза, эксперт,
экспертируемый, образовательная организация, образовательная деятельность,
экспертиза образовательной деятельности.
В последнее десятилетие
практика проведения экспертиз получила достаточно широкое распространение в
сфере образования. Экспертизе подвергаются образовательные проекты и
опытно-экспериментальная работа, программы развития образования и
нормативно-правовые документы, педагогическая деятельность учителей в ходе
аттестации и их инновационные разработки, авторские программы и
учебно-методические комплексы. Активно вводятся в обиход новые понятия:
«психолого-педагогическая экспертиза», «педагогический аудит», «гуманитарная
экспертиза». В образовательных учреждениях, органах управления образованием,
информационно-диагностических центрах, институтах системы дополнительного
образования формируются научно-методические экспертные советы [4].
Экспертизу образовательного
учреждения следует понимать как взаимодействие компетентных специалистов с
представителями педагогического коллектива учреждения, направленное на
совместный анализ степени соответствия деятельности данного педагогического
коллектива заявленному уровню профессионально-педагогической компетенции, а
также - совместный поиск решения возникающих проблем и путей развития
педагогической деятельности данного учреждения [2].
Эксперт - это лицо,
осуществляющее профессиональную деятельность, поэтому личность эксперта
неотделима от экспертной деятельности. Раскрывая структуру личности эксперта,
необходимо выделить в ней подструктуру -
индивидуальные особенности эксперта [1]
Индивидуальные
особенности эксперта - это особенности протекания психических процессов
личности - ее эмоции, чувства, воля, мышление, память, представления. Эмоции -
непосредственное пристрастное переживание жизненного смысла явлений
и ситуации, обусловленное отношением их объективных свойств и потребностями
личности. Деятельность эксперта не будет успешной, если у него отсутствует
положительное эмоциональное отношение к ней. Подъему духовных
и физических сил способствует любовь к профессии эксперта. Особое
значение уделяется чувствам. Чувства - одна из форм переживания экспертом
своего отношения к предметам и явлениям. Из этих чувств необходимо
выделить чувство нового, передового в науке, в жизни общества
в целом Большое значение имеет чувство ответственности за принимаемые
решения, морального удовлетворения от экспертной работы, а также чувства
уверенности или неуверенности в своих выводах по конкретной экспертизе.
Очень важно, чтобы чувство неуверенности эксперта перешло в чувство
уверенности. Необходимо постоянно повышать требовательность к эксперту
и экспертной деятельности, систематически анализировать допущенные
экспертом ошибки и упущения, воспитывать у эксперта чувства
ответственности за выполняемую работу.
Характер
личности эксперта тесно связан со способностями. Способности эксперта - это
индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием
успешного выполнения экспертной деятельности. Способности эксперта проявляются в потребности
заниматься экспертной деятельностью, в эффективном приобретении экспертом
необходимых знаний, навыков, умений, в воспитании таких психологических
качеств, как широта, глубина, личности и самостоятельность мышления,
быстрота, прочность и точность памяти, живость воображения, устойчивость
и переключаемость внимания и др. Способности тесно связаны с психофизиологическими
предпосылками: стойкостью образования и прочностью его условных рефлексов
и тормозных реакций, легкостью перестройки динамических стереотипов,
влияющих на успешное развитие способностей. Успешность деятельности эксперта
зависит не от какой-либо одной, а от сочетания разных способностей.
В деятельности эксперта постоянно проявляются два вида развития
способностей: репродуктивный (степень усвоения знаний, овладения навыками)
и творческий (умение находить оригинальные решения в проблемных и конфликтных
ситуациях, создавать новое). В деятельности эксперта особое значение придается
психофизиологическому качеству - совести. Совесть есть способность
индивида к нравственному самоконтролю, самовыдвижению своих социальных
обязанностей, к самооценке и самоконкуренции своих поступков. Эксперт
может правильно оценить себя, лишь научившись объективно оценивать других [1].
Не менее важным во время
проведения экспертизы является так же учет психологических и индивидуальных
особенностей экспертируемого. Развитие личности
человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей,
которые необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания. С возрастом
связаны характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его
запросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем каждому
возрасту присущи свои возможности и ограничения в развитии. Так, например,
развитие мыслительных способностей и памяти наиболее интенсивно происходит в
детские и юношеские годы.
В человеческом развитии
проявляется общее и особенное. Общее свойственно всем людям определенного
возраста, особенное отличает отдельного человека. Особенное в человеке
называют индивидуальным, а личность с ярко выраженным особенным -
индивидуальностью. Индивидуальность характеризуется совокупностью
интеллектуальных, волевых, моральных, социальных и других черт личности,
которые заметно отличают данного человека от других людей. Природа щедро
одарила человеческий род: на Земле не было, нет и не будет двух совершенно одинаковых
людей. Каждый человек - единственный и неповторимый в своей индивидуальности.
Индивидуальность выражается в индивидуальных особенностях.
Возникновение индивидуальных особенностей (различий) связано с тем, что каждый
человек проходит свой особый путь развития, приобретая на нем различные
типологические особенности высшей нервной деятельности. Последние влияют на
своеобразие возникающих качеств. К индивидуальным особенностям относятся
своеобразие ощущений, восприятия, мышления, памяти, воображения, особенности
интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности. Индивидуальные
особенности влияют на развитие личности. Ими в значительной мере обусловлено
формирование всех качеств.
Личность
человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных
факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и
внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно
или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное
существо, которое фотографически отображает внешнее воздействие, он выступает
как субъект своего собственного формирования и развития, в процессе обучения и
воспитания [3].
Следует иметь в виду, что от
индивидуальных психологических особенностей экспертируемого зависит выбор форм
и методов экспертизы. Именно поэтому одним из этапов экспертизы является сбор
информации об экспертируемом.
Из всего вышесказанного
следует, что учет психологических особенностей обеих сторон экспертизы
немаловажен. И необходимо постоянное совершенствование требований к «фигуре»
эксперта. Так как, вся ответственность за учет собственных личностных качеств,
и за учет личностных качеств и особенностей объекта возлагается на эксперта.
Список литературы:
- Губина А. М. Влияние особенности личности на экспертную деятельность // Молодой ученый. — 2014. — №19. — С. 412-414. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http:// https://moluch.ru (дата обращения: 02.11.2017).
- Киселева Е.В. Профессиональное экспертное сообщество в педагогической экспертизе: характеристики, требования, потенциал / Е.В. Киселева // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - №5. – С. 216-219 . [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://cyberleninka.ru (дата обращения: 02.11.2017).
- Пугачев А. С. Возрастные и индивидуальные особенности развития личности // Молодой ученый. — 2012. — №12. — С. 506-510. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http:// https://moluch.ru (дата обращения: 02.11.2017).
Комментарии: